Министерство культуры Челябинской области
Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского
ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
Научно-практический журнал
№ 2 (12)
Июнь 2015
Челябинск
2015
Стр.1
ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
№ 2 (12)
Июнь 2015
Научно-практический журнал. Издается с 2011 года
Выходит четыре раза в год. ISSN 2227-2577
Индекс в каталогах Роспечати 04157
Главный редактор
И.В. Безгинова – проректор по научной работе и международному сотрудничеству
Южно-Уральского государственного института искусств
им. П.И. Чайковского, кандидат культурологии, доцент (РФ, г. Челябинск).
Заместители
главного редактора
И.В. Маричева – доцент кафедры истории, теории музыки и композиции
Южно-Уральского государственного института искусств
им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения (РФ, г. Челябинск).
В.Л.
Бабюк – заведующая кафедрой фортепиано Южно-Уральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат
искусствоведения, доцент (РФ, г. Челябинск).
Я.Т. Жакупова – заведующая отделом организации научной работы
и международного сотрудничества ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского,
кандидат психологических наук, доцент (РФ, г. Челябинск).
Г.Ю. Квятковский – заместитель декана по учебной работе факультета
музыкального искусства Южно-Уральского государственного института
искусств им. П.И. Чайковского, кандидат социологических наук
(РФ, г. Челябинск).
Ответственный редактор – С.В. Самойлова
Переводчик, редактор английского текста – Н.А. Сафронова
Ответственный за выпуск – Я.Т. Жакупова
УЧРЕДИТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского»
ИЗДАТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского».
Адрес издателя: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Тел./факс (351) 263-34-61. E-mail: art-skill@yandex.ru
Cайт: www.uyrgii.ru
Отпечатано в типографии: «Центр научного сотрудничества»,
ООО «СервисКом» 454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 50-Б.
Тел. (351) 215-12-23. E-mail: cns74@mail.ru
Журнал зарегистрирован в Управлении Федеральной службы по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций по Челябинской области. Свидетельство о регистрации
ПИ № ТУ 74-00808 от 11 сентября 2012 г.
Журнал зарегистрирован в International Centre ISSN, Paris – France
Верстка М.А. Сидоров
Дизайн обложки Т.Г. Гумарова
Подписано в печать 22.06.2015
Дата выхода в свет 26.06.2015
Формат 60×84/8
Заказ № 0904-706
Тираж 100 экз. Уч.-изд. л. 10,2. Усл. печ. л. 14,4
Цена свободная
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе
Южно-Уральского государственного института искусств имени
П.И. Чайковского
Ответственность за содержание статей, а также за
аутентичность использованных цитат, имен, названий несут
авторы публикуемых материалов.
© Редакция журнала «Искусствознание: теория, история, практика»
А.В. Бетехтин – председатель редакционного совета,
Министр культуры Челябинской области (РФ, г. Челябинск).
П.И.
Костенок – заместитель председателя редакционного
совета, доктор педагогических наук, профессор
(РФ, г. Челябинск).
С.О. Ткаченко – заместитель председателя редакционного
совета, директор Челябинского областного
музея искусств (РФ, г. Челябинск).
О.И. Ардимасов – проректор УМО по образованию
в области изобразительного искусства, профессор
Московского государственного академического художественного
института им. В.И. Сурикова, народный
художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ
(РФ, г. Москва).
Н.С. Бажанов – заведующий кафедрой фортепиано
Новосибирской государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Новосибирск).
Вилли Брайнин – президент Российской общенациональной
секции Международного общества музыкального
образования при ЮНЕСКО, руководитель
лаборатории новых технологий в музыкальном и музыкально-педагогическом
образовании Московского
педагогического государственного университета
(Федеративная республика Германия, г. Ганновер).
Ю.Е. Гальперин – профессор консерватории Ivry
sur Seine (Париж), президент ассоциации «Tradition
musicale russe» (Французская Республика, г. Париж).
Габриэль Гульен – профессор консерватории
им. Й. Гайдна, лауреат международных конкурсов
(Австрийская республика, г. Айзенштадт).
Ч.Г. Гусейнов – писатель, профессор кафедры гуманитарных
наук Академии переподготовки работников
искусства, культуры и туризма, доктор филологических
наук, профессор (РФ, г. Москва).
Ю.И. Ивлев – директор Костанайского областного
театра русской драмы и кукол (Казахстан, г. Костанай).
Г.А.
Майоров – член попечительского совета балета
«Москва», заслуженный деятель искусства России,
заслуженный деятель искусства Бурятии, лауреат государственной
премии СССР (РФ, г. Москва).
А.А. Мордасов – доцент, заведующий кафедрой театрализованных
представлений и праздников Челябинской
государственной академии культуры и искусств,
заведующий секцией массовых праздников Челябинского
отделения Союза театральных деятелей, заслуженный
работник культуры РФ (РФ, г. Челябинск).
Н.П. Наумов – декан факультета театра кукол СанктПетербургской
государственной академии театрального
искусства, профессор, заслуженный работник
культуры России (РФ, г. Санкт-Петербург).
А.А. Покровский – ректор Красноярского государственного
художественного института, профессор,
заслуженный художник России, член-корреспондент
Российской Академии художеств (РФ, г. Красноярск).
А.М. Рубцов – заместитель генерального директора
по научно-просветительской работе Государственного
центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина,
заслуженный артист России (РФ, г. Москва).
Е.Р. Сизова – профессор кафедры истории, теории музыки
и композиции Южно-Уральского государственРЕДАКЦИОННЫЙ
СОВЕТ
Стр.2
ного института искусств им. П.И. Чайковского, доктор
педагогических наук, профессор, член-корреспондент
РАЕН (РФ, г. Челябинск).
Е.Н. Федорович – заведующая кафедрой теории
исполнительства и музыкальной педагогики Уральской
государственной консерватории (академии)
им. М.П. Мусоргского, доктор педагогических наук,
профессор (РФ, г. Екатеринбург).
Б.П. Хавторин – ректор, профессор кафедры истории
и теории музыки Оренбургского государственного
института искусств им. Л. и М. Ростроповичей,
доктор искусствоведения, заслуженный деятель
искусств РФ, член Союза композиторов России,
член Союза журналистов России (РФ, г. Оренбург)
Д.Н. Часовитин – заведующий кафедрой методики
фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного
общего курса фортепиано СанктПетербургской
государственной консерватории
им. Н.А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения,
доцент, заслуженный артист РФ, заместитель
сопредседателя Совета УМО по образованию в
области музыкального искусства (РФ, г. Санкт-Петербург).
В.И.
Щанкин – профессор кафедры балетмейстерского
творчества Кемеровского государственного университета
культуры и искусств, профессор, заслуженный
работник культуры России, член-корреспондент Петровской
академии наук и искусств (РФ, г. Кемерово).
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
И.В. Арановская – заведующая кафедрой теории,
истории музыки и музыкальных инструментов Волгоградского
государственного педагогического университета,
доктор педагогических наук, профессор (РФ,
г. Волгоград).
Ю.Г. Бобров – проректор по научной работе СанктПетербургского
государственного академического
института живописи, скульптуры и архитектуры им.
И.Е. Репина, доктор искусствоведения, профессор,
член-корреспондент Российской академии художеств
(РФ, г. Санкт-Петербург).
Н.И. Дегтяникова – заместитель директора по научно-методической
работе Челябинского художественного
училища, кандидат искусствоведения (РФ,
г. Челябинск).
О.А. Жукова – профессор кафедры культурологии
Московского педагогического государственного университета,
доктор философских наук (РФ, г. Москва).
С.С. Загребин – член секции театральных критиков
Челябинской организации Союза театральных деятелей
России, доктор исторических наук, профессор
(РФ, г. Челябинск).
М.И. Имханицкий – профессор кафедры баяна
и аккордеона Российской академии музыки
им. Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор,
заслуженный деятель искусств РФ (РФ,
г. Москва).
О.А. Кондратенко – доцент кафедры психологии
Челябинского государственного педагогического
университета, кандидат педагогических наук, доцент
(РФ, Челябинск).
Ю.А. Лукин – заведующий кафедрой гуманитарных
наук Академии переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, доктор философских наук,
профессор (РФ, г. Москва).
Н.И. Мельникова – профессор кафедры специального
фортепиано Магнитогорской государственной
С.А. Гавриляченко – профессор Московского государственного
академического института им. В.И. Сурикова,
секретарь Союза художников России, народный
художник России, профессор, лауреат премии
Ленинского комсомола (РФ, г. Москва).
Б.Ф. Смирнов – профессор кафедры оркестрового
дирижирования Челябинской государственной акаконсерватории
им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Магнитогорск).
Е.А. Минаев – заведующий кафедрой театрального
искусства Академии переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Москва).
И.Э. Рахимбаева – декан факультета искусств и художественного
образования Саратовского государственного
университета, доктор педагогических наук,
профессор (РФ, г. Саратов).
Г.Г. Тенюкова – заведующая кафедрой теории
и методики музыки Чувашского государственного
педагогического университета им. И.Я. Яковлева,
доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Чебоксары).
А.М.
Цукер – заведующий кафедрой истории музыки
Ростовской государственной консерватории (академии)
им. С.В. Рахманинова, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Ростов-на-Дону).
Р.Р. Шайхутдинов – заведующий кафедрой специального
фортепиано Уфимской государственной академии
искусств им. З. Исмагилова, кандидат искусствоведения,
профессор (РФ, г. Уфа).
О.Е. Шелудякова – профессор кафедры теории музыки
Уральской государственной консерватории
(академии) им. М.П. Мусоргского, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Екатеринбург).
О.М. Шушкова – проректор по научной и учебной
работе Дальневосточной государственной академии
искусств, доктор искусствоведения, профессор (РФ,
г. Владивосток).
Е.Ф. Ященко – профессор кафедры социальной
психологии Санкт-Петербургского гуманитарного
университета профсоюзов, доктор психологических
наук, доцент, действительный член Международной
академии психологических наук (МАПН), членкорреспондент
РАЕ (РФ, г. Санкт-Петербург).
ВЕДУЩИЕ ЭКСПЕРТЫ
демии культуры и искусств, доктор искусствоведения,
профессор, заслуженный работник высшей школы
РФ (РФ, г. Челябинск).
Н.Г. Тагильцева – заведующая кафедрой музыкального
образования Уральского государственного педагогического
университета, доктор педагогических
наук, профессор (РФ, г. Екатеринбург).
Стр.3
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА
О.В. Конфедерат
АЛИМЕНТАРНЫЙ ОБРАЗ И АЛИМЕНТАРНЫЙ ЦВЕТ
В ЭКРАННОМ ИСКУССТВЕ 2000–2014 ГОДОВ................................................................................8
А.А. Мордасов
МЕНИППЕЯ И ЯЗЫК ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ.................................................................17
В.В. Громченко
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СПЕЦИФИКА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ
КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. М. ГЛИНКИ....................................................................................................23
Н.В. Хмель
В ПОИСКАХ ТЕРМИНОЛОГИИ
(К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТЕМБРОВОГО
ИНВАРИАНТА ПРОИЗВЕДЕНИЯ)..........................................................................................................30
РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
С.В. Федоров
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ
ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕАТРА СИБИРИ
(Окончание. Начало в № 1 (11) Март 2015)..........................................................................................37
А.Л. Макарова
«ИОЛАНТА» П.И. ЧАЙКОВСКОГО:
ИСТОРИЯ СЦЕНИЧЕСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ............................................................................42
М.И. Варакута
ЖАНР ДУХОВНОГО СТИХА
В ТВОРЧЕСТВЕ ИРИНЫ ДЕНИСОВОЙ..............................................................................................51
Ю.О. Репицына
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЖАЗОВОГО ТАНЦА
И ЕГО СТИЛЕВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ....................................................................................................58
РАЗДЕЛ 3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА
C.В. Багинская
ЖАНР СЮИТЫ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ СОЛО В ТВОРЧЕСТВE
ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА...............................................................................................................64
Д.А. Чернов
РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В ГИТАРНОМ АНСАМБЛЕ
(Окончание. Начало в № 3 (10) Декабрь 2014, № 1 (11) Март 2015)...........................................74
4
Стр.4
Содержание
РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
П.И. Костенок, И.В. Безгинова, Б.Ф. Каплун
КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(Окончание. Начало в № 1 (11) Март 2015)...........................................................................................91
Н.В. Сухонина
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕКТИВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................................................................................101
РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Н.А. Ягодинцева
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ПРОБЛЕМАТИКИ ПОЭТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА.......................................................................108
Г.Ю. Квятковский
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО ЭКЛЕКТИЗМА
В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОК-КУЛЬТУРЫ .............................................................113
Д.Б. Дядык
ОПЫТ ЛИНГВО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ПРОПАГАНДИСТСКОЙ СТРАТЕГИИ
(НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ
МЕЖДУ РОССИЕЙ И УКРАИНОЙ 2014–2015 гг.)........................................................................119
5
Стр.5
Содержание
CONTENTS
SECTION 1. ISSUES OF METHODOLOGY AND THEORY OF ART
O.V. Konfederat
ALIMENTARY FIGURE AND ALIMENTARY COLOUR
AT SCREEN ART OF 2000–2014....................................................................................................................8
A.A. Mordasov
MENIPPEA AND LANGUAGE OF FESTIVE CULTURE.................................................................17
V.V. Gromchenko
THE MAIN DIRECTIONS AND SPECIFICITY OF SCIENTIFIC-RESEARCH
WORK AT M. GLINKA CONSERVATOIRE OF DNIPROPETROVSK....................................23
N.V. Hmel
IN SEARCH OF TERMINOLOGY
(TO THE DEFINITION OF TRANSFORMATION
OF TIMBRE INVARIANT OF WORK).....................................................................................................30
SECTION 2. HUMANITARIAN KNOWLEDGE AND HISTORY OF ART
S.V. Fedorov
ON THE PROBLEM OF ESTABLISHING TRADITIONS
OF THE FOLKLORE THEATRE OF SIBERIA
(Ending. Beginning in № 1 (11) March 2015)...........................................................................................37
A.L. Makarova
IOLANTA BY TCHAIKOVSKY HISTORY OF STAGE VERSIONS..............................................42
M.I. Varakuta
GENRE OF MENTAL VERSE IN IRINA DENISOVA WORK.......................................................51
Y.O. Repitsyina
STAGES OF DEVELOPMENT OF JAZZ DANCE AND ITS STYLE VARIETY......................58
SECTION 3. PERFORMING ARTS PROBLEMS
S.V. Baginskaya
GENRE OF SUITE FOR CELLO SOLO
IN JOHANN SEBASTIEN BACH WORK.................................................................................................64
D.A. Chernov
WORKING ON A COMPOSITION IN A GUITAR ENSEMBLE
(Ending. Beginning in № 3 (10) December 2014, № 1 (11) March 2015).........................................74
SECTION 4. PEDAGOGY OF ART AND ART EDUCATION
P.I. Kostenok, I.V. Bezginova, B.F. Kaplun
CULTURAL POLICY CONCEPT OF CHELYABINSK REGION
(Ending. Beginning in № 1 (11) March 2015)...........................................................................................91
6
Стр.6
Содержание
N.V. Suhonina
ON THE FORMING OF TOLERANCE BY STUDENTS
IN CONDITIONS OF COLLECTIVE OF AMATEUR ART ACTIVITIES..............................101
SECTION 5. THEORY, PHILOSOPHY AND HISTORY OF CULTURE
N.A. Yagodintseva
CULTUROLOGICAL BASIS OF PROBLEMS
OF POETIC DISCOURSE..............................................................................................................................108
G.Y. Kwiatkowski
FUNCTIONALITY OF POSTMODERN ECLECTISM IN THE FIELD
OF MODERN ROCK-CULTURE................................................................................................................113
D.B. Dyadyk
ATTEMPT OF LINGVO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS
OF PROPAGANDA STRATEGICS
(BY THE EXAMPLE OF INFORMATION WARFARE
BETWEEN RUSSIA AND UKRAINE 2014–2015)..............................................................................119
7
Стр.7