Сергеева ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Монография Москва − 2011 УДК 81’42 ББК 81.071 Б 705 Рецензенты: Л. А. Нефедова, доктор филологических наук, профессор; В. В. Ощепкова, доктор филологических наук, профессор. <...> Интраперсональное общение и внутренняя речь ooooiiiiкак средство его реализации. <...> Способы изображения внутренней речи iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii ooooiiiiв художественном тексте. <...> Авторское повествованиеiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii iooooiiкак способ изображения внутренней речи персонажа. <...> Взаимодействие различных ипостасей личности в пределах ее сознания составляет суть интраперсонального общения, в процессе которого один из партнеров общения (адресат) не существует непосредственно в данной ситуации, а объективируется в сознании другого индивидуума (адресанта). <...> Интраперсональное общение индивидуума реализует разли чия или взаимные тяготения чувств и разума, сознательного и бессозна тельного, различных эмоций амбивалентной структуры, различных интел лектуальных позиций в его сознании. <...> Их генетическая однородность подтверждается и тем, что интраперсональное общение существует в тех же формах, что и межличностное общение. <...> Три формы интраперсонального общения −внутрен ний диалог, внутренний монолог, простое внутреннее реплицирование − образуют в совокупности непрерывный процесс аутокоммуникации 5 личности, осуществляемый посредством внутренней речи. <...> Понятие внут ренней речи объединяет все многообразие речевых процессов, возникаю щих в сознании индивидуума и не адресованных реальному собеседнику. <...> Изображенная внутренняя речь представляет собой более или менее обширные фрагменты мысленной или озвученной речи персонажа в про цессе аутокоммуникации, формально и/или семантически выделенные в тексте авторского повествования. <...> Рассматривая внутреннюю речь как единицу структуры художественно го текста, мы прежде всего анализируем частотность ее употребления <...>
Внутренняя_речь_в_структуре_художественного_текста._Монография.pdf
УДК 81’42
ББК 81.071
Б 705
Рецензенты:
Л. А. Нефедова, доктор филологических наук, профессор;
В. В. Ощепкова, доктор филологических наук, профессор.
Б 705 Блох М. Я., Сергеева Ю. М. Внутренняя речь в структуре
художественного текста: Монография. − М.: МПГУ, 2011. − 180 с.
В монографии представлен анализ внутренней речи как особой формы
языкового общения и вместе с тем как мощного художественного средства
раскрытия личности литературного героя. Рассматриваются формы сущест
вования внутренней речи, ее функции в жизнедеятельности личности, спосо
бы изображения в художественном тексте и основные конститутивные при
знаки.
Монография предназначена для широкого круга лингвистовтеоретиков,
преподавателей филологических дисциплин и студентов лингвистических
вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся духовной
жизнью человека.
ISBN 9785426300248
© М. Я. Блох, Ю. М. Сергеева, 2011
© МПГУ, 2011
© Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
iiiiiВведение....................................................................................................5
iiiiiГлава 1. Интраперсональное общение и внутренняя речь
ooooiiiiкак средство его реализации........................................................
1.1. Понятие интраперсонального общения................................................9
1.2. Внутренняя речь как материальная основаooooooooooooooooooooooo
ooooiiiiинтраперсонального общения..............................................................13
1.3. Основные формы интраперсонального общения...........................
1.3.1. Простое внутреннее реплицирование.............................................
1.3.2. Внутренний монолог...........................................................................
1.3.3. Внутренний диалог..............................................................................
20
20
39
29
iiiiiГлава 2. Внутренняя речь в художественном тексте........................
2.1. Художественный текстoooooooooooooooooooooooooooooooooooooooo
ooooiiiiкак объект лингвистического исследования........................................59
2.2. Членимость текста как его имманентная категория............................63
2.3. Распределение внутренней речиooooooooooooooooooooooooooooooooi
ooooiiiiв функциональносемантических типахoooooooooooooooooooooooiiiiiii
ooooiiiiдиктем «повествование», «описание», «рассуждение».....................67
2.4. Способы изложения содержанияiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii
ooooiiiiв художественном тексте......................................................................85
2.5. Способы изображения внутренней речи iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii
ooooiiiiв художественном тексте.......................................................................93
2.5.1. Структурносемантические модели с прямой речью.....................
2.5.2. Структурносемантические модели с косвенной речью.............
2.5.3. Несобственнопрямая речь иiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii
ooooiiiее структурносемантические разновидности..........................
2.5.4. Авторское повествованиеiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii
iooooiiкак способ изображения внутренней речи персонажа............
59
94
105
110
119
9
Стр.3
iiiiiГлава 3. Конститутивные признаки и стилистические функции
ooooiiiiизображенной внутренней речи в художественном тексте..........
ii3.1. Морфологические признаки изображенной внутренней речи..........124
3.1.1. Система личных местоименийiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii
ioooiiiiв изображенной внутренней речи.................................................
3.1.2. Темпоральная организация изображенной внутренней речи...
ii3.2. Лексические особенности изображенной внутренней речи..............130
ii3.3. Синтаксическая структура изображенной внутренней речи..............137
ii3.4. Стилистические функции изображенной внутренней речиiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii
ooooiiiiв художественном тексте..........................,,........................................152
129
124
iiiiiЗаключение................................................................................
iiiiiЛитература.................................................................................
iiiiiСписок источников иллюстративного материала...........................
124
177
168
162
Стр.4