Министерство образования Российской Федерации
Омский государственный университет
УДК 001.8
ББК 72.4(2)Я7
Р 178
Рекомендовано в качестве учебного пособия
учебно-методическим советом ОмГУ
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор Н.К. Поздняков,
доктор исторических наук, профессор О.Г. Дука,
доктор технических наук, профессор А.Г. Теслинов
В.И. РАЗУМОВ
КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ
МЕТОДОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧЕНЫХ
Учебное пособие
Разумов В.И.
Р 178 Категориально-системная методология в подготовке ученых:
Учебное пособие / Вст. ст. А.Г. Теслинова. – Омск: Омск. гос. ун-т,
2004. – 277 с.
ISBN 5-777-9-0447-5
Автор совмещает теорию развития категориального аппарата с
прикладными вопросами применения классов категориальносистемных
подходов к широкому спектру задач научно-практического
характера.
Предложенные в пособии методы эффективно применяются в
научной и преподавательской деятельности, в консультировании.
Для аспирантов, докторантов, соискателей различных специальностей,
а также для магистрантов и студентов старших курсов всех
специальностей, ориентированных на научную работу.
УДК 001.8
ББК 72.4(2)Я7
ISBN 5-7779-0447-5
© Омский госуниверситет, 2004
© Разумов В.И., 2004
© Теслинов А.Г., вступительная
статья, 2004
Издание ОмГУ
Омск 2004
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ...............................................................15
ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................17
1. О смене парадигмы в подготовке профессионального ученого
...................................................................................................................17
2. Аббревиатуры в тексте: когнитивный и дидактический аспекты
............................................................................................................18
3. МПНИ, КС и КСМ в интенсификации исследовательского
процесса и технологизации его подготовки ............................................ 19
4. Проблема соотношения активное/пассивное знание, ее проявление
в Internet ........................................................................................20
5. Триада категорий бытие, знание, понимание в решении задачи
активизации информации .................................................................21
6. Схемы как когнитивные шаблоны ..................................................22
7. Когнитивные шаблоны и идея интеллектуальной схемотехники
..............................................................................................................22
8. Перечень условий, необходимых для адекватного и полноценного
освоения работы ......................................................................... 23
9. Общая структура и логика организации содержания ....................26
10. Научно-практическая апробация материалов ..............................26
11. Варианты для прочтения работы в виде гипертекста ..................27
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ СХЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОЕКТОВ
Введение к разделу 1 ............................................................................30
1.1. Подготовка научного исследования как область когнитивных
интересов ...................................................................................... 31
1.2. Постановка проблемы и постулаты ПНИ ...............................31
1.3. Представление ПНИ как движения к синтезу знаний ...........32
1.4. Три варианта гипертекстового прочтения раздела 1..............33
2. Идеи ПНИ и эволюция метафизических и онтологических
оснований познания ....................................................................................34
2.1. Понятие когнитивной триады ПНИ........................................ 36
3. Онтологические и Мф основания МПНИ и проблема установления
качественной определенности объектов познания .................37
3.1. Ключевые направления реализации ПНИ и ее связь с
конкретными науками ................................................................................38
3
3.2. ПНИ на уровне осмысления мировоззренческих проблем
с применением когнитивных схем пентаграммы и гомеостата
и их конверсии ............................................................................................ 39
3.3. Развитие мировоззренческого уровня ПНИ до уровня
схематизации взаимодействий комплексов человеческого знания в
границах Природы и Духа ......................................................................... 40
3.4. Некоторые особенности когнитивной идеологии ПНИ........ 42
3.5. Когнитивный подход к пониманию Мф................................. 43
3.6. Мф и интеллектуальные затруднения познавательной
деятельности................................................................................................ 44
3.7. Предназначение и перспективы применения Мф в науке..... 44
3.8. Вненаучные ориентиры познания в сфере ПНИ.................... 45
3.9. ПНИ как когнитивная программа, обеспечивающая
субъект-объектный диалог ......................................................................... 46
3.10. Представления об активном качестве, КС, КМ и интеллектуальных
технологиях ..................................................................... 47
4. Когнитивная схема подготовки и интеллектуально-технологического
сопровождения научных исследований................................... 48
4.1. МфП в блок-схеме ПНИ........................................................... 48
4.2. Значение МфП и ее потенциал для привлечения других
методов ПНИ............................................................................................... 49
4.3. МфП и миф в современной науке............................................ 49
4.4. ФлМ: определение и роль в ПНИ............................................ 50
4.5. Примеры применения ФлМ в познании.................................. 51
4.6. ФлМ в древних и современных психотехниках..................... 52
4.7. ТИ............................................................................................... 53
4.8. КА............................................................................................... 54
4.9. СГЛ............................................................................................. 55
4.10. Подготовка исследовательского процесса как блоксхема.............................................................................................................
56
4.11. Понятие о суперблоках схемы ПНИ...................................... 57
4.12. Методика использования блок-схемы ПНИ......................... 57
4.13. Понятие о применении блок-схемы ПНИ в режимах
решения прямой и обратной задачи .......................................................... 59
4.14. Опыт использования МПНИ в разработке теории динамических
информационных систем....................................................... 59
5. Заключение к разделу 1..................................................................... 65
Вопросы для самоконтроля................................................................... 71
4
Стр.2
РАЗДЕЛ 2. КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ АКТИВНОГО
КАЧЕСТВА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ
АСПЕКТАХ
Введение к разделу 2 .............................................................................72
1.1. Краткий очерк историко-философских взглядов на качество............................................................................................................73
1.2.
Выражение качества и содержания объектов в моделировании.........................................................................................................74
1.3.
Категория “качество” в когнитивном ракурсе........................74
1.4. КА, КМ’, КМ и некоторые другие определения ...................76
2. Подготовка теории качества на базе блок-схемы ПНИ..................77
3. Онтологические основания КС триадического представления
качества .......................................................................................................78
3.1. Идеи триадичности качества в древней Фл............................78
3.2. Триадичность в классической Фл, аюрведе, экологии ..........79
3.3. Теософские и богословские взгляды на триадичность ..........79
3.4. ПСЦ как базовая схема выражения качества..........................80
3.5. Определения элементов КС качества......................................81
3.6. Логико-эпистемологические и системные проекции на
категории ОК, ИК, Пк.................................................................................82
3.7. Иерархизация познавательных процедур и типы противоречий
в модели ПСЦ...............................................................................83
3.8. Четыре направления описания ПО в методе ПСЦ.................85
3.9. Категории ОК, Пк, ИК и направления развития объекта
в модели ПСЦ..............................................................................................86
3.10. Противоречия и конкуренция на уровне качеств объекта................................................................................................................87
3.11.
Динамика ИК и обусловленность прогрессивного развития
.............................................................................................................89
3.12. Участие Пк в процессах регресса ..........................................89
3.13. Четыре базовых состояния, присутствующие в прогрессе,
регрессе, изогрессе .........................................................................90
3.14. Схематическое представление модели ПСЦ ........................91
3.15. Схема модели ПСЦ и выбор управленческой стратегии
организации .................................................................................................93
3.16. КС триадического представления качества и психотерапия.............................................................................................................94
3.17.
Триада ИК, Пк, ОК и развитие социальных объектов.........95
5
3.18. Метод ПСЦ и проблема трансцендентальных субъекта
и объекта ...................................................................................................... 96
4. Тройственность качественной определенности объектов и
РИК
4.1. Понятия КИП и ИК’.................................................................. 97
4.2. Определения ЛУ, ЛП и Т в структуре КИП............................ 97
4.3. Понятие о РИК, пример построения этого ряда..................... 98
4.4. Интерпретативные соответствия РИК в КИП и представление
о размерности РИК.................................................................. 101
4.5. ЛУ, ЛП, Т и три направления в развитии объекта ............... 101
4.6. Схема РИК для седьмого ИК’ – диапазон............................. 102
4.7. Нумерическая онтология РИК и его репрезентация в
схеме ПСЦ.................................................................................................. 103
5. Дополнительные теоретические результаты, полученные на
онтолого-метафизической базе тройственности качества..................... 105
5.1. Теоретико-множественные соответствия, установленные
в модели ПСЦ..................................................................................... 105
5.2. Подход к построению КМ иерархии уровней управления
организацией как КИП и РИК........................................................... 106
5.3. Схема управления организацией как КИП и РИК ............... 106
5.4. Опыт построения теории диалектики А.Ф. Лосева как
объекта КМ’ ............................................................................................... 107
5.5. Информационно-критериальная интерпретация полаганий
смысла................................................................................................. 109
5.6. Краткое резюме анализа критериально-информационного
представления категорий Фл........................................................... 109
5.7. Дополнительные соображения о критериально-информационной
интерпретации онтолого-метафизической идеи тройственности
качества...................................................................................... 110
5.8. Специфичность РИК анализа для философских категорий
.............................................................................................................. 111
5.9. Соотношение качества и объекта-носителя в моделях
ПСЦ, КИП, РИК........................................................................................ 112
5.10. Категориальные группы и понятие о проективном потенциале
методов ПСЦ, КИП, РИК......................................................... 112
5.11. РИК в определениях категорий ........................................... 113
5.12. Пример определения категории “разум” в РИК................. 113
6. Информационно-критериальный подход к разработке программ
стратегического развития города ................................................. 115
6
Стр.3
6.1. Роль категорий в составлении программ стратегического
развития .................................................................................................115
6.2. Выделение тем стратегического развития ............................115
6.3. Адаптация аппарата РИК к задачам стратегического
развития......................................................................................................116
6.4. Подготовка материалов к представлению в формате
РИК.............................................................................................................117
6.5. Логика выполнения КМ РИК и решаемые с ее помощью
задачи..........................................................................................................118
6.6. Два варианта РИК, сосредоточивающих тематики стратегического
развития.................................................................................119
6.7. Обсуждение полученных КМ РИК .......................................122
6.8. О перспективах применения КМ’ к задачам стратегического
развития............................................................................................123
7. Заключение к разделу 2...................................................................124
Вопросы для самоконтроля ................................................................131
РАЗДЕЛ 3. ПРИНЦИП И МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОРЕЧИЯ:
ВЫРАЖЕНИЯ В КС И ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение к разделу 3 ...........................................................................132
1.1. Цель, логика и задачи раздела................................................132
1.2. Структура раздела 3................................................................132
1.3. Гипертекстовые траектории прочтения раздела...................133
2. ФлМ противоречия в моделировании систем гомеостатического
типа...................................................................................................134
2.1. КСМ и гомеостатика в изучении противоречия...................134
2.2. Представления о противоречии в истории Фл, медицине
и современной логике ...............................................................................135
2.2.1. Очерк античной и древнекитайской Фл противоречия...............................................................................................................135
2.2.2.
Идеи противоречия в медицине Гиппократа и
Авиценны...................................................................................................136
2.2.3. О понимании роли противоречия в физиологии и
морфологии человека И.М. Сеченовым и П.А. Флоренским, в современной
клинической медицине ..........................................................136
2.2.4. Логико-математическое толкование противоречия.....137
2.3. Принцип внутреннего противоречия.....................................138
2.3.1. Симметрология противоречия и формулировка
принципа противоречия............................................................................138
7
2.3.2. Представление принципа противоречия в КС............. 140
2.3.3. Принцип противоречия и целесообразность удвоения
органов и функций в сложных системах.......................................... 141
2.3.4. Регулирование противоречия в аденин-гуаниновом
и пурин-пиримидиновом КГ .................................................................... 142
2.4. Тернарное представление противоречия .............................. 144
2.4.1. Триада противоречия и компенсационное управление
.......................................................................................................... 145
2.4.2. Три функции противоречия в цикле у син и пентаграмме.........................................................................................................
145
2.4.3. Триада противоречия в понимании эволюции систем...............................................................................................................
146
2.5. Тенденции (распределения/объединения) противоречия
в системогенезе.......................................................................................... 147
2.5.1. Понятия макро- и микроуровней существования
противоречий............................................................................................. 147
2.5.2. Тенденции распределения/объединения противоречия
в китайской Фл................................................................................ 147
2.5.3. Механизм распределения противоречия в системах... 148
2.5.4. Процесс объединения противоречия и системогенез
............................................................................................................... 149
2.5.4.1. Противоречие и организация элементов систем....... 150
2.6. КФ в порождении и реструктуризации противоречий в
системах ..................................................................................................... 150
2.6.1. КФ в эволюции и адаптации систем............................. 151
2.7. Три аспекта в изучении противоречия.................................. 152
2.8. Конкуренция и конфликт в различении нормальных и
патологических гомеостатов .................................................................... 153
2.9. Определение противоречия как частного случая взаимодействия
по обмену ресурсов в системе ............................................. 154
2.10. Выводы по главе 2................................................................. 155
3. Обобщенное представление противоречия в КМ развития
объекта в активной среде.......................................................................... 156
3.1. Понятие о направленных изменениях качества как процессе
осуществления объектом свобод движения в неоднородной
среде ........................................................................................................... 156
3.2. Образы плоскости, объема, препятствия и их определения.....................................................................................................
157
8
Стр.4
3.2.1. Противоречие во взаимодействии активности/
препятствия................................................................................................157
3.3. Базовые стратегии поведения объекта в пределах
образа “плоскость”.................................................................................158
3.4. Общие характеристики образа “объем” и его культуральные
эквиваленты........................................................................159
3.5. Применение объемной стратегии поведения на
примере боевых искусств .....................................................................160
3.6. Включение в объемные стратегии поведения изменений
качеств объекта......................................................................162
3.7. О моделировании и управлении ходом внутреннего
времени................................................................................................163
3.8. О качествах бойца, семи типах ведения поединка
и основе перемены активных/ пассивных движений .....................163
3.9. Применение плоскостной и объемной моделей к
процессам мышления............................................................................164
4. Принцип противоречия в задачах моделирования качественных
и количественных изменений...........................................................165
4.1. Двойственность изменения качества и способ ее
отображения в КС и КМ.........................................................................165
4.2. Определение видов изменений качества и количества
............................................................................................................166
4.3. КС ДСК....................................................................................167
4.4. Базовые варианты поведения системы в модели
ДСК.............................................................................................................169
4.5. Способы осуществления 1-го скачка качества в КМ
ДСК.............................................................................................................170
4.6. Варианты протекания 2-го скачка качества в КМ
ДСК.............................................................................................................170
4.7. Некоторые подходы к выбору вариантов решения
проблемы
........................................................................................................172
4.8. КМ ДСК в решении инженерной задачи.........................172
4.9. Описание и анализ работы ГТД в терминах ДСК ........174
4.10. Принцип регулирования работы ГТД на базе КМ......175
4.11. Обсуждение особенностей регуляции, предусмотренных
КМ ДСК...............................................................................176
5. Категориально-символьные и категориально-схемные средства
моделирования внутренне противоречивых систем ......................177
9
системные
5.1. Принцип противоречия и категориальнометоды
представления качества............................................................. 177
5.2. Символ свастики как когнитивная метафора противоречия
................................................................................................. 178
5.3. Представление характера применения метода
ПСЦ в символе “свастика” ................................................................... 178
5.4. Свастика в установлении связи методов ПСЦ и
ДСК............................................................................................................. 179
5.5. Некоторые метафизические источники свастики и
четыре аспекта применения символов в познании ....................... 180
5.6. Принцип противоречия в некоторых категориально-схемных
и категориально-символьных методах КСМ ............. 181
5.6.1. Автоколебательный процесс в модели ДСК................ 182
5.6.1.1. Вероятностный элемент в понимании противоречия
................................................................................................... 183
5.6.2. Цикл “у син” и его передача пентаграммой................. 183
5.6.3. Теорема “у син” и перспективы ее применения в
системных исследованиях ........................................................................ 184
5.6.3.1. Нормальные и патологические отношения
стихий в “у син” и пентаграмме............................................................... 185
5.6.3.2. Комментарий и примеры к понятиям нормы
и патологии в пентаграмме ................................................................ 186
5.6.3.2.1. Образно-метафорическое толкование
отношений в пентаграмме ............................................................. 186
5.6.4. Представление противоречия в пентаграмме .............. 187
5.6.4.1. Управление системой, построенной на закономерностях
пентаграммы ................................................................... 188
5.6.4.2. Сопоставление представлений противоречия
в методе ДСК и пентаграмме ............................................................ 188
5.6.5. Использование пентаграммы в построении логической
системы.............................................................................................. 189
5.7. Системная интерпретация символов “свастика” и
“пентаграмма” в сочетанном использовании методов интеллектики
и гомеостатики ......................................................................... 190
5.7.1. Гомеостаз и интеллект ................................................... 190
5.7.2. КГ когнитивного процесса ............................................ 190
5.7.3. Принцип противоречия в моделях гомеостатов .......... 191
10
Стр.5
5.7.4. Комбинирование категориально-схемного и категориально-символьного
подходов в моделировании .............................192
5.7.4.1. Представление ИС в символе “свастика”.......193
5.7.4.2. Преобразование ИС, выраженной в форме
свастики, в пентаграмму...........................................................................194
5.7.4.3. Блок-схема КГ ИС............................................195
5.8. Опыт моделирования систем управления экономикой...............................................................................................................197
5.8.1.
Система управления территорией.................................197
5.8.2. Система поддержки развития малого бизнеса .............198
5.8.3. Комплексное определение управления в схемах
пентаграммы и гомеостата........................................................................198
5.9. Пример приложения категориально-схемного и категориально-символьного
подходов к задачам стратегического
развития города .........................................................................................200
5.9.1. Стратегическое развитие и понимание баланса: избыток/недостаток
ресурсов ......................................................................200
5.9.2. Программы развития города, выраженные с помощью
фрагмента символа “Великий предел” ...........................................201
5.9.3. Комментарий к расположению программ относительно
символа “Великий предел” и проведенных осей .......................203
5.9.4. Проявление идей, обусловленных значением Инь,
в экономике................................................................................................204
5.9.5. Развитие представлений о стратегическом развитии
в схемах пентаграммы и гомеостата.................................................206
5.9.6. Дополнительные аспекты для расширения вариантов
схематизации программ стратегического развития.........................207
6. Заключение к разделу три...............................................................208
6.1. Несколько аспектов в дальнейшем осмыслении
противоречия...........................................................................................208
6.2. Резюме раздела 3 ...............................................................208
Вопросы для самоконтроля.................................................................215
РАЗДЕЛ 4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ РЯДЫ КАК МЕТОД КСМ
ДЛЯ ВЫБОРА, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
НА КОНЦЕПТУАЛЬНОМ УРОВНЕ
1. Введение к разделу 4 .......................................................................217
1.1. Замысел моделирования познавательных ситуаций
на основе КСМ.................................................................................217
11
1.2. Задачи раздела 4................................................................. 218
1.3. Формирование категориальных структур и проблемы
естествознания.......................................................................... 218
1.3.1. Роль КС в подготовке и результатах решения познавательных
задач ................................................................................... 219
1.4. Развитие КС и переход от одно- к многокомпонентному
мышлению ............................................................................ 220
1.5. МКР как инструмент реализации многокомпонентного
мышления........................................................................................ 220
1.6. Гипертекстовые траектории прочтения раздела IV .... 221
2. Определение МКР. Онтологические основания и базовые
модификации КР ....................................................................................... 221
2.1. Опыты группировки категорий и их трихотомического
деления .......................................................................................... 221
2.2. Примеры работы с противоположными категориями в
языкознании............................................................................................... 222
2.3. Базовая структура МКР и его элементы ........................ 222
2.4. Идея категориального маятника как когнитивного
средства для описания устойчивых и неустойчивых систем....... 224
2.5. Симметричные и асимметричные КР. Формирование
КР проблемы.................................................................................... 224
2.6. Понятие КР центрального элемента и два варианта
его выполнения.................................................................................. 225
2.6.1. Одномерный центрированный ряд ............................... 225
2.6.1.1. Пример построения КРЦЭ для анализа
текста “Капитала”..................................................................................... 226
2.6.2. Многомерный (гибко-центрированный) КР как
второй вариант КРЦЭ .............................................................................. 227
2.7. Обзор когнитивных возможностей КРЦЭ и его связь с
гипертекстом ............................................................................................. 228
2.8. Понятие КР, строящегося относительно элемента “неопределенность”........................................................................................
229
2.9. Онтологическое обоснование и методика выполнения
КРН............................................................................................................. 229
2.10. КРЦЭ и КРН и естественнонаучные представления
о
развитии систем................................................................................... 230
2.11. Модель категориального маятника для обобщения
онтологии КРЦЭ и КРН.................................................................. 231
12
Стр.6
2.12. Пример построения КРЦЭ для категории “система”...............................................................................................................232
2.13.
Опыт выполнения КРН для осмысливания категории
“становление” ...............................................................................233
2.14. Сравнение особенностей схематического представления
КРЦЭ и КРН .......................................................................................234
2.15. МКР и объемное представление информации в процессах
мышления ......................................................................................235
3. Использование КР в КА и КМ’.......................................................236
3.1. КА в развитии интеллектуальной культуры...................236
3.1.1. Методы КА и их развитие в КР применительно к
схеме МПНИ..............................................................................................237
3.2. Инновационные возможности КР в КМ’.........................237
3.2.1. Детерминистические и вероятностные сценарии
поведения систем в онтологии категориального маятника и МКР.......238
3.3. КРН как метод установления баланса организующего
и стохастизирующего воздействий на систему.....................239
4. КР как инструмент определения категорий ..................................239
4.1. КС как гипертексты. Обращение к терминологическим
проблемам реаниматологии.......................................................239
4.2. Определение категории “реанимация” с помощью
МКР.............................................................................................................240
4.3. Определение категории “становление” в КРН..............241
4.3.1. Композиции категорий и динамика движения
смысла в КРН “становление” ..................................................................242
4.3.2. Дефиниции категорий “количество”, “качество”,
“бытие” в КРН “становление”..................................................................243
4.4. Определение категории “целостность” и понимание
архетипического статуса категорий............................................243
4.4.1. Объединение категориальных элементов в целостную
систему с применением механизмов схемы МПНИ ......................244
4.5. Правила определения категорий в КРН с использованием
его основных КЭ...................................................................245
4.5.1. Возможности и перспективы определения категорий
в МКР..................................................................................................246
5. КР как когнитивный гомеостат и обеспечение понимания
систем знания.............................................................................................247
5.1. Об объективном статусе механизмов гомеостаза и
понятии гомеостаза знания..................................................................247
13
14
5.2. Триада смысл/наблюдатель/понимание в гомеостатической
системе знания................................................................ 248
5.2.1. Координация и управление в триаде
смысл/наблюдатель/понимание ............................................................... 249
5.3. СК в движении смысла и процессах понимания.......... 250
5.4. Гомеостатический подход к МКР и онтологии категориального
маятника............................................................................ 251
5.5. Три режима применения КСМ и МКР.............................. 251
5.6. Привлечение МКР к работе триады бытие/понимание/
знание.......................................................................... 252
5.7. Методический комментарий к практике применения
МКР..................................................................................................... 253
5.8. МКР в подготовке процессов понимания....................... 254
5.9. Пример использования КРН в роли понимающей
конструкции.............................................................................................. 255
5.10. Резюме к использованию МКР в качестве средства
обеспечения понимания.................................................................. 257
6. Развитие метода КР на базе ТДИС................................................. 257
6.1. Преобразование МКР в динамическую КМ ................... 257
6.2. Применение ДКМКР в анализе “Капитала” ................... 258
7. Заключение к разделу 4................................................................... 260
7.1. Методические рекомендации по применению МКР.... 260
7.2. Перечисление и краткий обзор результатов, полученных
в развитии МКР......................................................................... 261
Вопросы для самоконтроля ................................................................ 265
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Общий замысел и предназначение работы.................................... 267
2. Принципы, образующие основания КС и КСМ............................ 268
3. Резюме содержания по разделам и главам .................................... 269
4. Рекомендации для эффективного освоения материалов работы
................................................................................................................ 271
5. Резюме к практическому применению материала........................ 274
Список сокращений............................................................................. 275
Стр.7
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Учебное пособие В.И. Разумова следует рассматривать как
редкую по замыслу работу в небольшом ряду трудов, посвященных
методологии научных исследований. Редкость ее обусловлена попыткой
воплощения конструктивной философии в «тонкой» сфере научной
практики и когнитологии. Речь идет о попытке технологизировать
процесс познания на ранних стадиях его развертки, то есть придать
инструментальный характер мышлению, находящемуся в состоянии
выбора исследовательского пути и удержания целостного взгляда на
предмет исследования.
Наиболее интересными и ценными гранями работы можно считать
следующие.
• Обоснование возможности и необходимости методичной
организации целостного, в первую очередь философского, знания к
постановке и решению всякой, в том числе и узкоспециализированной
задачи;
• Удавшуюся попытку создать технологию подготовки специального
или междисциплинарного исследования как исследования,
включенного в другие исследовательские проекты. Тем самым создается
основание для постижения исследователями значения их исследовательских
проектов в общекультурном познавательном процессе.
• Предлагаемые читателям на освоение методы «добывания»
содержания знаний об исследуемых ими объектах на ранних стадиях
поиска и в наиболее сложных, запутанных, противоречивых когнитивных
ситуациях. Это создает возможность для порождения эвристически
богатых представлений, которые в ходе последующего научного
поиска могут выступать в качестве альтернатив, среди которых авторы
смогут обоснованно выбирать свои собственные траектории исследования.
Заметно,
что в основе предлагаемой технологии лежат разработанные
и, судя по публикациям, испытанные в практике мыследеятельности
методы категориально-системного мышления, категориальные
схемы и конструкции. Категориальный уровень этих методов и
схем позволяет осуществлять с их помощью конструктивный анализ
онтологических, метафизических, мировоззренческих, психофизических
проблем познания, поскольку по сути они представляют собой в
некотором роде «единицы» весьма уплотненного знания.
Представленная в учебном пособии методология отражает в
конструктивной форме путь когнитивного восхождения от конкретного
к абстрактному, путь порождения содержания знаний на основе методологической
и философской работы с наблюдениями или опытами. В
настоящее время такого рода технология отсутствует.
15
16
Хорошей методической находкой автора является идея придать
тексту характер альтернативных гипертекстовых структур. Такой подход
к построению учебного материала в виде отдельных относительно
самостоятельных разделов позволяет рассматривать учебное пособие
в каждом конкретном случае как полезную и удобную функциональную
систему. Кроме того, весьма уместно для учебного пособия
предлагать читателям вопросы для рефлексии собственного пути в
освоении учебного материала.
Однако по причине высокого уровня абстрактности суждений и
умозаключений для освоения материала требуется в некотором роде
специальный подход и специальная подготовка читателя, его готовность
принять схемный и категориальный язык предлагаемой методологии.
Пособие
может направить молодых ученых, научных руководителей,
организаторов научной работы на практическое освоение технологии
научного исследования, а также способствовать повышению
доли активного знания среди результатов современных научных исследований.
Оно может методологически помочь в различных ситуациях
научного поиска при подготовке ученых от уровня магистра до
доктора наук.
Профессор кафедры "Гуманитарное образование менеджера"
Международного института менеджмента ЛИНК,
доктор технических наук А.Г. Теслинов
Стр.8
Н – неопределенность
НГ – нормальный гомеостат
НКМ – научная картина мира
ОГ – ориентированные графы
ОКМ – общенаучная картина мира
ОК – объект-качество
ОФ – образование формы
ПГ – патологический гомеостат
ПНИ – подготовка научного исследования
Пк – подкачество
ПО – предметная область
ПСЦ – порядок следования целей
ПФ – полезная функция
РИ – регулятор-исполнитель
РИК – ряд информационных критериев
РМ – религиозное мировоззрение
РО – реальный объект
СГЛ – содержательно-генетическая логика
СПО – сложная предметная область
СПОи – СПО изучаемая
СПОп – СПО преобразуемая
СК – системы категорий
СМЛ – содержательное моделирование
СР – связи ряда
СФ – стабилизация формы
СЭ – составляющий (срединный) элемент
Т – трансформируемость
ТИ – типы изменения
ТДИС и МДИС – теория и метод динамических информационных систем
ТН – тенденция неопределенности
ТНР – точка неустойчивого равновесия
ТР – тенденция ряда
ТУР – точка устойчивого равновесия
У – устойчивость
Фл – философия
ФлМ – философема
ЦЭ – центральный элемент
Э – эволюция
ЯТО – язык тернарных описаний
279
Учебно-теоретическое издание
Владимир Ильич РАЗУМОВ
КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ
МЕТОДОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧЕНЫХ
Учебное пособие
Технический редактор Е.В. Лозовая
Редактор Л.М. Кицина
___________________________________________________________
Подписано к печати 15.04.04. Формат 60x84 1/16
Печ. л. 17,4. Усл.-печ. л. 16,2. Уч.-изд. л. 18,3. Тираж 500 экз. Заказ 291.
___________________________________________________________
Издательско-полиграфический отдел ОмГУ
644077, Омск-77, пр. Мира, 55а
Стр.140