Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Грани  / № 175 1995

Феноменологический роман (Глава из первой книги "Иван Бунин") (190,00 руб.)

1   0
Страниц24
ID322729
АннотацияСтатья о романе И. Бунина "Жизнь Арсеньева"
Феноменологический роман (Глава из первой книги "Иван Бунин") / Ю. Мальцев // Грани .— 1995 .— № 175 .— С. 127-150 .— URL: https://rucont.ru/efd/322729 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Юрий МАЛЬЦЕВ Феноменологический роман* Над романом "Жизнь Арсеньева" Бунин работал, с перерывами, с 1927 по 1939 год (первые четыре главы написаны в 1927-29 годах, после трехлетнего перерыва Бунин приступил к писанию 5-й части, которая в 1939 году была издана отдельно в Брюсселе под названием "Лика"). <...> Первые четыре части романа скрупулезно воскрешают детство и юность самого Бунина (хотя он очень не любил, когда этот роман называли его автобиографией). <...> В пятой же части - Бунин хотя и воссоздает в общих чертах историю своей любви к Варваре Пащенко, но сильно видоизменяет и окружающую обстановку (дом семейства Лики это не дом Пащенко, он скорее своей атмосферой и некоторыми деталями напоминает дом первой жены Бунина - Цакни) и сам образ Пащенко: вначале Глава из книги Юрия Мальцева "Иван Бунин. <...> Как и у Пруста, у Бунина мы находим не воспоминания, а память - то есть некую совершенно особую духовную сущность, понимаемую художником как суть искусства и даже жизни (Пруст писал, что память - это не момент прошлого, а нечто общее и прошлому, и настоящему, и гораздо существеннее их обоих, и что память, в отличие от воспоминания, дает не фотографическое воспроизведение прошлого, а его суть, и потому несет такую радость и дает такую уверенность, что делает безразличной смерть; всё это мог бы повторить и Бунин). <...> Оно, давая некое смещение понятий, говорит о жизни, читаемой как книга, и о книге, пишущейся и переживаемой в процессе писания как жизнь, и намекает также на давнюю мечту Бунина написать "книгу ни о чем", "сделать что-то новое, давным давно желанное /./, начать книгу, о которой мечтал Флобер, "Книгу ни о чем", без всякой внешней связи, где бы излить свою душу, рассказать свою жизнь, то, что довелось видеть в этом мире, чувствовать, думать, любить, ненавидеть", - читаем в его дневниковой записи от 27 октября - 9 ноября 1921 года" {то есть как раз в тот период, когда, как мы уже сказали, началась внутренняя работа в этом направлении и подготовка <...>