Как устанавливать распределенность терминов в простых суждениях? <...> Суждение — это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой и что-либо утверждает или отрицает (примеры суждений: Все планеты являются небесными телами; Некоторые школьники — это двоечники; Все треугольники не являются квадратами и т.п.) <...> Умозаключение — это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений вытекает новое суждение или вывод. <...> Нарушение этих законов приводит к различным логическим ошибкам, как правило, — к ложным выводам. <...> 10 Каждый заметит, что ложный вывод получается из-за употребления слова «движение» в разных смыслах (в первом исходном суждении оно употребляется в широком, философском смысле, а во втором — в узком, механическом смысле). <...> Как видим, из двух истинных суждений вытекает ложный вывод. <...> А тот, кто владеет логической культурой, немедленно установит данную ошибку — «расширение большего термина в простом силлогизме». <...> Когда мы изучаем логику, то узнаем, что в приведенном примере нарушается логический закон тождества, так как в нем смешиваются две различные (неравные или нетождественные друг другу) ситуации: идти в какой-то одежде и идти куда-то. <...> Точно так же закон тождества нарушается в высказывании: Сегодня будем копать траншею от этого столба и до обеда. <...> Так же неопределенное понятие опытный специалист возможно превратить в определенное, добавляя к его содержанию признак — «стаж работы в данной области не менее 10 лет». <...> Таким образом, проясняющий признак для содержания неопределенного понятия всегда относителен, т. к. зависит от договоренности между людьми в каждой конкретной ситуации, в силу чего превратить неопределенное понятие в определенное, по крупному счету, невозможно: неопределенное понятие, в конечном итоге, остается неопределенным. <...> Например, равнозначными будут понятия квадрат и равносторонний прямоугольник, т.к. любой квадрат — это равносторонний <...>
Популярная_логика_и_занимательные_задачи._Учебное_пособие.pdf
УДК 16 (075.8)
ББК 87.4я73
Г 96
Рецензенты:
Н. А. Дмитриева, доктор философских наук,
профессор кафедры философии Московского педагогического
государственного университета (МПГУ)
С. И. Музяков, доктор философских наук, профессор кафедры
психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин
Московского университета им. С.Ю. Витте
Г 96
Гусев Дмитрий Александрович
Популярная логика и занимательные задачи. Учебное
пособие. — М.: Прометей, 2015. — 406 с.
Книга посвящена древней и в то же время всегда молодой науке
о правильном мышлении — логике. Материал излагается просто,
ясно и интересно; приводятся многочисленные примеры, показывающие
практическую значимость логики для современного человека.
Предлагаемые в книге занимательные задачи направлены на
развитие внимания, памяти, гибкости ума, смекалки и сообразительности,
помогут как узнать что-то новое, так и интеллектуально
поупражняться. Книга адресована школьникам и их родителям,
студентам, учителям, преподавателям и всем, кто интересуется логикой,
любит решать логические задачи и головоломки, заинтересован
в расширении собственного кругозора и развитии навыков
нестандартного мышления. Автор — доктор философских наук,
профессор кафедры философии Московского педагогического
государственного университета. Материалы книги с неизменным
успехом используются автором в многолетней преподавательской
практике.
ISBN 978-5-9906264-9-2
© Гусев Д. А., 2015
© Издательство «Прометей», 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ, или Что такое логика, и зачем она нужна?. . . . . . . . 6
Глава 1. ПОНЯТИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.1. Что такое понятие? ............................. 15
1.2. Виды понятий .................................. 17
1.3. Определенные и неопределенные понятия . . . . . . 20
1.4. Роль неопределенных понятий в мышлении ..... 21
1.5. В каких отношениях могут быть понятия? . . . . . . 25
1.6. Круговые схемы Эйлера ........................ 29
1.7. Как ограничивать и обобщать понятия? ......... 32
1.8. Цепочки ограничений и обобщений понятий .... 35
1.9. Определение понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
1.10. Правила определения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
1.11. Деление понятия ............................... 43
1.12. Правила деления ............................... 45
1.13. Как складываются и умножаются понятия? . . . . . 48
Вопросы и задания к главе 1 ......................... 53
Глава 2. СУЖДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
2.1. Что такое суждение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
2.2. Структура суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.3. Виды суждений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
2.4. Простые суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
2.5. Распределенные и нераспределенные термины
в простых суждениях ........................... 74
2.6. Как устанавливать распределенность терминов
в простых суждениях? .......................... 78
2.7. Преобразование простых суждений ............. 79
2.8. Отношения между суждениями . . . . . . . . . . . . . . . . 87
2.9. Логический квадрат ............................ 90
2.10. Сложные суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
2.11. Истинность сложных суждений ................. 96
3
Стр.3
2.12. Формализация рассуждений .................... 98
2.13. Логические формулы и таблицы истинности ... 100
2.14. Виды вопросов ................................ 108
2.15. Корректные и некорректные вопросы .......... 110
Вопросы и задания к главе 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Глава 3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
3.1. Что такое умозаключение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
3.2. Виды умозаключений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
3.3. Простой, или категорический силлогизм ....... 129
3.4. Правила терминов простого силлогизма . . . . . . . 136
3.5. Правила посылок простого силлогизма . . . . . . . . 139
3.6. Энтимемы и эпихейремы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
3.7. Полисиллогизмы и сориты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
3.8. Умозаключения с союзом «или» . . . . . . . . . . . . . . . 146
3.9. Правила умозаключений с союзом «или» . . . . . . 148
3.10. Умозаключения с союзом «если...то» ........... 150
3.11. Правила умозаключений с союзом
«если...то» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
3.12. Дилеммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
3.13. Что такое индукция? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
3.14. Правила индукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
3.15. Ошибки индукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
3.16. Установление причинных связей . . . . . . . . . . . . . . 164
3.17. Что такое аналогия? ........................... 167
3.18. Правила аналогии ............................. 169
Вопросы и задания к главе 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Глава 4. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . 187
4.1. Что такое закон тождества? .................... 187
4.2. Нарушения закона тождества .................. 188
4.3. Что запрещает закон противоречия? . . . . . . . . . . . 193
4.4. Виды противоречий ........................... 195
4.5. Закон исключенного третьего .................. 199
4.6. Закон достаточного основания ................. 200
4.7. Чем отличается наука от псевдонауки? ......... 202
4
Стр.4
4.8. Спор между софистами и Сократом ............ 205
4.9. Софизмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
4.10. Парадоксы-антиномии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
4.11. Парадокс «Протагор и Эватл» .................. 214
4.12. Парадоксы-апории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Вопросы и задания к главе 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Глава 5. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО .............................. 235
5.1. Что такое доказательство? ..................... 235
5.2. Структура доказательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
5.3. Прямые и косвенные доказательства ........... 239
5.4. Виды и методы подтверждения . . . . . . . . . . . . . . . . 240
5.5. Виды и методы опровержения . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
5.6. Всегда ли доказательство необходимо? ......... 248
5.7. Определенность тезиса в доказательстве . . . . . . . 250
5.8. Неизменность тезиса в процессе
доказательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
5.9. Истинность и достаточность аргументов
в доказательстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
5.10. Ошибки в демонстрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
5.11. Условия успешной дискуссии . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
5.12. Корректные и некорректные приемы спора ..... 261
5.13. Разновидности недопустимых приемов
спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
5.14. Что такое гипотеза? ........................... 268
5.15. Как соотносятся теории и факты? .............. 270
5.16. Рабочие и научные гипотезы ................... 273
Вопросы и задания к главе 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Заключение
Литература
............................................... 303
............................................... 305
200 ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Условия задач ...................................... 308
Ответы и комментарии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Литература ......................................... 404
5
Стр.5