Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Ландшафтоведение (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБобкова Ю. А.
АвторыАбакумов Н. И.
ИздательствоИзд-во Орел ГАУ
Страниц56
ID336198
АннотацияУчебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы разработано доцентами кафедры земледелия, кандидатами сельскохозяйственных наук Бобковой Ю.А. и Абакумовым Н.И.
Кому рекомендованоДля бакалавров по направлению подготовки «Агрохимия и агропочвоведение».
УДК911.52
ББК26.82
Бобкова, Ю.А. Ландшафтоведение : учеб.-метод. пособие для лаб.-практ. занятий и самостоят. работы / Н.И. Абакумов; Ю.А. Бобкова .— Орёл : Изд-во Орел ГАУ, 2015 .— 56 с. — URL: https://rucont.ru/efd/336198 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет агробизнеса и экологии Кафедра земледелия «ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ» Учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов для бакалавров по направлению подготовки «Агрохимия и агропочвоведение» Орел—2015 УДК 911.52 Бобкова, Ю.А. Ландшафтоведение: учебно-методическое пособие / Ю.А. Бобкова, Н.И. Абакумов. <...> Агроэкологическая характеристика и использование ландшафтов лесостепной зоны…………………………. <...> …55 3 Введение Ландшафтоведение – физико-географическая наука, предметом исследования которой выступают сложные природные территориальные и антропогенные комплексы – ландшафты. <...> В историческом плане эта идея развивалась в двух направлениях и привела к представлениям о географической оболочке и природном территориальном комплексе (ПТК). <...> В понятии о географической оболочке получили воплощение мысли о целостном географическом комплексе глобального масштаба, в понятии о ПТК – представление о комплексах локальной или региональной размерности. <...> Системный подход позволил выработать стройное представление об уровнях организации ПТК (планетарном, региональном, локальном), их структуре, взаимосвязях. <...> Цель дисциплины – формирование современных знаний и навыков о ландшафтах (геосистемах), об их строении, свойствах, динамике, геоэкологических и геохимических принципах проектирования и использования природно-антропогенных ландшафтов. <...> Задачи дисциплины: - ландшафтный анализ территории и установление связи между компонентами ландшафта; - выделение и описание структур ландшафта; - овладение методами и способами оценки экологического состояния природно-антропогенных ландшафтов и его рационального использования. <...> Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения <...>
Ландшафтоведение_Учебно-методическое_пособие.pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет агробизнеса и экологии Кафедра земледелия «ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ» Учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов для бакалавров по направлению подготовки «Агрохимия и агропочвоведение» Орел—2015
Стр.1
УДК 911.52 Бобкова, Ю.А. Ландшафтоведение: учебно-методическое пособие / Ю.А. Бобкова, Н.И. Абакумов. — Орел: издательство ОрелГАУ, 2015. — 56 с. Пособие разработано доцентами кафедры земледелия, кандидатами сельскохозяйственных наук Бобковой Ю. А. и Абакумовым Н.И. Рецензенты: Наполова Г.В. – доцент кафедры «Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВПО ГУ-УНПК, к. б. н. Гурин А.Г.— заведующий кафедрой агроэкологии и охраны окружающей среды, д. с.-х. н., профессор Учебное пособие одобрено и рекомендовано к изданию методической комиссией факультета агробизнеса и экологии по направлению подготовки агрохимия и агропочвоведение» (протокол № _6_ от____30.03.______ 2015г.) и методическим советом ФГБОУ ВПО «Орел ГАУ» (протокол № _6_ от __15.04.________2015 г.) 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………….…4 Раздел 1 …………………………………………………………………….7 Раздел 2……………………………………………………………………..8 Практическая работа №1. Карты. Их классификации. Топографические знаки………………………………………………………………………...8 Практическая работа №2. Формы и элементы рельефа………………...21 Практическая работа №3. Ландшафтный и агроландшафтный анализ планово-картографического материала………………………………....28 Практическая работа №4. Классификация склонов и характеристика субгоризонтальных поверхностей……………………………………….30 Практическая работа №5. Морфологическая структура агроландшафтов……………………………………………………….......35 Практическая работа №6-7. Элементарные геохимические агроландшафты……………………………………………………………………...38 Практическая работа № 8. Агроэкологическая характеристика и использование ландшафтов лесостепной зоны…………………………....48 Занятие – учебная игра: Физико-географическое районирование России …………………………………………………………………….………..51 Словарь употребляемых терминов и понятий…………………………..53 Литература……………………………………………………………...…55 3
Стр.3
Введение Ландшафтоведение – физико-географическая наука, предметом исследования которой выступают сложные природные территориальные и антропогенные комплексы – ландшафты. Важнейшей научной предпосылкой формирования ландшафтоведения явилась идея взаимной связи и взаимной обусловленности компонентов природы. В историческом плане эта идея развивалась в двух направлениях и привела к представлениям о географической оболочке и природном территориальном комплексе (ПТК). В понятии о географической оболочке получили воплощение мысли о целостном географическом комплексе глобального масштаба, в понятии о ПТК – представление о комплексах локальной или региональной размерности. Осознание системной организации географической оболочки привело к внедрению и признанию системного подхода, как общенаучного междисциплинарного фундаментального принципа физической географии и ландшафтоведения. Системный подход позволил выработать стройное представление об уровнях организации ПТК (планетарном, региональном, локальном), их структуре, взаимосвязях. Сформировалась четкая схема исследования ландшафтов с учетом их, иерархичности и взаимосвязей. Кроме того, системный подход способствовал более быстрому проникновению в ландшафтоведение представлений, терминов и методов из математики, физики, биологии, экологии. Благодаря этому в ландшафтной науке появились такие понятия, как целостность, упорядоченность, организация, устойчивость, саморегуляция, функционирование. В свою очередь, это дало толчок к изучению природных процессов и выяснению их роли в формировании тех или иных свойств ландшафтов. Наконец, благодаря системному подходу ускорилось понимание того, что антропогенное воздействие приводит к формированию нового типа геосистем – природно-антропогенных и техногенных (геотехнических). Сравнительно новым подходом является экологический, базирующийся на экосистемной концепции. Экосистема (экологическая система) представляет собой биоцентрическое образование, состоящее из ядра и среды. В качестве ядра выступают отдельные живые организмы или их сообщества (биоценозы), в качестве среды – совокупность факторов их обитания. На первый взгляд понятие «экосистема» родственно понятиям «ландшафт» и «геосистема». На самом деле между ними существуют принципиальные различия: 1) экосистема не ограничена пространственными рамками, в то время как географические объекты все4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.