редакционная статья
© 2011:Ф.М. Гаджи-заде, Н.М. Исмаилов; ФНИ “XXI век”
И ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Ф.М. Гаджи-заде1
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
, Н.М. Исмаилов2
1
Международный редакционный совет журнала «Биосфера» (Санкт-Петербург)
Эл. почта: fuad7amaka@box.az
2 Национальная Академия Наук Азербайджана (Баку)
Министерство по чрезвычайным ситуациям Азербайджана (Баку),
Эл. почта: ismaylovn@mail.ru
Одна из важнейших причин нарастания экологических
проблем – психология человека [1–9].
По сути, в основе антропогенного и техногенного
давления любого масштаба лежит психологический
фактор: поведение отдельного человека,
группы людей, народа и человечества. Поведение
отдельной личности и массы людей определяется
честолюбивыми устремлениями, данными
от природы и развитыми в процессе социогенеза.
Каждый смотрит на Природу через призму своего
темперамента, психология поведения каждого
соответствует его экологической культуре.
Массовая психология экологического поведения
включает необозримое множество типов, мотивов
экологического поведения отдельных лиц.
В процессе человеческой деятельности осознание
экологических проблем в какой-то степени
происходит, экологическое мышление, в том
числе глобальное, формируется, но медленнее,
чем развивается экологический кризис. Человечество
слишком долго растет, чтобы достигнуть
зрелости и мыслить не узкой детской категорией
«Я», а великой категорией «Мы». Но требования
времени, определяющие срок жизни человека
как биологического вида на Земле, становятся все
жестче. Земля не может ждать, пока если не вся,
то, по крайней мере, основная часть (не менее
2/3 –критическая масса) человечества «повзрослеет».
При нынешних стремительных темпах
повышения энерговооруженности природа уже
не может «постоять за себя» и постепенно разрушается.
Добиться за короткий исторический срок
устойчивого развития при нарастающей неустойчивости
эколого-ресурсного потенциала природы
становится все труднее и дороже.
Одна из глубинных причин глобального экологического
кризиса – вещизм как «символ» доминирующей
культуры. Обывателю в массе навязывают
единственную цель в жизни – погоню
за материальными благами. Все подчинено тщеславию,
современный человек, независимо от вероисповедания,
молится на деньги, счета в банках,
яхты, недвижимост… Попытайтесь убедить
людей в развитых странах, а также тех, кто хотел
бы жить по стандартам этих стран, в том, что следует
не увеличивать производство, а уменьшать.
Попытайтесь убедить людей в истинной сущности
увеличения денежной массы, обеспечиваемой
материальными ресурсами, как процесса, прямо
294
связанного с нарастанием экологической катастрофы:
чем больше такая масса, тем, соответственно,
меньше природных ресурсов, большая часть
которых относится к числу исчерпаемых.
Степень использования человеком возможностей
своего мышления, адекватных долговременным
интересам защиты Природы от разрушения,
показывает, насколько велико еще расстояние,
которое средний человек должен пройти в своем
внутреннем развитии и, поднимаясь по лестнице
духовного развития, действительно стать Homo
sapiens. Уже Ф. Ницше, осознавая, что психология
человека по сути разрушительна по отношению
к Природе, утверждал: «Проблема не в том,
кто сменит человека в ряду живых существ, а в том,
какой тип человека надлежит взращивать, какой
наиболее высокоценен, более других достоин
жизни, какому принадлежит будущее» [5].
Но вот вопрос: способен ли человек изменить
свою психологию поведения в окружающем его
мире? Способна ли человеческая цивилизация
выдвинуть из своей среды людей с высокой экологической
культурой и, главное, дать им «картбланш»
на практическую деятельность? Ведь
в действительной жизни таких людей много в различных
странах мира! Но вряд ли ответ на поставленный
вопрос может быть положительным.
Нужно, прежде всего, вспомнить научный
факт, установленный современной психологией,
а именно, что возраст и мудрость – не всегда одно
и то же. Один из феноменов человека – несоответствие
биологического возраста человека интеллектуальному
и духовному возрасту [6]. Ребенок
останется ребенком, если он даже правит
страной, – гласит арабская пословица.
Человек видит свою ограниченность и сознает
зависимость от сил вне себя, над которыми он не
властен. И все же у него есть разум, генетически
заданная способность к обучению и восприятию
нового, к постижению, пониманию. Будем надеяться,
что, следуя путем разума и внутреннего
совершенствования, человек покончит с вечной
беспомощностью перед лицом противостояния
между его внутренними инстинктами и природой
и в полной мере осознает свою причастность
к изменениям, происходящим в природе. Будем
надеяться, что человечество сумеет подтвердить,
что лучший повелитель – тот, кто умеет повелевать
собой. Возможно, что нарастающее техноМеждисциплинарный
научный и прикладной журнал «Биосфера», 2011, т.3, №3
Стр.6