М. В. Пономарев, О. А. Никонов, С. Ю. Рафалюк ИСтОчНИкОВедеНИе НОВОй И НОВейшей ИСтОРИИ Учебное пособие Москва-2012 УДК 94 ББК 63.3(0)5ю Н644 Рецензенты: е. <...> Студеникин, кандидат исторических наук, профессор, зав. кафедрой методики преподавания истории МПГУ Н644 Пономарев М. В., Никонов О. А., Рафалюк С. Ю. <...> Учебное пособие содержит дидактические материалы для организации учебной и учебно-исследовательской работы студентов в ходе освоения дисциплины «Источниковедение Новой и Новейшей истории», осуществления рейтингового контроля уровня сформированности источниковедческой компетенции. <...> Источник в системе исторического познания (сравнительный анализ теоретических концепций). <...> : Позитивизм VS Новая социальная наука» (деловая игра: тренинг методов аргументации). <...> 26 1.5 Актуальные проблемы источниковедения (сравнительный анализ диссертационных исследований). <...> Источниковедческая культура современного историка (составление комплекта тестов). <...> Кроме того, программа дисциплины предусматривает ряд конкретных требований к подготовке студентов, в том числе формирование базовых знаний в области методологии и методики источниковедческого анализа, представления об актуальных дискуссиях по проблемам источниковедения, понимания специфики основных групп исторических источников, умения использовать приобретенные инструментальные умения и навыки для решения познавательных задач в области источниковедческого анализа, понимания роли источниковедения в формировании критического мышления и профессиональной культуры историка. <...> Для освоения дисциплины «Источниковедение Новой и Новейшей истории» студенты используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История Нового времени», «История Новейшего времени», «Современная история», «Специальные исторические дисциплины», «Информационные технологии в образовании». <...> Лекционный курс в составе дисциплины «Источниковедение <...>
Источниковедение_новой_и_новейшей_истории._Учебное_пособие.pdf
УДК 94
ББК 63.3(0)5ю
Н644
Рецензенты:
е. А. колесникова, доцент, кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории России МПГУ;
М. т. Студеникин, кандидат исторических наук, профессор,
зав. кафедрой методики преподавания истории МПГУ
Н644 Пономарев М. В., Никонов О. А., Рафалюк С. Ю.
Источниковедение новой и новейшей истории: Учебное пособие.
– М.: МПГУ, 2012. – 150 с.
Учебное пособие содержит дидактические материалы для
организации учебной и учебно-исследовательской работы
студентов в ходе освоения дисциплины «Источниковедение
Новой и Новейшей истории», осуществления рейтингового
контроля уровня сформированности источниковедческой компетенции.
Адресуется студентам и преподавателям исторических
факультетов высших учебных заведений.
ISBN 978-5-4263-0127-6
© М. В. Пономарев, О. А. Никонов, С. Ю.Рафалюк, 2012
© МПГУ, 2012
© Оформление. Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
ОГлАВлеНИе
Введение......................................................................................5
Раздел 1. теоретико-методологические
проблемы источниковедения................................................7
1.1. Источник в системе исторического познания
(сравнительный анализ теоретических концепций)...........7
1.2. Исторический факт, исторический источник
и историческое знание (подготовка эссе в жанре
научной полемики)................................................................19
1.3. Круглый стол по теме «Историк, источник
и интернет» (ролевая игра по методу
мультиперспективы)............................................................21
1.4. «История как строгая наука?:
Позитивизм VS Новая социальная наука»
(деловая игра: тренинг методов аргументации)..................26
1.5 Актуальные проблемы источниковедения
(сравнительный анализ
диссертационных исследований).........................................35
1.6. Типология исторических источников (дебаты)............43
1.7. Категориальный аппарат современного
источниковедения (составление глоссария).......................45
1.8. Объект и предмет источниковедения.
История источниковедения. Источниковедческая
культура современного историка
(составление комплекта тестов)...........................................46
Раздел 2. Эвристика и историческая
критика источников................................................................50
2.1. Источниковедческая эвристика (учебный проект).....50
2.2. Источник и эпоха (контекстный поиск
исторических источников).....................................................51
2.3. Установление авторства источника..............................52
2.4. Установление видовой
принадлежности источника..................................................55
2.5. Информативное установление текста источника.......68
2.6. Анализ происхождения источника...............................74
2.7. Установление авторской субъективности....................82
2.8. Реконструкция мотивации автора................................87
2.9. Коммуникативный анализ источника.........................92
2.10. Художественный образ
как исторический источник................................................100
2.11. Источниковедческая критика кинофильма.............105
Стр.3
Раздел 3. Источниковедческий синтез
и проблемы исторической реконструкции......................106
3.1 Контент-анализ исторического источника..................106
3.2. Сравнительный видовой анализ
исторических источников....................................................113
3.3. Сравнительный анализ
художественно-изобразительных источников..................116
3.4. Историческая реконструкция:
комплексный анализ группы источников.........................122
3.5. Устная история: перспективы и методы.....................137
3.6. Учебная публикация источника (практикум)............139
Список использованных материалов.............................141
Стр.4