Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Античный скептицизм и философия науки: диалог сквозь два тысячелетия (450,00 руб.)

0   0
Первый авторГусев Д. А.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц438
ID315730
АннотацияЭллинистический скептицизм, представленный не только пирронизмом, характеризуясь прежде всего «внутренней эмиграцией», своеобразным «экзистенциальным» поворотом философской мысли, индивидуалистической и эвдемонистической направленностью, во многом предвосхитил современные эпистемологические, этические и социально-философские идеи, а его представители, рассмотренные в широком историческом контексте обернутся не «маргинальными» мыслителями своей эпохи, а настоящими пророками в мировой философской мысли.
ISBN978-5-9906550-0-3
УДК16
ББК87.22
Гусев, Д.А. Античный скептицизм и философия науки: диалог сквозь два тысячелетия : монография / Д.А. Гусев .— Москва : Издательство Прометей, 2015 .— 438 с. — Библиогр.: с. 415-434 .— ISBN 978-5-9906550-0-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/315730 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философская и историческая эволюция античного скептицизма . <...> Источники по философии и истории античного скептицизма и его освещенность в историко-философской литературе . <...> Философская и историческая эволюция античного скептицизма от Пиррона до Секста Эмпирика . <...> «Второе рождение» стоической теории познания в постпозитивистской философии науки ХХ в.: неисторический (античный) и исторический (современный) типы мышления . <...> Такое понимание основных характеристик скептика и скептицизма является, по крупному счету, ошибочным. <...> Поэтому, возможно, античный скептицизм явился неким историческим рубежом, с которого теоретическое мышление «раздвоилось» на старое, философское и новое, научное мышление, и стала развиваться, наряду с философской картиной мира, научная картина мира. <...> Если это так, то исследование античного скептицизма как ранней методологии научного мышления открывает новую и актуальную перспективу в изучении античных скептиков, в круг которых попадают, возможно утверждать, не только собственно скептики, но также стоики, эпикурейцы и киники. <...> С одной точки зрения и в узком смысле слова, античный скептицизм — это собственно скептическая школа, родоначальником которой считается Пиррон. <...> Рассмотрение античных скептиков в ракурсе связи выдвигаемого ими скепсиса со скепсисом науки наталкивается на возражение, по которому в современном смысле слова наука и соответствующая эпистемология появились спустя века после античного философского скептицизма и отвеча7 ющей ему эпистемологии, так что обе эпистемологии «несоизмеримы» между собой. <...> Верно, что в эллинистическую эпоху наука в современном понимании не существовала, но существовало теоретическое мышление, которое вряд ли возможно однозначно охарактеризовать как «несоизмеримое» с теоретическим мышлением современности. <...> Эллинисти8 ческая философия была скептична в отношении «неограниченных возможностей» теоретического мышления; причем важен <...>
Античный_скептицизм_и_философия_науки_диалог_сквозь_два_тысячелетия.pdf
УДК 16 ББК 87.22 Г 96 Рецензенты: Н.А. Дмитриева, доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета (МПГУ) С.И. Музяков, доктор философских наук, профессор кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С.Ю. Витте Г 96 Гусев Дмитрий Алексеевич Античный скептицизм и философия науки: диалог сквозь два тысячелетия. Монография. — М.: Прометей, 2015. — 438 с. Эллинистический скептицизм, представленный не только пирронизмом, характеризуясь прежде всего «внутренней эмиграцией», своеобразным «экзистенциальным» поворотом философской мысли, индивидуалистической и эвдемонистической направленностью, во многом предвосхитил современные эпистемологические, этические и социально-философские идеи, а его представители, рассмотренные в широком историческом контексте обернутся не «маргинальными» мыслителями своей эпохи, а настоящими пророками в мировой философской мысли. Hellenistic skepticism, which can be represented not only as pyrrhonism, being characterized first of all by «internal emigration», out-of-the-way «existential» turn of philosophical thought, individualistic and eudemonistic direction, in many ways anticipated modern epistemological, ethical and socio-philosophical ideas. Meanwhile its representatives, viewed in broad historical context, will turn out not «marginal» thinkers of their epoch, but true prophets in world’s philosophical thought. ISBN 978-5-9906550-0-3 © Гусев Д. А., 2015 © Издательство «Прометей», 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава 1. Философская и историческая эволюция античного скептицизма . . . . . . . . . . . . . . . . 25 1.1. Источники по философии и истории античного скептицизма и его освещенность в историко-философской литературе . . . . 25 1.2. Философские и исторические предпосылки античного скептицизма . . . . . . . . . . 64 1.3. Философская и историческая эволюция античного скептицизма от Пиррона до Секста Эмпирика . . . . . . . . . . . . . . 78 1.4. Исторические и философские судьбы античного скептицизма . . . . . . . . . . . .114 Глава 2. Структура античного скептицизма: основные разделы философского учения . . . . . . . . . . 135 2.1. Общая философская система античного скептицизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135 2.2. Изостения как основа скептической гносеологии: постулаты чувственного и рационального скептицизма . . . . . . . .143 2.3. Феноменализм как дополнение изостении и основание фактической жизни философа-скептика . . . . . . . . . . . . . .171 2.4. Этика атараксии в контексте скептической изостении и феноменализма . . . . . 190 3
Стр.3
2.5. Античный скептицизм как самосомневающееся сомнение . . . . . . . .212 Глава 3. Античный скептицизм и современные концепции теоретического знания . . . . . . . .235 3.1. Античный скептицизм как общая направленность эллинистической философии и инновация в древнегреческой философской традиции . . . . . . . . . . . .235 3.2. Социальные предпосылки зарождения античного скептицизма и специфика стоическойтеории познания . . . . . . . . .254 3.3. «Второе рождение» стоической теории познания в постпозитивистской философии науки ХХ в.: неисторический (античный) и исторический (современный) типы мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .285 3.4. Скептицизм эпикурейской философии и позитивистская традиция философии науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330 3.5. Пирронический скептицизм и постмодер-| нистские идеи в философии науки . . . . 355 3.6. Античный скептицизм в перспективе становления современного научного метода и организации научной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . .376 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404 Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .415 Summary . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .435 4
Стр.4