№ 5 Д.Ю. Арапов (доктор ист. наук, профессор кафедры истории России до начала XIX в. исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ИСЛАМСКАЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ Статья посвящена политике Екатерины II в отношении ислама и мусульман России. <...> * * * Религиозная политика Екатерины Великой во многом являлась продолжением деятельности ее великого предшественника Петра I. <...> По их общему мнению, институты всех российских конфессий должны были являться верными помощниками светской власти, а первостепенным в их деятельности — защита «державных интересов». <...> В то же время в отличие от своих предшественников Екатерина II заметно расширила пределы религиозных свобод для неправославного населения. <...> Деятельность российского «мусульманства» различными способами * Арапов Дмитрий Юрьевич, тел. <...> Особую жесткость здесь проявила созданная в Казани в 1740 г. Новокрещенская миссионерская контора, служители которой зачастую прибегали к насильственным методам. <...> Подобные антиисламские действия вызывали недовольство лояльных в целом по отношению к монархии Романовых верхов мусульманской уммы (общины) России. <...> Оно нашло свое отражение в наказах мусульманских депутатов в Уложенную комиссию 1767 г. Здесь мусульмане Казанской, Пензенской, Воронежской и других губерний подчеркивали необходимость снять ограничения в отправлении религиозных обрядов ислама, дабы его последователи могли свободно соблюдать культовые требования «магометанского закона»3. <...> В это же время и сама Екатерина стала осознавать необходимость изменения исламской политики царизма. <...> Вскоре после своего воцарения императрица упразднила в 1763 г. вызывавшую особое недовольство нехристианских «иноверцев» Новокрещенскую миссионерскую контору. <...> Важную роль в осмыслении Екатериной проблем российского ислама сыграло личное посещение царицей Поволжья весной—летом 1767 г., незадолго до начала работы Уложенной комиссии. <...> Побывав в Казани, Екатерина писала <...>