Он состоит из четырех разделов: «Сценическая педагогика: диалог культур», «Театральное искусство регионов», «Музыкальное искусство регионов», «Метаморфозы постмодернизма». <...> СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: ДИАЛОГ КУЛЬТУР УДК 792.09:378.6 Ю. А. Васильев Санкт-Петербург КОРРЕКЦИЯ ДИКЦИОННЫХ НЕСОВЕРШЕНСТВ И СПОНТАННОЕ СОЧИНИТЕЛЬСТВО В статье актуализируются вопросы коррекции индивидуальных речевых недостатков будущих актеров. <...> Одной из самых неудобных для преодоления проблем является развитие подвижности голосо-речевого рупора, его динамичного раскрытия по вертикали. <...> Однако вы вряд ли найдете в пособиях по сценической речи разделы, в которых излагаются принципы создания голосо-речевого рупора и приучения языка к работе в новых пространствах. <...> И первые шаги в тренинге должны быть связаны с созданием свободы голосо-речевого рупора и с воспитанием резонирующего дыхания. <...> Сочинение скороговорок в движении и применение намеренно изобретенных студентом жестов продуктивно влияет на темпы и качество исправления речевых нарушений и недостатков. <...> Этот же парень сочинил и оригинальную скороговорку: Петина тётя чуть чего Тютчева читает и чуть чего Петю учит Тютчева читать. <...> В этом упражнении девушка применила движения, позволяющие преодолевать дикционные проблемы и способствующие улучшению качества литературного произношения. <...> Оригинальная скороговорка о королеве, кавалере и короле была сочинена в течение одного занятия. <...> И здесь мы приступаем к описанию приемов спонтанного сочинительства с целью выправления дикционных несовершенств. <...> В сочинении скороговорок вербальное и невербальное уравновешиваются. <...> При отсутствии слушателей или пассивности их восприятия результаты сочинения скороговорки оказываются скучными и стандартными. <...> Она оригинальная, также возникшая в свое время из импровизации: На Шишсушмаше шишкосушильщик Саша не высушил ни шиша7. <...> И студенты совершают открытие: оказывается, шипящие звуки <...>
Искусство_и_искусствоведение_теория_и_опыт_вып._13._Диалог_культур_(1).pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Лаборатория теоретических и методических проблем искусствоведения
ИСКУССТВО И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ:
ТЕОРИЯ И ОПЫТ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Сборник научных трудов
ВЫПУСК 13
Кемерово 2015
1
Стр.1
ББК 85
И86
Редакционная коллегия:
канд. искусствоведения, доктор культурологии,
профессор Кемеровского государственного университета
культуры и искусств Н. Л. Прокопова (отв. редактор);
доктор искусствоведения, профессор Кемеровского государственного
университета культуры и искусств О. В. Синельникова;
канд. культурологии, доцент Кемеровского государственного
университета культуры и искусств В. В. Чепурина;
канд. искусствоведения, доцент Кемеровского государственного
университета культуры и искусств Н. С. Попова
И86
Искусство и искусствоведение: теория и опыт: диалог культур
[Текст]: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Л. Прокопова; пер. Т. А. Григорьянц;
Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово: Кемеров.
гос. ун-т культуры и искусств, 2015. – Вып. 13. – 211 с.
ISBN 978-5-8154-0192-1
ISBN 978-5-8154-0296-6
Настоящее издание представляет собой тринадцатый выпуск сборника научных
трудов «Искусство и искусствоведение: теория и опыт: диалог культур». Он состоит
из четырех разделов: «Сценическая педагогика: диалог культур», «Театральное искусство
регионов», «Музыкальное искусство регионов», «Метаморфозы постмодернизма».
ББК 85
ISBN 978-5-8154-0192-1
ISBN 978-5-8154-0296-6
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2015
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Васильев Ю. А. Коррекция дикционных несовершенств и спонтанное
сочинительство............................................................................................ 3
Кунце М. Сопереживание как творческая основа голосо-речевого
обучения (заметки о работе Ю. А. Васильева в Германии)..................... 21
Заорска М. Между традицией и современностью (о работе над техникой
и выразительностью речи в Театральной академии им. Александра
Зельверовича в Варшаве)......................................................................... 33
Григорьянц Т. А. «Основы гимнастики и акробатики» в пластическом
воспитании актеров и режиссеров: практика кафедры театрального
искусства КемГУКИ.......................................................................... 45
Прокопова Н. Л. Иллюстративный подход в сценическом речевом
искусстве....................................................................................................... 55
Раздел II. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО РЕГИОНОВ
Зубов А. Е. Диалектика режиссуры и сценографии в спектаклях новосибирских
театров рубежа ХХ–ХХI веков................................................ 62
Попова Н. С., Киселёва В. А. Тенденции современной сценографии
в творчестве художника Кемеровского театра для детей и молодежи
Светланы Нестеровой................................................................................. 72
Сабелев М. М. Музыкальный театр регионов России в исследованиях
2000-х годов................................................................................................ 79
Чепурина В. В. Образ шута как воплощение «карнавала социального
насилия» (на примере спектакля «Макбет» по пьесе У. Шекспира
в Кемеровском областном театре драмы им. А. В. Луначарского)......... 95
Раздел III. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО РЕГИОНОВ
Гусева О. В. Динамика развития профессиональной музыкальной
культуры Кузбасса (1980–90-е годы)........................................................ 106
Поморцева Н. В. Влияние фактора индустриальности на процессы
музыкальной жизни Кемеровской области............................................... 116
Мохонько А. П. Джазовые пианисты в сибирском культурном пространстве.....................................................................................................
126
209
Стр.209
Кравченко В. Т. Профессиональное музыкальное искусство Камчатки
на рубеже XX–XXI веков................................................................ 140
Сычёва Г. С. Михаил Гнесин в истории музыкальной культуры
Адыгеи......................................................................................................... 154
Раздел IV. МЕТАМОРФОЗЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА
Иванова О. С. Постмодернистский дискурс в свете полифонического
мышления.................................................................................................... 161
Лейпсон Л. В. Современная музыка в Германии и ее слушатель........... 172
Синельникова О. В. Двойные концерты Родиона Щедрина в контексте
эволюции жанра............................................................................... 184
Черняева Е. Н. Религиозное искусство и искусство на религиозную
тематику: аспекты интерпретации............................................................. 202
Наши авторы............................................................................................... 207
210
Стр.210