А. Н. ДЖУРИНСКИЙ ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И В МИРЕ НА ПОРОГЕ ДВУХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ Монография Москва – 2011 УДК 37 ББК 74.00+74.63 Д427 Д427 Джуринский А. Н. <...> Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст: Монография. <...> В монографии на основе современных установок историко-педагогической науки и сравнительной педагогики современное состояние и тенденции развития педагогической мысли и образования в России и в мире анализируются как динамичный, целостный и взаимосвязанный процесс. <...> Предложены теоретические и практические ответы на вопросы, которые возникают в условиях глобализации, вследствие необходимости ретроспективного анализа перспектив модернизации и инноваций российского и мирового образования в виде стандартизации, профильного обучения, религиозного обучения, двухуровневого высшего образования, мультикультурного образования и т.д. <...> Концепции и идеи образования в многонациональном социуме . <...> Мировая и отечественная педагогика приближается к уровню социальных, политических, педагогических требований эпохи технической и технологической революции. <...> Процесс обновления педагогической мысли и образования разнообразен. <...> В России и в других индустриально развитых странах педагогическая наука занята широким кругом проблем инноваций: компенсирующее обучение, промежуточное между начальным и полным общим образование, индивидуализация обучения (педагогика поддержки, уровневое обучение и пр.), непрерывное образование, мультикультурное образование и пр. <...> Важным путем гармоничного развития ребенка определено семейное воспитание «в атмосфере счастья, любви и понимания», провозглашена необходимость подготовки детей к самостоятельной жизни в обществе, воспитания в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. <...> Декларируются права ребенка на образование, индивидуальное <...>
Педагогика_и_образование_в_России_и_в_мире_на_пороге_двух_тысячелетий_сравнительно-исторический_контекст._Монография.pdf
УДК 37
ББК 74.00+74.63
Д427
Д427
Джуринский А. Н. Педагогика и образование в России и в мире
на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический
контекст: Монография. — М.: МПГУ, 2011. — 152 с.
В монографии на основе современных установок
историко-педагогической науки и сравнительной педагогики
современное состояние и тенденции развития педагогической
мысли и образования в России и в мире анализируются
как динамичный, целостный и взаимосвязанный процесс.
Представлены ведущие педагогические идеи, концепции и
теории, направления реформирования общего и высшего
образования. Предложены теоретические и практические
ответы на вопросы, которые возникают в условиях
глобализации, вследствие необходимости ретроспективного
анализа перспектив модернизации и инноваций российского
и мирового образования в виде стандартизации, профильного
обучения, религиозного обучения, двухуровневого высшего
образования, мультикультурного образования и т.д. Монография
адресована научным работникам, преподавателям, бакалаврам,
магистрантам, аспирантам, докторантам, всем, кого заботят
судьбы отечественной педагогики, школы, кого интересует
история российской и мировой школы и педагогики.
ISBN 978-5-4263-0021-7
© А. Н. Джуринский, 2011
© МПГУ, 2011
© Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ
ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ............................. 9
1.1. Научные основы исследования истории педагогики ................... 9
1.2. Сравнительная педагогика как наука ............................................17
ГЛАВА ВТОРАЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ
И КОНЦЕПЦИИ ...............................................................................23
2.1. Общая характеристика...................................................................23
2.2. Социальная педагогика .................................................................25
2.3. Феноменологическая педагогика ..................................................34
2.4. Концепции и идеи образования
в многонациональном социуме ....................................................44
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ .............................................64
3.1. Вопрос о реформе общеобразовательной школы .........................64
3.2. Структура общего образования .....................................................68
3.3. Общее профессиональное образование ........................................76
3.4. Финансирование и управление .....................................................80
3.5. Школьный учитель ........................................................................83
3.6. Программы общего образования ..................................................86
3.7. Дифференциация обучения ..........................................................92
3.8. Воспитание в общеобразовательной школе .................................99
3.9. Инновации учебного процесса ...................................................114
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ................................120
4.1. Тенденции развития высшего образования ...............................120
4.2. Интернационализация высшего образования ............................127
4.3. Педагогическое образование .......................................................133
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА .............................................................148
Стр.3