Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
0   0
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц7
ID336239
АннотацияПубликуется глава из сочинения еврейского философа Давида ибн Марван ал-Мукаммиса "Двадцать глав". Толчком к публикации текста послужила находка новых фрагментов трактата, позволивших в значительной степени реконструировать большинство глав.
УДК165
Двадцать глав // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. .— 2011 .— №3 .— С. 81-87 .— URL: https://rucont.ru/efd/336239 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 3 ПУБЛИКАЦИИ Давид Ибн Марван Ал-Мукаммис ДВАДЦАТЬ ГЛАВ. <...> УЧЕНИЕ О ЗНАНИИ И ИСТИНЕ 1) Итак, мы перечислили аспекты, с помощью которых следует исследовать все познаваемое, а именно существование вещи, которую исследуют, ее сущность, качество и обоснование, и привели определения и подразделения каждого из них. <...> Это демонстрирует следующая таблица: Для познания (ma‘rifa), что такое знание (‘ilm), необходимо ответить на четыре вопроса: Во-первых, существует ли знание или нет? <...> Начнем мы с вопроса, существует ли знание или нет, и скажем, что некоторые люди утверждали, что знания нет. <...> Это утверждение они подкрепляли слабыми аргументами, которые нет нужды приводить здесь, так как другие помимо нас уже подробно изложили их. <...> Мы же упомянем один из аргументов против них, утверждающий и доподлинно устанавливающий наличие знания. <...> ». Если он ответит: «По знанию», то он тем самым признает наличие знания, которое он прежде отрицал. <...> Эта аргументация позволяет установить и утвердить наличие знания. <...> Мы говорим, что определение знания таково: это истинное постижение (tah qīq) познаваемых (madrūka) объектов без сомнения (shaqq) и без выдумок (z ann) и подтверждение (ithbāt) познания (ma‘rifa) их с помощью определения и непротиворечивого описания2. <...> Если же хочешь, можешь определить его так: знание — это образ (s ūra) чувственно постигаемых объектов (makhs ūs āt) в душе, а также полагание (taqdīr) душой существования (wujūd) умопостигаемых объектов (ma‘qūlāt)3. <...> 5) Это демонстрирует следующая таблица: Есть два определения знания Первое: знание — это истинное постижение познаваемых объектов без сомнения и без выдумок и подтверждение познания их с помощью определения и непротиворечивого описания Второе: знание — это образ чувственно постигаемых объектов в душе, а также постулирование душой существования умопостигаемых объектов [Качество знания] оно. <...> 6) Теперь перейдем к качеству знания и рассмотрим, каково Мы утверждаем, что знание — это духовная акциденция <...>