Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №6 2013

Н. Г. Чернышевский, беллетрист и эстетик, сегодня (60,00 руб.)

0   0
Первый авторНедзвецкий
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц12
ID338079
АннотацияБыл ли создатель знаменитого романа "о новых людях" художником по роду своего дарования? В чем слабые и сильные стороны эстетики Н. Г. Чернышевского и где ее истоки? Таковы вопросы, на которые отвечает эта статья.
УДК821.161.1.09"18"
Недзвецкий, В. Н. Г. Чернышевский, беллетрист и эстетик, сегодня / В. Недзвецкий // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2013 .— №6 .— С. 63-74 .— URL: https://rucont.ru/efd/338079 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 6 В.А. Недзвецкий Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, БЕЛЛЕТРИСТ И ЭСТЕТИК, СЕГОДНЯ (к 185-летию со дня рождения) Был ли создатель знаменитого романа «о новых людях» художником по роду своего дарования? <...> В чем слабые и сильные стороны эстетики Н. Чернышевского <...> Ключевые слова: беллетрист рационалистического склада, необыкновенный успех и неприятие, трактовка содержания и формы в художественном произведении, общественное назначение искусства. <...> Энциклопедическая личность Николая Гавриловича Чернышевского, мыслителя и революционера, экономиста и полиглота, литературного критика, публициста и переводчика, ныне филологов интересует прежде всего как автора романа «Что делать?» и оппозиционного к соответствующим понятиям своего времени эстетика. <...> Написанный в Петропавловской крепости за четыре месяца и опубликованный «Современником» весной 1863 г. помянутый роман с необычным подзаголовком («Из рассказов о новых людях») был, по свидетельствам Н. Лескова <...> 63 Что же касается таких даровитых русских очеркистов-«шестиде сятников», как Николай Успенский, Василий Слепцов, Александр Левитов, Федор Решетников, Николай Помяловский, Глеб Успенский, то в своем отказе от повествовательного лиризма (исключением здесь стали лишь «Степные очерки» А. Левитова <...> Скабический) и «без прикрас» фиксируемый житейский факт они в немалой мере опирались и на ряд положений магистерской диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». <...> Резко отрицательно отнеслись названные художники и к магистерской диссертации Чернышевского после издания ее отдельной книжкой. <...> Как сугубо утилитарный взгляд на дело художника, подчиняемого злободневным политическим целям, расценили эстетику Чернышевского И. Гончаров <...> Проповедь «порабощения искусства» внехудожественными задачами увидел в ней в одноименной статье 1864 г. критик и беллетрист Н.Д. Ахшарумов. <...> » И как почему-то забывалось, что максима эта провозглашалась содержанкой <...>