Н. М. Мякишева ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Монография Москва – 2011 УДК 159.922.72 ББК 88.837-724 М 991 Рецензенты: доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор А. И. Савенков доктор философских наук, профессор О. П. Елисеев М 991 Мякишева Н. М. <...> Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников: Монография. <...> Автором выявлено, что определяющим в развитии интеллектуальной одаренности младших школьников является личностное побуждение к развитию собственного интеллекта, основу которого составляет внутренняя позиция личности, проявляющаяся в сознательном отношении одаренного ребенка к окружающему миру и к собственному развитию. <...> Проблема одаренности в философии и психологии . <...> Интеллектуальная одаренность обычно определяется через достижения, а они непосредственно связаны не только с функционированием интеллекта, но и с действием личностных особенностей. <...> Во второй главе определяются основные современные подходы к проблеме взаимосвязи личностного и интеллектуального развития, а также рассматривается проблема социального интеллекта как связующего звена между личностью и академическим интеллектом. <...> Проблема одаренности в философии и психологии Первостепенной задачей данной работы является прослеживание эволюции представлений об одаренности в философии и психологии. <...> При этом стоит отметить и создание им теории интеллекта. <...> Этим умственная одаренность отличается от гениальности, сущность которой состоит в самопроизвольном творчестве. <...> «Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни», – писал В. Штерн <...> Такой подход к определению интеллектуальной одаренности указывал в первую очередь на ее функцию адаптации к новым жизненным условиям. <...> Определение интеллектуальной <...>
Личностные_особенности_развития_интеллектуально_одаренных_младших_школьников._Монография.pdf
УДК 159.922.72
ББК 88.837-724
М 991
Рецензенты:
доктор психологических наук,
доктор педагогических наук, профессор
А. И. Савенков
доктор философских наук, профессор
О. П. Елисеев
М 991 Мякишева Н. М. Личностные особенности развития
интеллектуально одаренных младших школьников:
Монография. – М.: МПГУ, 2011. – 160 с.
В монографии представлены результаты изучения личностных
особенностей развития интеллектуально одаренных
младших школьников в контексте рассмотрения проблемы
соотношения личностного и когнитивного развития ребенка.
Автором выявлено, что определяющим в развитии интеллектуальной
одаренности младших школьников является
личностное побуждение к развитию собственного интеллекта,
основу которого составляет внутренняя позиция личности,
проявляющаяся в сознательном отношении одаренного
ребенка к окружающему миру и к собственному развитию.
Выявленные личностные особенности, а также особенности
самоотношения и социальной позиции одаренных младших
школьников расширяют знания о возможных способах развития
интеллектуальной одаренности, а также способствуют
выстраиванию эффективной системы образования с учетом
особенностей личности одаренного ребенка.
Монография предназначена для широкого круга читателей,
включая преподавателей, студентов педагогических
вузов, педагогов образовательных учреждений, психологов,
родителей и всех интересующихся вопросами развития интеллектуальной
одаренности ребенка.
ISBN 978-5-4263-0023-1
© Н. М. Мякишева, 2011
© МПГУ, 2011
© Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .....................................................................................4
Глава 1. Феномен детской интеллектуальной
одаренности .......................................................................5
§ 1. Проблема одаренности в философии
и психологии ........................................................................5
§ 2. Современные концепции интеллектуальной
одаренности ........................................................................17
Выводы ......................................................................................38
Глава 2. Проблема личностных особенностей
интеллектуальной одаренности ребенка
в психологии ...................................................................40
§ 1. Современные подходы к проблеме взаимосвязи
личностного и интеллектуального развития .................40
§ 2. Проблема социального интеллекта в современной
психологии одаренности ..................................................65
Выводы ......................................................................................80
Глава 3. Эмпирическое исследование личностных
особенностей развития интеллектуально
одаренных младших школьников.............................82
§ 1. Методы исследования личностных особенностей
развития интеллектуально одаренных младших
школьников: описание и обоснование ............................82
§ 2. Анализ результатов исследования личностных
особенностей развития интеллектуально
одаренных младших школьников .................................104
Выводы ....................................................................................133
Заключение ............................................................................135
Библиография .......................................................................141
Приложения ..........................................................................153
Стр.3