ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО» Образ рябины в романе Б. <...> Пастернака «Доктор Живаго», отчасти фольклорный по своему происхождению, глубоко символичен, многозначен и динамичен: воспринимается как знак богатства и красоты русской природы и ассоциируется с женской нежностью, но одновременно и со смертью, кровью, страданиями. <...> Пастернака «Доктор Живаго» считается загадочным и необычным произведением. <...> Д.C. Лихачев рассматривает как многоплановое жанровое произведение (роман-автобиография, роман-эпопея, роман-лирическое стихотворение), а сам Пастернак говорил, что это роман-сказка, возможно, имея в виду скрытую фольклорную интертекстуальность. <...> Необычность «Доктора Живаго» во многом предопределена его композиционно-жанровой спецификой, одной из основных особенностей которой является лирико-символическая система образов русской природы: леса и сада, рябины, воды, метели и снега, оврага, огня горящей свечи. <...> Эти образы неизменно звучат на протяжении всего романа, придавая повествованию особую лирическую тональность, объединяя смысловое пространство контрапунктных сюжетных линий. <...> А характерное для русского национального сознания восприятие рябины было довольно широким и неоднозначным. <...> 163 Рябина — «символ красоты, одиночества, страдающей и томящейся русской души… рябина в русском фольклоре традиционно является воплощением самопожертвования и беззащитности»3. <...> «В XVI веке в России рябина считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце»4. <...> Кроме того, рябина нередко воспринималась как символ «горькой судьбы»: у М. Цветаевой <...> «Рябина — Судьбина Горькая», и тут же — «Судьбина Русская5. <...> Рябина воспринималась как целебное дерево, «считалось, что “рябиновый дух” отгоняет все болезни, и поэтому на Руси издавна был распространен обычай выносить больного под рябиновое дерево»6. <...> С цветением рябины в сознании русского человека также связана пора встреч <...>