МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Е. И. Якушкина
КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
И ДВИЖЕНИЙ
Учебная программа дисциплины
и планы семинарских занятий для вузов
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2014
1
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Культура социальных групп и движений» относится
к профессиональному циклу дисциплин федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования
по направлению подготовки 033000 «Культурология».
Ведущей целью данного курса является знакомство студентов с важнейшими
социально-антропологическими и культурологическими концепциями
и исследовательскими методиками, связанными с изучением культуры
социальных групп и движений, а также формирование у студентов представления
о многообразии социальных процессов и культурных практик, связанных
с возникновением и трансформацией социальных групп и движений.
В качестве основных задач преподавания данной дисциплины можно
обозначить следующие:
1) содействие развитию у студентов навыков самостоятельного комплексного
анализа и оценки актуальных явлений современной культуры;
2) формирование у студентов представления о многообразии социальных
процессов и культурных практик, связанных с возникновением и
трансформацией социальных групп и движений.
Практической частью курса являются семинарские занятия,
включающие интерактивные формы: дискуссии, диспуты, обсуждение
прочитанных первоисточников.
В результате изучения курса «Культура социальных групп и
движений» студент должен владеть:
– понятийным аппаратом;
– навыками изучения социальных групп и движений.
Данная дисциплина призвана актуализировать знания, полученные
студентами в ходе изучения курсов «Социология», «Гендерные аспекты
культуры повседневности», «Социальная и культурная антропология»,
способствовать выработке навыков использования этих теоретических
знаний для анализа актуальных явлений современной социокультурной
реальности.
Дисциплина «Культура социальных групп и движений» является
предшествующей для курса «Методы антропологических исследований».
Она имеет ярко выраженный междисциплинарный характер.
Программа изучения дисциплины предполагает проведение текущих
аттестаций в форме ответов на контрольные вопросы, промежуточной
аттестации в форме зачета. Самостоятельная работа включает изучение
литературы, указанной в программе курса, но не подвергнутой анализу на
семинарских занятиях.
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть
сформированы следующие компетенции:
3
Стр.3
Методы изучения культуры социальных групп и движений. Междисциплинарный
характер курса. Место дисциплины в системе наук.
Тема 2. История становления дисциплины
«Культура социальных групп и движений»
Основные вехи развития культуры социальных групп и движений.
Теории социальных движений. Парадигмы изучения социальных движений:
Т. Гурр, Г. Блумер, Н. Смелзер, Ч. Тилли, С. Тэрроу, Д. Макадам, Э. Гидденс,
Ю. Хабермас.
Психоаналитическая интерпретация социально-психологических феноменов.
Позиция З. Фрейда и современные психоаналитические концепции.
Факторы, влияющие на участие индивидов в движениях. Личностная
восприимчивость к социальным группам и движениям.
История терминов «социальная группа» и «социальное движение».
Новые социальные движения как форма гражданского участия и неинституционализированный
тип коллективного действия.
Социальные движения как новые институты представительства интересов.
Политический,
социокультурный и исторический контекст социальных
движений.
Тема 3. Теоретические основы курса
«Культура социальных групп и движений»
Типы социальных движений и классификация социальных групп. Коренное
отличие революционных движений от остальных типов социальных
движений.
Стадии развития или жизненные циклы социальных движений. Социальные
ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных
движений. Социально-антропологический аспект изучения социальных
групп и движений.
Структурные предпосылки возникновения социальных движений.
«Шесть условий социальных движений» (по Н. Смелзеру). Социальные
группы в настоящее время (по мнению У. Бека и Дж. Урри).
Тема 4. Культура современных социальных групп
Понятие группы в социологии и социальной психологии. Параметры
группы: композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы и
ценности, система санкций. Индивид в группе (статус, роль, система групповых
ожиданий).
6
Стр.6
Концепция элитарной и массовой культуры в трудах Фридриха Ницше,
Освальда Шпенглера, Хосе Оргеги-и-Гассета, Джона Данна Макдональда.
Тема 5. Этнический и этноконфессиональный компоненты
социальных групп и движений
Этнические и этноконфессиональные группы и движения в эпоху глобализации.
Диаспоры
и землячества в современной социокультурной реальности.
Концепции этнопсихологии и психологии наций. Понятие о национальном
характере. Этноцентризм. Национализм. Патриотизм. Космополитизм.
Интернационализм. Глобализм.
Тема 6. Политические группы и движения
в современном обществе
Изменение идеологических оснований, характера и роли политических
групп и движений в общественной жизни конца ХХ – начала ХХI в. Глобальный
и региональный аспекты этих изменений.
Культурная дифференциация социальных групп в трудах О. Конта,
М. Вебера, П. Сорокина, Г. Зиммеля, П. Бурдье.
Социально-групповой аспект культурной дифференциации в современной
российской социологии: Л. Г. Ионин, В. Д. Разинская, Б. М. Фирсов.
Тема 7. Субкультура и контркультура современных социальных
движений в России и за рубежом
Субкультура и контркультура как составные части культуры современного
общества.
Современная трактовка природы, причин возникновения и функций
субкультур.
Роззак, Рейч, Йингер, Дэвис о природе контркультуры и особенностях
контркультурного сознания.
Проблема взаимодействия субкультур и контркультур с официальной
культурой, социальными институтами и государственной властью.
Тема 8. Молодежная культура
Причины возникновения, специфика и типология молодежных субкультур.
Феномен рок-культуры. Особенности становления и развития молодежных
субкультур в России.
7
Стр.7
Социально-психологические и возрастные параметры молодежи как основа
формирования молодежных субкультур. «Молодежные бунты» 60-х гг.
XX в. и их влияние на формирование культуры второй половины XX в.
Тенденции развития молодежных субкультурных движений. Андеграунд.
Постмодерн. Феномен «второй культуры». Конформизм и нонконформизм.
Тема 9. Современная социокультурная ситуация в России
Культурный уровень личности: показатели и индикаторы. Феномен
«духовных потребностей». Социологическая концепция эстетической культуры,
показатели и индикаторы эстетической культуры личности.
Концепция социокультурной динамики П.А. Сорокина. Трактовка социокультурной
динамики А. Молем.
Социокультурная адаптация современной молодежи в XX–XXI вв.
Литература
Основная
1. Багдасарьян Н. Г. Социология : учебник / Н. Г. Багдасарьян,
М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – Москва : Юрайт, 2010. – 588 с.
2. Власов П. П. Социальная экология: общество и окружающая среда :
учеб. пособие / П. П. Власов, С. В. Спицкий, М. В. Орлова. – СанктПетербург
: СПб. ГУТД, 2010. – 154 с.
3. Горшков М. К. Молодежь России: социологический портрет /
М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – Москва : ЦСПиМ, 2010. – 590 с.
4. Добреньков В. И. Социология : учебник / В. И. Добреньков,
А. И. Кравченко. – Москва : ИНФРА-М, 2010. – 623 с.
5. Ионин Л. Г. Восстание меньшинств / Л. Г. Ионин. – СанктПетербург
; Москва : Университетская книга, 2013. – 237 с.
6. Клеман К. От обывателей к активистам. Зарождающиеся социальные
движения в современной России / К. Клеман, О. Мирясова, А. Демидов. –
Москва : Три квадрата, 2010. – 687 с.
7. Красова Е. Ю. Этносы в социальном пространстве современного общества
: учеб. пособие / Е. Ю. Красова. – Воронеж : Истоки, 2010. – 181 с.
8. Соловьев А. И. Политология : Политическая теория, политические
технологии : учебник для студ. вузов / А. И. Соловьев. – Москва: Аспект
Пресс, 2014. – 559 с.
9. Столяренко А. М. Социальная психология : учеб. пособие для вузов /
А. М. Столяренко. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 543 с.
10. Шендрик А. И. Социология культуры : учеб. пособие для студ. вузов
/ А. И. Шендрик. – Москва : ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 495 с.
8
Стр.8