Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности (110,00 руб.)

0   0
АвторыХлызова Наталья Юрьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц22
ID336924
АннотацияВ автореферате обосновывается теоретический статус понятия "медиакомпетентность вторичной языковой личности", выявляются педагогические условия формирования медиакомпетентности, описываются способы проверки уровней сформированности медиакомпетентности вторичной языковой личности.
Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности / Н.Ю. Хлызова .— : [Б.и.], 2011 .— 22 с. — URL: https://rucont.ru/efd/336924 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Хлызова Наталья Юрьевна Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Москва 2011 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Научный руководитель: Официальные оппоненты: кандидат педагогических наук, доцент Иванова Людмила Анатольевна доктор педагогических наук, профессор Лямзин Михаил Алексеевич кандидат педагогических наук, доцент Кабанова Ольга Яковлевна Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет» им. <...> Создание единого мирового информационного пространства требует от человека умений грамотно оперировать медиаинформацией и осуществлять медиатизированное общение. <...> Основными составляющими единого мирового информационного пространства являются медиа, язык, культура. <...> Именно языковое и культурное разнообразие данного пространства детерминирует формирование у человека не только медиакомпетентности, но и особых языковых и культурных готовностей и способностей, которые рассматриваются как «вторичная языковая личность» (И.И. Халеева). <...> Вторичная языковая личность в современных условиях выступает залогом успешности человека в едином мировом информационном пространстве. <...> Поэтому общепедагогической задачей образовательной системы становится формирование не только медиакомпетентности, но и формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности: характеристики, способствующей функционированию в едином мировом информационном пространстве. <...> Учитывая современную потребность общества в медиакомпетентных гражданах, особенно важным становится выявление педагогических условий формирования медиакомпетентности <...>
Педагогические_условия_формирования_медиакомпетентности__вторичной_языковой_личности_.pdf
На правах рукописи Хлызова Наталья Юрьевна Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Москва 2011
Стр.1
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Научный руководитель: Официальные оппоненты: кандидат педагогических наук, доцент Иванова Людмила Анатольевна доктор педагогических наук, профессор Лямзин Михаил Алексеевич кандидат педагогических наук, доцент Кабанова Ольга Яковлевна Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет» им. М.А. Шолохова Защита состоится 15 марта 2011 г. В 11.30 на заседании диссертационного совета Д.212.135.03 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук в ГОУ ВПО МГЛУ. Адрес совета: 119 034, Москва, Остоженка, 38 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО МГЛУ по адресу: 119 034, Москва, Остоженка, 38. Автореферат разослан «_5_» февраля 2011 г. Учёный секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент 2 И.А. Смольянникова
Стр.2
Реферируемая диссертация посвящена проблеме формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Создание единого мирового информационного пространства требует от человека умений грамотно оперировать медиаинформацией и осуществлять медиатизированное общение. В настоящее время медиакомпетентность становится одним из важнейших качеств личности, а её формирование – одной из актуальных проблем общей педагогики. Основными составляющими единого мирового информационного пространства являются медиа, язык, культура. Именно языковое и культурное разнообразие данного пространства детерминирует формирование у человека не только медиакомпетентности, но и особых языковых и культурных готовностей и способностей, которые рассматриваются как «вторичная языковая личность» (И.И. Халеева). Вторичная языковая личность в современных условиях выступает залогом успешности человека в едином мировом информационном пространстве. Поэтому общепедагогической задачей образовательной системы становится формирование не только медиакомпетентности, но и формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности: характеристики, способствующей функционированию в едином мировом информационном пространстве. Учитывая современную потребность общества в медиакомпетентных гражданах, особенно важным становится выявление педагогических условий формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Несмотря на то, что исследованию проблем медиакомпетентности (Е.А. Бондаренко, А.В. Фёдоров, А.В. Шариков и др.) и вторичной языковой личности (Н.Д. Гальскова, И.И. Халеева, К.Н. Хитрик, А.Н. Щукин и др.) уделяется немало внимания, современная педагогическая наука не даёт ответа на вопрос какие педагогические условия могут способствовать успешному формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью определения условий формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблематики. Объект исследования – процесс формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Предмет исследования – педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Цель исследования заключается в теоретической разработке и обосновании педагогических условий формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности, экспериментальной проверке их эффективности. Гипотеза исследования: педагогический процесс формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности будет эффективным, если создан и реализован следующий комплекс педагогических условий: 3
Стр.3
 контентных, предполагающих введение медиаобразовательного компонента в содержание учебной дисциплины «Практический курс иностранного языка»; содержательное наполнение, предусматривающее регулярное и педагогически обоснованное применение медиа в образовательном процессе с целью формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности;  организационных, включающих вовлечение обучающихся в активную медиа деятельность в образовательном процессе в соответствии с их индивидуальным уровнем медиакомпетентности, выявленным в ходе педагогического мониторинга; систематическая диагностика уровней сформированности медиакомпетентности вторичной языковой личности педагогом и обучающимися на всех этапах её становления и коррекция в направлении совершенствования;  мотивационных, основанных на становлении устойчивой мотивации обучающихся и педагогов к формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности: переводе процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности в осознанное стремление обучающихся к самосовершенствованию в межкультурной коммуникации на межличностном и медиатизированном уровнях; педагогическом руководстве, направленном на объединение усилий всего педагогического коллектива образовательного учреждения на обновление содержания образования и применение современных информационно-коммуникационных технологий. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования: 1. Теоретически обосновать необходимость и возможность формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. 2. Определить специфическую педагогические сущность условия понятия «медиакомпетентность вторичной языковой личности», установить его статус в категориальной и понятийной системе образования как интегративной стратегической характеристики личности. 3. Выявить формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности, направленные на создание медиаобразовательной среды обучения, и экспериментально проверить их эффективность. 4. Разработать и проверить опытным путем показатели и уровни сформированности медиакомпетентности вторичной языковой личности. Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые: − на основе анализа современных тенденций развития информационного общества и концепций медиаобразования теоретически обоснована медиакомпетентности вторичной языковой личности; − определена сущность возможность и необходимость формирования специфическая понятия «медиакомпетентность вторичной языковой личности», установлен его статус 4
Стр.4
в категориальной и понятийной системе образования как интегративной стратегической характеристики личности; − выявлены и проверены опытным путем педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности направленные на создание медиаобразовательной среды обучения; − разработаны показатели и уровни сформированности медиакомпетентности вторичной языковой личности. Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что: − проанализированы и обобщены существующие в современном научном знании представления о медиакомпетентности личности как ведущей цели медиаобразования; − доказана возможность и необходимость формирования медиакомпетентности у вторичной языковой личности; − на основе концепции вторичной языковой личности (И.И. Халеева), обоснован феномен медиакомпетентности вторичной языковой личности, выявлены педагогические условия её формирования; − результаты исследования направлены на дальнейшее развитие общепедагогических концептуальных положений о вторичной языковой личности и создают предпосылки для дальнейших теоретических и прикладных исследований формирования её медиакомпетентности. Практическая значимость исследования состоит в том, что оно ориентирует педагогов образовательных учреждений на целенаправленное и организованное формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности. В диссертации разработано и экспериментально проверено учебнометодическое сопровождение процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности на основе создания вебсайта образовательного учреждения как медиаобразовательной среды обучения, разработки рабочей программы по практическому курсу 2-го иностранного (английского) языка по специальности 031202 «Перевод и переводоведение» с комплектом дидактических материалов по формированию у обучающихся медиакомпетентности вторичной языковой личности, которые могут быть использованы в педагогической деятельности образовательных учреждений различных типов и видов. Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечены методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования; сочетанием теоретического и экспериментального этапов исследования, количественного и качественного анализа полученных результатов; разнообразием методов и методик, соответствующих цели, предмету и задачам исследования; использованием при обработке полученных данных методов математической статистики. Методологическую основу исследования составили: 1) компетентностный подход к результатам образования (В.А. Болотов, 5
Стр.5