Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки".  / №4 2015

Народное христианство и магические практики кенозерской «знающей» (90,00 руб.)

0   0
АвторыМазалова Наталия Евгеньевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц11
ID341497
АннотацияВ последние десятилетия в отечественной науке активизировалось изучение народного православия как целостной религиозной, ритуально-мифологической системы. Целью данной статьи являются описание и интерпретация репертуара «магических» текстов и практик А.А. Артемьевой - кенозерской «знающей», которая принадлежит к известной на Кенозере семье сказителей Сидоровых. Важное место в статье занимает структурно-функциональный анализ системы связей и отношений между элементами канонического православного богословия и народного благочестия. Источниковую основу исследования составили полевые материалы автора, полученные в процессе экспедиционного изучения традиционной культуры Кенозерья (Плесецкий и Каргопольский районы Архангельской области) летом 1991 года. Основу методологического каркаса статьи составляет методика сравнительно-исторического исследования народной религиозности, позволяющая не только выявить в ее структуре разновременные исторические напластования (церковно-догматическое учение и магический опыт), но и определить их «удельный вес» и механизмы взаимосвязей между ними. Автор раскрывает источники христианских элементов мировоззрения ритуального специалиста - канонические библейские тексты и апокрифы, которые получили широкое распространение в среде старообрядцев. Языческие (вне- или дохристианские) компоненты целостной религиозной системы являются отражением соответствующих мифологических представлений локальной традиции кенозер. Рассматриваемые нарративы, записанные от «знающей» и представляющие контаминацию архаических и христианских мотивов и образов, во многом являются уникальными. Изучение мировоззрения ритуального специалиста позволило сделать вывод о том, что магические представления в нем сочетаются с христианскими и нередко перетекают друг в друга. Сама «знающая» считает греховной деятельность колдунов, а свои магические практики - угодными Богу.
Народное христианство и магические практики кенозерской «знающей» / Н.Е. Мазалова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки". .— 2015 .— №4 .— URL: https://rucont.ru/efd/341497 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В последние десятилетия в отечественной науке активизировалось изучение народного православия как целостной религиозной, ритуально-мифологической системы. <...> Целью данной статьи являются описание и интерпретация репертуара «магических» текстов и практик А.А. Артемьевой - кенозерской «знающей», которая принадлежит к известной на Кенозере семье сказителей Сидоровых. <...> Важное место в статье занимает структурно-функциональный анализ системы связей и отношений между элементами канонического православного богословия и народного благочестия. <...> Источниковую основу исследования составили полевые материалы автора, полученные в процессе экспедиционного изучения традиционной культуры Кенозерья (Плесецкий и Каргопольский районы Архангельской области) летом 1991 года. <...> Основу методологического каркаса статьи составляет методика сравнительно-исторического исследования народной религиозности, позволяющая не только выявить в ее структуре разновременные исторические напластования (церковно-догматическое учение и магический опыт), но и определить их «удельный вес» и механизмы взаимосвязей между ними. <...> Автор раскрывает источники христианских элементов мировоззрения ритуального специалиста - канонические библейские тексты и апокрифы, которые получили широкое распространение в среде старообрядцев. <...> Языческие (вне- или дохристианские) компоненты целостной религиозной системы являются отражением соответствующих мифологических представлений локальной традиции кенозер. <...> Рассматриваемые нарративы, записанные от «знающей» и представляющие контаминацию архаических и христианских мотивов и образов, во многом являются уникальными. <...> Изучение мировоззрения ритуального специалиста позволило сделать вывод о том, что магические представления в нем сочетаются с христианскими и нередко перетекают друг в друга. <...> Сама «знающая» считает греховной деятельность колдунов, а свои магические практики - угодными <...>