Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 567071)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста (330,00 руб.)

0   0
Первый авторГазина О. М.
АвторыФокина В. Г.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц254
ID315968
АннотацияДанное учебно-методическое пособие написано в соответствии с ФГОС ВПО, рабочими программами по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей», осваиваемой студентами факультетов дошкольной педагогики и психологии. Пособие предусматривает освоение теории, истории и современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста. В нем представлены основополагающие идеи и взгляды классиков педагогики на роль природы в воспитании детей, цель, задачи, содержание и методика экологического образования дошкольников, подходы и требования к организации эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях, основы управления эколого-образовательной деятельностью педагогов, содержание контрольных мероприятий и учебно-исследовательской работы студентов.
Кому рекомендованоПособие адресовано студентам дошкольных факультетов педагогических вузов, обучающимся по направлениям 050100.62 «Педагогическое образование» и 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», и слушателям курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования.
ISBN978-5-7042-2492-1
УДК373.2
ББК74.102.415я73
Газина, О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / В.Г. Фокина; О.М. Газина .— Москва : Издательство Прометей, 2013 .— 254 с. — ISBN 978-5-7042-2492-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/315968 (дата обращения: 24.07.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В нем представлены основополагающие идеи и взгляды классиков педагогики на роль природы в воспитании детей; цель, задачи, содержание и методика экологического образования дошкольников, подходы и требования к организации эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях, основы управления эколого-образовательной деятельностью педагогов; содержание контрольных мероприятий и учебно-исследовательской работы студентов. <...> Именно поэтому в системе непрерывного экологического образования исключительно важен начальный этап – дошкольное детство, когда закладываются основы экологической культуры, формируются элементарные представления о природе, эмоционально-положительное, осознанное отношение к ней. <...> Эффективность экологического образования дошкольников во многом зависит от степени готовности специалистов, призванных вести эколого-педагогическую работу в детских учреждениях. <...> Фребель и другие видели в природе могучий источник знаний, рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, развитие ума, чувств и воли. <...> 5 Глава 1 Педагогические идеи и взгляды Яна Амоса Коменского на роль природы в воспитании детей Великий чешский (славянский) педагог Я. А. Коменский (1592– 1670) на первое место в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста ставил предметы естественного цикла. <...> Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на 3 – 4 году жизни, для других же они становятся доступными только в 5–6-летнем возрасте. <...> Он выделяет знания по физике; знания, касающиеся стихий (огня, воздуха, воды, земли) и явлений природы (дождь, снег, лед); знания богатств природы и ископаемых (свинец, железо); знания из области астрономии (ребенок должен узнать, что называется небом, солнцем, луной, звездами) и географии (место, где ребенок родился, живет (деревня, город), а также с тем, что такое лес, поле, луг, река, гора; ознакомление с названиями трав <...>
Теория_и_методика_экологического_образования_детей_дошкольного_возраста._Пособие_для_студентов_педагогических_вузов.pdf
УДК 372 ББК 74.102.415я73 Г137 Рецензенты: О. С. Ушакова, зав.лабораторией развития речи и творческих способно стей федерального государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО. В. И. Яшина, зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования ФГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»; кандидат педагогических наук, профессор. Г137 Газина О. М., Фокина В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — М.: Прометей, 2013. — 254 с. Данное учебно-методическое пособие написано в соответствии с ФГОС ВПО, рабочими программами по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей», осваиваемой студентами факультетов дошкольной педагогики и психологии. Пособие предусматривает освоение теории, истории и современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста. В нем представлены основополагающие идеи и взгляды классиков педагогики на роль природы в воспитании детей; цель, задачи, содержание и методика экологического образования дошкольников, подходы и требования к организации эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях, основы управления эколого-образовательной деятельностью педагогов; содержание контрольных мероприятий и учебно-исследовательской работы студентов. Пособие адресовано студентам дошкольных факультетов педагогических вузов, обучающимся по направлениям 050100.62 «Педагогическое образование» и 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», и слушателям курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования. ISBN 978-5-7042-2492-1 © О. М. Газина, В. Г. Фокина, 2013 © Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Глава 1. История развития методики экологического образования детей дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 Педагогические идеи и взгляды Яна Амоса Коменского на роль природы в воспитании детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 Идеи свободного воспитания в педагогической теории Жан Жака Руссо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Иоган Генрих Песталоцци о роли природы в воспитании детей . . . . 21 Проблема воспитания детей средствами природы в педагогической теории Фридриха Фребеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Основные положения теории Марии Монтессори . . . . . . . . . . . . 34 Русские просветители (революционные демократы) о значении ознакомления с природой в воспитании детей . . . . . . . . . . . . . 42 Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на роль природы в воспитании детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Учение Константина Дмитриевича Ушинского о роли природы в первоначальном обучении и воспитании детей . . . . . . . . . . . . 56 Основные положения теории Елизаветы Николаевны Водовозовой о воспитании детей средствами природы . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 Ознакомление с природой в детском саду по методу Елизаветы Ивановны Тихеевой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Вопросы становления методики ознакомления детей с природой в советской дошкольной педагогике в период 1917–1932 гг . . . . . . 96 Глава 2. Теория и методики экологического образования детей как учебная дисциплина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 Раздел 1. Значение, задачи и содержание экологического образованиядетей дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . 106 Практические занятия по темам раздела . . . . . . . . . . . . . . . 117 Тема: Задачи и содержание экологического образования детей дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 Тема: Развитие элементов экологического сознания у дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Тема: Значение природы в развитии личности ребенка . . . . . . . 122 Раздел 2. Технология формирования основ экологической культуры в дошкольном детстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Практические занятия по темам раздела . . . . . . . . . . . . . . . 134 252
Стр.252
Тема: Методы экологического образования дошкольников . . . . . 134 Тема: Формы организации эколого-педагогической работы в дошкольном учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 Раздел 3. Организация эколого-развивающей среды в детских учреждениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 Практические занятия по темам раздела . . . . . . . . . . . . . . . 151 Тема: Уголок природы как условие экологического образования в ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 Тема: Организация агробиоценозов на участке дошкольного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 Раздел 4. Управление эколого-образовательным процессом . . . . . 163 Тема: Управление экологическим образованием в дошкольном учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 Тема: Планирование эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 Тема: Диагностика экологической воспитанности дошкольников . 168 Глава 3. Учебно-исследовательская работа . . . . . . . . . . . . . . 170 Раздел 1. Написание рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 Тематика рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 Методические рекомендации по изучению литературы и отбору фактического материала для реферата . . . . . . . . . . . 171 Раздел 2. Рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 Темы курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . 176 Методические рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . 177 Примерное содержание курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 Глава 4. Содержание и формы контрольных мероприятий . . . . . 207 Контрольные работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 Итоговая контрольная работа в форме тестовых заданий для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232 Примерный перечень вопросов к экзамену . . . . . . . . . . . . . . 236 Критерии оценки знаний на экзамене по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей . . . . . . . . . . . . 239 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Стр.253

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически