№ 1 М. А. Иванов КЛИЕНТЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ Статья посвящена изложению методологических принципов авторского подхода к управленческому консультированию. <...> В качестве объекта консультирования рассматривается система, состоящая из трех элементов: клиент—организация—среда; в качестве основной цели консультирования — оптимизация взаимодействия в этой системе. <...> Обсуждаются ценностная основа подхода, принципы взаимодействия с клиентом, позиции консультанта и клиента в процессе работы. <...> Ключевые слова: управленческое консультирование, клиентцентрированный подход, организацияцентрированный подход, системный подход, клиент, контракт, принципы взаимодействия с клиентом, процессность и экспертность в консультировании. <...> При этом управленческое консультирование, наверное, может считаться наиболее наукоемким направлением практики: здесь необходимы знания не только в области организационной психологии и психологии управления, но и в области кибернетики, экономики, финансов, права, часто — инженерные, технологические познания. <...> Поэтому название нашего подхода — клиентцентрированный — может вызывать удивление. <...> Роджерса (2008), основанная на гуманистической традиции и имеющая в качестве Иванов Михаил Аркадьевич — канд. психол. наук, ст. науч. сотр. кафедры социальной психологии ф-та психологии МГУ. <...> E-mail: maivanov@mail.ru 125 базовой аксиомы утверждение, что каждый человек стремится к самоактуализации, к развитию, к самосовершенствованию. <...> При чем здесь управленческое консультирование, которое многими понимается как работа инжиниринговая, экспертная, связанная в большей мере с объективными организационными изменениями? <...> В конце 1980-х гг. мы с большим сомнением относились к попыткам психотерапевтов перенести свой опыт работы с чувствами и переживаниями людей в сферу консультирования по управленческим проблемам бизнесменов и политиков. <...> Нам было известно, что такие <...>