ЖАНР В статье прослеживается история создания автобиографической повести в рассказах «Последний поклон», главной «заветной» книги В.П. Астафьева, которая напрямую связана со становлением ее жанра (цикл рассказов — повесть — повесть в рассказах). <...> Такая повесть наиболее органична в художественном мире Астафьева, отдающего предпочтение жанру рассказа или большим прозаическим формам, созданным на основе рассказа. <...> Ключевые слова: замысел, история создания, жанр, цикл рассказов, повесть, повесть в рассказах The history of creating the autobiographical novel in short stories “The Last Bow” — V.P. <...> жанра, наиболее точно отвечающего его творческому замыслу, который созрел далеко не сразу. <...> Позднее эти рассказы вошли в «Последний поклон», правда, в иной очередности, а некоторые с измененным названием (например, рассказ «По сено» переименован потом в «Запах сена»). <...> Астафьев писал свои «страницы из детства» в перерывах, отвлекаясь от «главной» работы. <...> «С появлением рассказов “Конь с розовой гривой” и “Монах в новых штанах” (1966) я понял, — вспоминал писатель, — что из всего этого может получиться книга»4. <...> Это издание еще сильно отличается от итогового трехкнижья, канонического варианта, включенного в 15-томное собрание сочинений (Красноярск, 1997–1998) Астафьева, хотя бы тем, что здесь всего 15 рассказов, а там 32. <...> Жанр «Последнего поклона» (1968) писатель определял как повесть, еще не осознавая всей ответственности подобного жанрового определения. <...> Для того чтобы сборник рассказов превратился в повесть, в нем должно произойти осмысленное соединение частей в целое, должна существовать серьезная внутренняя взаимосвязь элементов. <...> Это два сквозных главных героя — бабушка по линии матери Катерина Петровна Потылицына и ее внук Витя Потылицын, будущий писатель Виктор Петрович Астафьев (фамилия отца). <...> Удачно найдено начало повествования, роль которого выполняет рассказ «Далекая и близкая сказка. <...> Он так и будет стоять во главе текста от начала до конца <...>