СПАСАТЕЛЬ
№ 39 (412) • 2 декабря 2013 года
WWW.MCHSMEDIA.RU
ВАЖНО:
ИНФОРМАЦИЯ
СТАНЕТ ДОСТУПНЕЕ
2
ИТОГИ:
ПАВОДОК ДАЛ
ИМПУЛЬС РАЗВИТИЮ РСЧС
МЧС РОССИИ
ОПЫТ:
3
В ЦРЦ ПРОШЛИ
КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ УЧЕНИЯ
«СИЛА ДУШИ» ›7 МОЙ РЕГИОН: МОСКВА ›12-13 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ›14 СПОРТ ›15 КАК ЭТО БЫЛО ›16
АРМЕНИЯ-1988: УРОКИ ПАМЯТИ
6
7 декабря 2013 года весь мир вспоминает жертв Спитакского землетрясения. Эта страшная
трагедия произошла в Армении 25 лет назад. В разрушенные Спитак, Ленинакан, Степанаван и
Кировокан отправились войска гражданской обороны, пожарные, врачи и тысячи добровольцев со
всего Советского Союза.
Как только стало известно о трагедии, в Армению начали прибывать люди со всей страны. Тогда не
было МЧС, войска гражданской обороны пребывали не в лучшей форме. Но в раздавленную горем
республику прибывали воинские части, ехали добровольцы – туристы, строители, просто сильные
ребята, которые восприняли чужую беду как собственную. Поток желающих помочь на месте был
так велик, что приходилось отбирать наиболее способных к спасательным работам. Для многих
Спитак стал переломным моментом в жизни. Впоследствии они стали спасателями и пришли в
МЧС. Это, например, Виктор Фитин, Кирилл Бородин, Андрей и Владимир Легошины.
Фото Владимрира Смолякова
Стр.1
2 СПАСАТЕЛЬ МЧС РОССИИ
ВАЖНО
Информация станет доступнее
В Национальном центре управления в кризисных ситуациях 28 ноября прошло рабочее совещание
о ходе реализации Хартии открытых данных в МЧС. Открытые данные – это сведения, которые
публикуются и используются органами государственной власти, бизнесом, некоммерческими
организациями и гражданами для анализа ситуации и выработки стратегии действий. Необходимы они
и для разработки всевозможных сервисов.
№ 39 (412) • 2 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА
произошедших ЧС (ведется с 2011 года); по паводкоопасным
участкам РФ (с 2010 года); оперативной
космической съемки в период половодья.
При этом имеется возможность совмещать космические
снимки с базами данных Росреестра.
Определен и перечень предполагаемых источников
информации, которые могут быть
в дальнейшем использованы при соответствующей
доработке. В него вошли: геопортал БРИЗ,
позволяющий формировать данные о чрезвычайных
ситуациях, информировать об органах
управления и силах РСЧС, выдавать ежедневный
оперативный прогноз, сведения по туристским
маршрутам и лавиноопасным участкам и показатели
радиационного фона; программный
комплекс динамического анализа природных,
техногенных и биолого-социальных рисков на
территории РФ, позволяющий формировать
массив информации о рисках, основанных на
базах данных произошедших ЧС; информационно-аналитическая
система, обеспечивающая
формирование массива данных о реагировании
пожарно-спасательных подразделений на ДТП,
а также ряд других информационных систем, находящихся
в ведении МЧС России.
На первом этапе реализации поручений
Открывая совещание, министр МЧС Владимир
Пучков сказал: «За последние 10 лет
инициатива по раскрытию данных, находящихся
в распоряжении органов власти, стало
фундаментом открытости государственного
управления во многих странах мира. Это обеспечивает
прозрачность работы государственной
власти, формирует базу гражданского контроля».
Работа
по реализации системы открытых государственных
данных началась с Указа Президента
РФ Владимира Путина от 7 мая 2012 года,
согласно которому федеральные министерства
и ведомства должны сделать общедоступными
500 наборов данных к 15 июля 2013 года. В июне
текущего года президент подписал поправки
к ключевому в этом контексте Федеральному
закону № 8 «О доступе граждан к информации»,
вводящему понятие открытых данных
и обязательность представления информации
в таком формате. На сегодняшний день количество
наборов опубликованных данных уже
превысило 2000.
В работе совещания участвовали министр
МЧС Владимир Пучков, статс-секретарь — заместитель
министра Владимир Артамонов,
заместитель министра Владимир Степанов,
руководители департаментов, управлений
и научно-исследовательских учреждений министерства.
Правительство Российской Федерации
представлял министр, председатель
Правительственной комиссии по координации
деятельности «Открытого правительства» Михаил
Абызов.
— Открытые данные — это первичная статистическая
и иная информация, которая собирается
федеральными органами и другими
органами исполнительной власти в рамках своей
ежедневной работы, — рассказала собравшимся
член Правительственной комиссии по
координации деятельности «Открытого правительства»
Екатерина Шапочка. — Она публикуется
в определенных заданных форматах для
того, чтобы существовала возможность массового
скачивания и машинной обработки данных.
Как правило, каждый массив данных имеет
так называемый паспорт, который определяет
структуру данных, периодичность обновления
и другие параметры. Это существенно облегчает
анализ, сопоставление и связь между данными
из различных источников, скажем, для организации
межведомственного взаимодействия.
Сотрудники НЦУКСа провели предварительную
оценку готовности МЧС России к работе
с открытой информацией.
— Нами подготовлен перечень информационных
ресурсов, которые могут быть источниками
открытых данных, — сказал заместитель
начальника НЦУКСа по информационно- аналитическому
обеспечению Игорь Солохов. —
МЧС России выступает с инициативой объединить
указанные массивы данных в категорию
данных «Безопасность населения» с последующим
включением в Хартию открытых данных.
В качестве базового набора общедоступных
данных предлагается использовать данные геопорталов
КАСКАД и КОСМОПЛАН.
КАСКАД может обеспечить доступ к сведениям
космического мониторинга природных
пожаров, к метеоинформации (фактическим
данным погоды, среднесрочным прогнозам,
данным метеослужб аэропортов), информировать
о значении индекса пожарной опасности,
о сейсмической обстановке, о радиационной
обстановке на объектах Росатома и гидрологической
информации.
КОСМОПЛАН способен обеспечить доступ
к архивам космических снимков: по районам
по работе с открытыми данными предлагается
в этом году уточнить и согласовать перечень открытых
данных МЧС России. Также необходимо
привести информационные ресурсы геопространственных
данных, информацию о дистанционном
зондировании Земли в соответствия
с предъявляемыми требованиями. В следующем
году предполагается провести опытно-конструкторские
работы по определению оборудования
и программных средств необходимого для разработки
и создания интернет-портала открытых
данных для обеспечения доступа информации
и определить стоимость работ и оборудования.
Планируется разработать техническое задание
на разработку «Интернет-портала открытых
данных МЧС России» и создать пилотную зону.
Для этого необходимо отработать технологии
представления информации, уточнение содержания
представляемых сведений.
Следующим шагом должна стать разработка
интернет-портала открытых данных, который
позволит публиковать разнородную информацию
в открытых форматах данных и обеспечивать
полноценный автоматизированный
межведомственный обмен. Портал будет предоставлять
возможности отслеживания гражданами
хода ликвидации ЧС в режиме онлайн с нанесением
на интерактивную карту рекомендаций
по действиям населению в ЧС, мест развертывания
временных объектов жизнеобеспечения
и маршрутов эвакуации. Рассматривается вопрос
об организации на портале обратной связи
с населением, возможности нанесения объектов,
связанных с ЧС, а также определения наиболее
востребованной для пользователя информации.
Александр Зеленков
Фото Евгения Шестакова
Стр.2
№ 39 (412) • 2 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА
ИТОГИ
Научно-практическая
конференция «Опыт проведения
крупномасштабной спасательной
операции в ходе наводнения
2013 г. в Дальневосточном
федеральном округе» прошла
29 ноября в конференц-зале
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Перед
мероприятием были поставлены
задачи проанализировать
опыт Дальнего Востока и
сделать выводы о том, что
должны делать в подобных
ситуациях подразделения
РСЧС, губернаторы субъектов
федерации и местные власти.
Конференцию открыл министр РФ по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий Владимир Пучков. Он подчеркнул
уникальность дальневосточной спасоперации:
работы велись практически во
всех субъектах ДФО. Кроме того, одновременно
с наводнением на Дальнем Востоке
от воды пострадали территории Башкортостана
и Челябинской области. Спасоперация
была длительной, работа велась совместно
с органами местного самоуправления.
Пришлось подключать все ресурсы, чтобы
обеспечивать жизнедеятельность людей на
пострадавших территориях, когда не было
электричества, практически не было связи,
не работали социальные службы, банки.
«Наши силы выполняли несвойственные
задачи, включая адресную помощь инвалидам,
многодетным семьям и всем тем, кто
СПАСАТЕЛЬ МЧС РОССИИ
3
Импульс развитию РСЧС
нуждался в нашем содействии», — рассказал
Владимир Пучков. «Благодаря совместным
действиям с Россанэпидемнадзором удалось
не допустить эпидемий и эпизоотий,
несмотря на крайне неблагоприятную ситуацию»,
— отметил министр.
«Я уверен, что наша конференция даст
новый импульс развитию системы РСЧС», —
завершил выступление Владимир Пучков.
Замминистра МЧС Владимир Степанов
отметил, что в процессе проведения спасоперации
требовались нестандартные подходы.
Особое внимание уделялось малоподвижным
группам граждан и людям с лицами
с нарушениями психики. Владимир Степанов
отметил важность межведомственного
сотрудничества: «Большое значение в оперативности
реагирования имел точный прогноз,
сделанный нашими специалистами совместно
с Росгидрометом. Круглыми сутками стихию
сдерживали, стоя живым щитом, наши сотрудники,
волонтеры, служащие Минобороны».
При ликвидации ЧС применялись технологичные
решения: система ГЛОНАСС,
космический мониторинг, беспилотники.
«Самое главное — не погиб ни один человек.
Но последствия этой ЧС проявляются
и сейчас, будем мы их ощущать и весной», —
подытожил замминистра.
Руководитель ДВРЦ Александр Соловьев
в своем докладе сообщил: «Наводнение
таких масштабов случилось впервые за
115 лет наблюдений. По предварительным
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В ЦИФРАХ
• Всего эвакуировано 32 688 человек, в т. ч. 9478 детей.
На ликвидации последствий ЧС были задействованы:
• 6 спасательных центров (978, 179, 653, 1043, 1042, 1001) численностью 784 человека;
• личный состав Санкт-Петербургского института МЧС России – 124 человека;
• подразделения ГИМС Владимирской, Липецкой, Сахалинской, Ярославской,
Костромской, Тамбовской, Тверской, Смоленской, Нижегородской областей,
республик Саха (Якутия), Марий Эл, Чувашской, Мордовской, поисково-спасательные
формирования Челябинской, Барнаульской, Иркутской областей, г. Москвы.
• Привлечены подразделения центрального подчинения – ЦСООР «Лидер»,
общественные организации Россоюзспаса.
• Ежедневно численность добровольцев составляла порядка 500 человек.
• Возведено более 142 км временных защитных дамб, в которые уложено более 3 млн
мешков с песком.
• С помощью тяжелой техники проводилось наращивание высоты дамб для укрепления
временной инженерной защиты, при котором было поднято до 270 км земляного
полотна.
• Численность группировки сил и средств РСЧС: более 46 000 человек и 7000 единиц
техники,
• в том числе от МЧС России более 11 000 человек и 1500 единиц техники.
• Оказана медицинская помощь 33 176 гражданам.
ПРИВИТО НАСЕЛЕНИЯ:
• от гепатита А – 150 512 человек;
• от брюшного тифа – 10 860 человек;
• от дизентерии – 60 053 человека;
• от гриппа – 195 321 человек.
Психологами МЧС России оказана экстренная психологическая помощь в 8379 случаях.
БЫЛО ЗАНЯТО В РАБОТАХ:
• 7 подвижных пунктов управления;
• более 40 оперативных групп;
• более 100 сводных оперативных групп;
• 51 воздушное судно;
• 4 беспилотных летательных аппарата.
Оперативный штаб последовательно перемещался от Зеи до Комсомольска-на-Амуре.
данным, причиной такого паводка стали
аномальные изменения циркуляции воздушных
масс над югом Сибири и Дальним
Востоком, что поспособствовало формированию
мощных циклонов с более длительным
периодом существования и в результате
превышению годовых норм осадков
в Амурской области и половины годовых
норм в Хабаровском крае и Еврейской автономной
области». Также Александр Соловьев
дал оценку работе регионального
центра в условиях ЧС: «В целом, Дальневосточным
региональным центром МЧС
России задачи по оперативному реагированию
на чрезвычайную ситуацию, защите
населения и территории выполнены. Главным
итогом всей работы является то, что
нам удалось избежать человеческих жертв.
В ходе крупномасштабной чрезвычайной
ситуации выявился ряд недостатков, касающихся
как имеющейся нормативной базы,
так и укомплектованности и оснащения органов
управления и спасательных подразделений.
Предложения регионального центра
по этим вопросам представлены в департаменты
министерства, идет активная работа
по их реализации».
Мария Саплинова
Фото из архива пресс-службы
МЧС России
Воспоминания участников ликвидации
последствий паводка на Дальнем Востоке
читайте на 16-й полосе
Стр.3