Е.Н. Тарасенко, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургского государственного педагогического университета
Образ Богородицы в русской живописи XIX-XX вв.
Отличительные особенности русской духовной живописи — просветлённострогий
внутренний настрой, собранность, чистота и открытость, недопущение
крайностей, излишней эмоциональности, чтобы диапазон чувств и настроений (от
скорби до ликования) не перешёл границ дозволенного, не нарушил равновесия.
На иконах всё соразмерно и упорядоченно, всё призывает человека к гармонии
мыслей и отношений с миром, настраивает на покой, сосредоточенность, самодисциплину.
По мнению Е.Н.Трубецкого, «икона — это не портрет, а прообраз
грядущего храмового человечества. И так как этого человечества мы пока не видим
в нынешних грешных людях, а только угадываем — икона может служить
лишь символическим его изображением» [1, с. 16].
Образ Богородицы оказал огромное влияние на развитие русского искусства,
став символом не только чистоты и красоты, но и единения государства. О
внешнем виде Девы Марии сохранились сведения в исторических описаниях святого
Епифания и Никифора Каллиста: «Она была роста мерного, немного выше
среднего; цвет её лица был как цвет зерна пшеничного; волосы у неё были светлорусые
и несколько златовидные; глаза ясные, взгляд проницательный, со зрачками
как бы цвета маслины; брови немного наклонённые и довольно чёрные, нос
продолговатый, уста, подобные цвету розы, исполненные сладких речей; лицо не
круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные. В ней
во всём была простота и совершенное смирение» [2, с. 15]. Дионисий Ареопагит
через три года после его обращения апостолом Павлом из язычества в христианство
видел Марию в Иерусалиме, когда она была в преклонных летах. Описывая
эту встречу Павлу, Дионисий сообщает, что ум его и сердце изнемогли при созерцании
величия её красоты и что он готов бы ей поклоняться, как Богу, если бы не
ведал, что Бог един. Одежда Марии чужда роскоши и скромна; поступь величественная
и твёрдая, взгляд серьёзный и приятный; речь кроткая, льющаяся прямо
из незлобивого сердца; обращение безыскусное и простое. Как сказано у святых
отцов, «поистине в Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная,
но особенно совершенство её души. Её желание устремлено только к единому
достойному желания и любви; ненависть она имела только ко греху» [3, с.
24].
Богоматери посвящали и посвящают творения художники, поэты, скульпторы,
композиторы, воспевая ей хвалу. Недаром среди обращений к ней: Дева Мария,
Царица Небесная, Мадонна — есть обращение Всепетая. Но только в России
могли появиться образы с удивительными названиями «Неувядаемый цвет», «Аз
есмь с вами и никто же на вы», «Нечаянная радость», «Споручница грешных»,
«Скоропослушница», «Радосте всех радостей». Несмотря на существование иконописного
подлинника (своеобразного справочника церковного художника, где
объяснялось, как нужно и как нельзя писать икону), шаблонных изображений Богородицы
мы не найдём. Да, именно так: канон есть, а шаблонов нет! Сравните
Стр.1