№ 3 Ю.А. Зинова, О.В. Драгой, О.В. Федорова ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ДАННЫЕ ЯЗЫКОВОЙ ПАТОЛОГИИ* В работе показано, как использование лингвистической теории и методологии помогает понять характер распада языковой функции при локальных поражениях головного мозга. <...> В результате применения экспериментальной методики референциальной коммуникации, позволяющей анализировать речевое взаимодействие собеседников в процессе реального общения, были выявлены качественные и количественные особенности лексического выбора у пациентов с языковыми расстройствами. <...> Поражение головного мозга, причиной которого может быть инсульт, травма или другой патологический процесс, часто сопровождается нарушением понимания и/или порождения речи — возникает афазия. <...> Афазию следует отличать от периферических нарушений артикуляции или органов слуха (афазия — это системный языковой дефицит), от расстройств усвоения языка (афазия является приобретенным дефицитом), от психиатрических болезней (афазия имеет очевидные органические причины) и от диффузных прогрессирующих нейропатологий (афазия возникает при «очаговых» поражениях). <...> Таким образом, афазия — нарушение уже сформированной системы языка, возникающее при локальном поражении мозга. <...> Поражения определенных областей головного мозга связывают с нарушениями отдельных звеньев речевой деятельности [Лурия, 1947]. <...> Большинство выделенных форм афазии коррелирует с нарушением нормального функционирования корковых структур левого полушария. <...> Нарушение экспрессивной стороны речи является характерной чертой дисфункции передних отделов мозга, включающих классическую речевую зону Брока. <...> К этому типу относятся: эфферентная моторная, афферентная моторная и динамическая афазии. <...> При эфферентной моторной афазии помимо трудностей произношения, возникающих на уровне переключения с одной артикуляционной позы на другую, часто страдает <...>