№ 2 Ли На ОБРАЗ МОСКВЫ В ПОВЕСТИ «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» М.А. БУЛГАКОВА Статья посвящена образу Москвы в повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова. <...> Детали городского пейзажа и интерьера, портретные и речевые характеристики персонажей воссоздают исторические и бытовые реалии Москвы 1920-х годов. <...> Образ города как особого художественного феномена стал предметом пристального научного изучения в последние три десятилетия ХХ в. <...> Своеобразным итогом подобного исследовательского интереса явилось понятие «петербургский текст», обоснованное и введенное в научный оборот академиком В.Н. Топоровым. <...> Оно оказалось настолько востребованным в литературоведении и культурологии, настолько «продуктивным», что очень скоро стали говорить не только о петербургском тексте русской литературы, но и о кавказском, пермском, южном и др. <...> Вполне логично появление в научном обиходе такого понятия, как «московский текст» русской литературы. <...> Исследователи литературы ХХ столетия сходятся в том, что на рубеже веков окончился Петербургский период русской литературы и завершающим его произведением оказался роман А. <...> Вписывая свои страницы в московский текст литературы ХХ столетия, Булгаков создает свой миф о Москве, переосмысляя создававшийся на протяжении двух последних веков миф о Петербурге2. <...> Первая московская повесть М.А. Булгакова – «Дьяволиада» – попытка продолжения петербургского мифа, поскольку здесь затрагивается характерная для этого мифа тема «маленького человека», его столкновения с государственностью, показанная через историю Варфоломея Петровича Короткова. <...> Данная тема получает трагическое свое разрешение, Москва утрачивает традиционные приметы «естественного» города, превращается в пространство, где новые «строители чудотворные» в согласии со своим планом строят новую жизнь3. <...> Таким образом, он превращает Москву в Богом проклятое и забытое пространство, от которого, как от Петербурга, может остаться «только туман <...>