Иванников ПОРОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ В статье анализируется процесс порождения деятельности с выделением задач, которые можно соотнести с понятиями «потребность», «мотив», «мотивация», «побуждение к деятельности». <...> Утверждается, что порождение деятельности предполагает наличие у человека поведенческой задачи, возникающей при актуализации потребностей, принятии требований общества или по решению человека как личности. <...> Мотивация понимается как психическое обеспечение процесса порождения деятельности. <...> При анализе порождения деятельности обязательно возникает вопрос о том, что порождает поведение, т.е. что его детерминирует и инициирует в данный момент. <...> Поскольку термины «поведение» и «деятельность» будут постоянно использоваться в работе, поясним, что поведение понимается как наблюдаемая картина физической активности живого существа, а деятельность — как решение живым существом своих жизненных задач поведенческим способом (Иванников, 2014а). <...> Иванников Вячеслав Андреевич — академик РАО, докт. психол. наук, профессор кафедры психологии личности ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. <...> E-mail: vaiv@mail.ru 15 В истории психологии было два принципиальных ответа на вопрос о причинах (детерминантах) и механизмах порождения поведения (деятельности). <...> Первый ответ дала античная психология, введя понятия воли и инстинкта, которые приписывали причину порождения поведения человека и животных им самим, т.е. причина поведения была в самом живом существе. <...> , введя понятие рефлекса как ответного поведения на внешнее воздействие. <...> Гипотеза о наличии инстинктов и воли исходила из предположения, что поведение живых существ есть один из способов решения имеющихся у них жизненных задач, но не давала инструмента (возможностей) для объективного выявления, измерения и контроля причины инстинктивного или волевого поведения, что не позволяло реализовывать принцип детерминизма при объяснении <...>