Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645572)
Контекстум
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №3 2010

Поэтика повторов в поэзии Иосифа Бродского (60,00 руб.)

0   0
Первый авторРоманова
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц10
ID337642
АннотацияРассматриваются особенности функционирования разноуровневых повторов в поэзии Бродского в разные периоды творчества поэта.
УДК821.161.1.09"1917/1991"
Романова, И. Поэтика повторов в поэзии Иосифа Бродского / И. Романова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2010 .— №3 .— С. 105-114 .— URL: https://rucont.ru/efd/337642 (дата обращения: 16.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 3 И.В. Романова ПОЭТИКА ПОВТОРОВ В ПОЭЗИИ ИОСИФА БРОДСКОГО В статье рассматриваются особенности функционирования разноуровневых повторов в поэзии Бродского в разные периоды творчества поэта. <...> В ранней лирике Бродского повтор является ведущим организующим принципом построения текста. <...> Повторы пронизывают стихотворения Бродского на фонетическом уровне, морфемном, лексическом, синтаксическом. <...> Повторяться может лексема, играющая роль ключевой темы или ключевого образа стихотворения. <...> Холмы – это крик, рыданье, уходят, приходят вновь (I: 234)1, или в качестве образа сопоставления: в стихотворении «Определение поэзии» слово запоминать повторяется 10 раз, оно выделено графически, будучи сдвинутым влево, или композиционно, поскольку поставлено в начало каждого следующего предложения. <...> В стихотворении повтор лексемы запоминать играет роль образа сопоставления к основанию, вынесенному в заглавие, – определение поэзии: поэзия – это принцип запоминания, художественной памяти. <...> Повторы у Бродского являются следствием влияния музыкальной поэтики. <...> 105 Так, например, в стихотворении «Вальсок» (I: 40) обращение к двусложному метру – четырех-трехстопному ямбу вместо ожидаемого трехстопного, имитирующего ритм вальса, компенсируется анафорическими повторами Проснулся я, эпифорой и я заснул опять, а также синтаксическим параллелизмом, которые создают впечатление кружения в вальсе2. <...> Повторы в ранней лирике Бродского объясняются и представлением о поэзии как о ритмично раскачивающемся маятнике. <...> Образ маятника, выведенный крупным планом в финале поэмы «Зофья» и отозвавшийся в «Рождественском романсе», выражает идею соединения противоположного и идею повторяемости. <...> Эта связь возможна благодаря принципу повторяемости, который многое объясняет в поэтиче ском мире Бродского. <...> Отсюда – образ лирического героя как нового Данта, отсюда – многочисленные соотнесения лирического «я» с образом Одиссея (особенно <...>