В нем представлены основополагающие идеи и взгляды классиков педагогики на роль природы в воспитании детей; цель, задачи, содержание и методика экологического образования дошкольников, подходы и требования к организации эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях, основы управления эколого-образовательной деятельностью педагогов; содержание контрольных мероприятий и учебно-исследовательской работы студентов. <...> Именно поэтому в системе непрерывного экологического образования исключительно важен начальный этап – дошкольное детство, когда закладываются основы экологической культуры, формируются элементарные представления о природе, эмоционально-положительное, осознанное отношение к ней. <...> Эффективность экологического образования дошкольников во многом зависит от степени готовности специалистов, призванных вести эколого-педагогическую работу в детских учреждениях. <...> Фребель и другие видели в природе могучий источник знаний, рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, развитие ума, чувств и воли. <...> 5 Глава 1 Педагогические идеи и взгляды Яна Амоса Коменского на роль природы в воспитании детей Великий чешский (славянский) педагог Я. А. Коменский (1592– 1670) на первое место в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста ставил предметы естественного цикла. <...> Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на 3 – 4 году жизни, для других же они становятся доступными только в 5–6-летнем возрасте. <...> Он выделяет знания по физике; знания, касающиеся стихий (огня, воздуха, воды, земли) и явлений природы (дождь, снег, лед); знания богатств природы и ископаемых (свинец, железо); знания из области астрономии (ребенок должен узнать, что называется небом, солнцем, луной, звездами) и географии (место, где ребенок родился, живет (деревня, город), а также с тем, что такое лес, поле, луг, река, гора; ознакомление с названиями трав <...>
Теория_и_методика_экологического_образования_детей_дошкольного_возраста._Пособие_для_студентов_педагогических_вузов.pdf
УДК 372
ББК 74.102.415я73
Г137
Рецензенты:
О. С. Ушакова, зав.лабораторией развития речи и творческих способно
стей федерального государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических
проблем детства» РАО, доктор педагогических наук,
профессор, академик МАНПО.
В. И. Яшина, зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования
ФГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»;
кандидат педагогических наук, профессор.
Г137 Газина О. М., Фокина В. Г. Теория и методика экологического образования
детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — М.:
Прометей, 2013. — 254 с.
Данное учебно-методическое пособие написано в соответствии с ФГОС
ВПО, рабочими программами по дисциплине «Теория и методика
экологического образования детей», осваиваемой студентами факультетов
дошкольной педагогики и психологии.
Пособие предусматривает освоение теории, истории и современных технологий
экологического образования детей дошкольного возраста. В нем
представлены основополагающие идеи и взгляды классиков педагогики на
роль природы в воспитании детей; цель, задачи, содержание и методика
экологического образования дошкольников, подходы и требования к организации
эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях, основы
управления эколого-образовательной деятельностью педагогов; содержание
контрольных мероприятий и учебно-исследовательской работы студентов.
Пособие адресовано студентам дошкольных факультетов педагогических
вузов, обучающимся по направлениям 050100.62 «Педагогическое образование»
и 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», и слушателям
курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования.
ISBN 978-5-7042-2492-1
© О. М. Газина, В. Г. Фокина, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. История развития методики экологического образования
детей дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Педагогические идеи и взгляды Яна Амоса Коменского на роль
природы в воспитании детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Идеи свободного воспитания в педагогической теории Жан Жака
Руссо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Иоган Генрих Песталоцци о роли природы в воспитании детей . . . . 21
Проблема воспитания детей средствами природы в педагогической
теории Фридриха Фребеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Основные положения теории Марии Монтессори . . . . . . . . . . . . 34
Русские просветители (революционные демократы) о значении
ознакомления с природой в воспитании детей . . . . . . . . . . . . . 42
Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов
на роль природы в воспитании детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Учение Константина Дмитриевича Ушинского о роли природы
в первоначальном обучении и воспитании детей . . . . . . . . . . . . 56
Основные положения теории Елизаветы Николаевны Водовозовой
о воспитании детей средствами природы . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Ознакомление с природой в детском саду по методу Елизаветы
Ивановны Тихеевой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Вопросы становления методики ознакомления детей с природой
в советской дошкольной педагогике в период 1917–1932 гг . . . . . . 96
Глава 2. Теория и методики экологического образования детей
как учебная дисциплина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Раздел 1. Значение, задачи и содержание экологического
образованиядетей дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . 106
Практические занятия по темам раздела . . . . . . . . . . . . . . . 117
Тема: Задачи и содержание экологического образования детей
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Тема: Развитие элементов экологического сознания
у дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Тема: Значение природы в развитии личности ребенка . . . . . . . 122
Раздел 2. Технология формирования основ экологической
культуры в дошкольном детстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Практические занятия по темам раздела . . . . . . . . . . . . . . . 134
252
Стр.252
Тема: Методы экологического образования дошкольников . . . . . 134
Тема: Формы организации эколого-педагогической работы
в дошкольном учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Раздел 3. Организация эколого-развивающей среды в детских
учреждениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Практические занятия по темам раздела . . . . . . . . . . . . . . . 151
Тема: Уголок природы как условие экологического образования
в ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Тема: Организация агробиоценозов на участке дошкольного
учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Раздел 4. Управление эколого-образовательным процессом . . . . . 163
Тема: Управление экологическим образованием в дошкольном
учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Тема: Планирование эколого-педагогической работы с детьми
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Тема: Диагностика экологической воспитанности дошкольников . 168
Глава 3. Учебно-исследовательская работа . . . . . . . . . . . . . . 170
Раздел 1. Написание рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Тематика рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Методические рекомендации по изучению литературы
и отбору фактического материала для реферата . . . . . . . . . . . 171
Раздел 2. Рекомендации по выполнению курсовых и выпускных
квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Темы курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . 176
Методические рекомендации по написанию курсовых
и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Примерное содержание курсовых и выпускных
квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Глава 4. Содержание и формы контрольных мероприятий . . . . . 207
Контрольные работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Итоговая контрольная работа в форме тестовых заданий
для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Примерный перечень вопросов к экзамену . . . . . . . . . . . . . . 236
Критерии оценки знаний на экзамене по дисциплине «Теория
и методика экологического образования детей . . . . . . . . . . . . 239
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Стр.253