В работе представлены результаты исследования реактивности параметров вариабельности ритма сердца (ВСР) в ответ на когнитивную нагрузку в виде решения математических примеров в уме и в восстановительном периоде у детей 8-10 лет, имеющих различные варианты соматической конституции. <...> Методом кластерного анализа установлены типы реакции вегетативного гомеостаза на когнитивную нагрузку. <...> Направление вегетативных сдвигов во время нагрузки связано с фоновым уровнем активности вегетативных звеньев регуляции, т. е. с исходным тонусом. <...> Наиболее типичный вариант реагирования на когнитивную задачу характеризуется снижением общей мощности спектра за счет уменьшения высокочастотного компонента и усиления симпатической активности, сопровождается ростом централизации в управлении сердечным ритмом. <...> Выявлено, что реактивность параметров кардиоритма в процессе когнитивной деятельности связана с функциональными характеристиками (исходный вегетативный тонус и функциональное состояние). <...> Установлено, что у детей со значительно сниженным и удовлетворительным функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы высокую долю выборки составляют наименее оптимальные варианты реакции вегетативного гомеостаза на когнитивную нагрузку. <...> Оптимальные варианты чаще встречались в группах детей с высоким и средним функциональным состоянием. <...> Оптимальную реакцию на когнитивную нагрузку демонстрируют дети мышечного соматотипа. <...> Высокая доля энергодефицитных вариантов реакции на когнитивную нагрузку отмечается у детей-астеников. <...> Наименьшее воздействие данного вида нагрузки установлено для детей дигестивного соматотипа, однако при низких фоновых значениях параметров ВСР у 66,6 % выборки восстановительный период становится более затяжным. <...>