Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 8. История.  / №5 2014

Исламская политика Екатерины Великой (60,00 руб.)

0   0
Первый авторАрапов
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц13
ID335882
АннотацияИсследуются политика Екатерины в отношении ислама и мусульманского населения России. Подчеркивается, что религиозная политика императрицы носила веротерпимый характер.
УДК94(470+571)"17/1917"
Арапов, Д. Исламская политика Екатерины Великой / Д. Арапов // Вестник Московского университета. Серия 8. История. .— 2014 .— №5 .— С. 25-37 .— URL: https://rucont.ru/efd/335882 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 5 Д.Ю. Арапов (доктор ист. наук, профессор кафедры истории России до начала XIX в. исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ИСЛАМСКАЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ Статья посвящена политике Екатерины II в отношении ислама и мусульман России. <...> * * * Религиозная политика Екатерины Великой во многом являлась продолжением деятельности ее великого предшественника Петра I. <...> По их общему мнению, институты всех российских конфессий должны были являться верными помощниками светской власти, а первостепенным в их деятельности — защита «державных интересов». <...> В то же время в отличие от своих предшественников Екатерина II заметно расширила пределы религиозных свобод для неправославного населения. <...> Деятельность российского «мусульманства» различными способами * Арапов Дмитрий Юрьевич, тел. <...> Особую жесткость здесь проявила созданная в Казани в 1740 г. Новокрещенская миссионерская контора, служители которой зачастую прибегали к насильственным методам. <...> Подобные антиисламские действия вызывали недовольство лояльных в целом по отношению к монархии Романовых верхов мусульманской уммы (общины) России. <...> Оно нашло свое отражение в наказах мусульманских депутатов в Уложенную комиссию 1767 г. Здесь мусульмане Казанской, Пензенской, Воронежской и других губерний подчеркивали необходимость снять ограничения в отправлении религиозных обрядов ислама, дабы его последователи могли свободно соблюдать культовые требования «магометанского закона»3. <...> В это же время и сама Екатерина стала осознавать необходимость изменения исламской политики царизма. <...> Вскоре после своего воцарения императрица упразднила в 1763 г. вызывавшую особое недовольство нехристианских «иноверцев» Новокрещенскую миссионерскую контору. <...> Важную роль в осмыслении Екатериной проблем российского ислама сыграло личное посещение царицей Поволжья весной—летом 1767 г., незадолго до начала работы Уложенной комиссии. <...> Побывав в Казани, Екатерина писала <...>