Особое внимание в работе уделено таким аспектам художественного освоения античности в творчестве Т.Л.Пикока, как традиция античных жанров, античность в системе персонажей, роль античных аллюзий, поэтика цитирования античных текстов, поэтика эпиграфов, роль авторского комментария в романах писателя. <...> В авторской редакции ISBN 978-5-7042-2451-8 © В. Н. Чечелева, 2013 © Издательство «Прометей», 2013 Томас Лав Пикок Портрет кисти Г. Уоллиса Национальная портретная галерея. <...> 95 ВВЕДЕНИЕ Широкому кругу читателей имя Томаса Лава Пикока (Tomas Love стилистически Peacock, 1785-1866) стало известным в 10-е годы XIX века, после выхода в свет первых его романов. <...> Пикок же пугал своей насмешкой над викторианской религиозностью и неприятием сентиментальной набожности. <...> Заметим, что античная литература общепризнанно является важнейшей частью мирового культурного наследия. <...> Рецепция античности в эстетике и художественном творчестве Т.Л.Пикока находит своеобразное отражение в художественном мире писателя, для эстетической концепции которого характерна множественность литературных ориентиров – Просвещение, романтизм, реализм. <...> Жанровая поэтика романов Т.Л.Пикока, развиваясь в контексте интеллектуализации английского романа, тяготеет к синтетической жанровой природе, включающей такие античные жанровые формы, как философский диалог, симпозиум, мениппова сатура, древнеаттическая комедия. <...> Мифологический прототекст, составленный из разнообразных мифов и произведений античной литературы, являет собой обширный культурный пласт, который служит различным целям писателя. <...> Одной из важных функций аллюзии можно считать функцию раскрытия эстетической концепции писателя. <...> Прием цитирования особенно важен в композиции диалога. <...> Важно заметить, что аспекты освоения античности в романах Пикока обусловлены индивидуальностью автора. <...> Литературные эпиграфы в романах Пикока также во многом характеризуют духовный мир писателя, его интересы, эстетические <...>
Античность_в_прозе_Т._Л._Пикока_Монография.pdf
УДК 82
ББК 83.3(4Вел)5-8Пикок Т.Л.444
Ч571
Рецензенты:
Н. И. Соколова, профессор кафедры всемирной литературы МПГУ, доктор
филологических наук
Е. В. Сомова, профессор кафедры мировой литературы Государственного
института русского языка им. А.С.Пушкина, доктор филологических наук
Ч571 Чечелева В. Н. Античность в прозе Т. Л. Пикока: Монография. – М.:
Прометей, 2013. – 102 с.
В монографии В.Н. Чечелевой впервые предпринят многоаспектный
анализ философско-эстетической концепции Т.Л. Пикока в контексте восприятия
античности в Англии XIX века, который включает исследование рецепции
античности в эстетических трудах и романном творчестве английского
писателя.
Особое внимание в работе уделено таким аспектам художественного
освоения античности в творчестве Т.Л.Пикока, как традиция античных
жанров, античность в системе персонажей, роль античных аллюзий, поэтика
цитирования античных текстов, поэтика эпиграфов, роль авторского комментария
в романах писателя.
Материалы работы могут быть использованы в курсах лекций по
истории западноевропейской литературы, специальных курсах и семинарах по
истории английской литературы.
Книга предназначена для преподавателей, студентов гуманитарных
факультетов, для широкого круга читателей, интересующихся литературой.
В авторской редакции
ISBN 978-5-7042-2451-8
© В. Н. Чечелева, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 5
РЕЦЕПЦИЯ АНТИЧНОСТИ В ЭСТЕТИКЕ Т.Л.ПИКОКА ............................. 12
ТРАДИЦИЯ АНТИЧНЫХ ЖАНРОВ В РОМАНАХ Т.Л.ПИКОКА................ 26
АНТИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПЕРСОНАЖЕЙ Т.Л.ПИКОКА ......................... 40
РОЛЬ АНТИЧНЫХ АЛЛЮЗИЙ В РОМАНАХ Т.Л.ПИКОКА ........................ 47
ПОЭТИКА ЦИТИРОВАНИЯ АНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ ................................... 58
ПОЭТИКА ЭПИГРАФОВ В РОМАНАХ Т.Л.ПИКОКА .................................. 70
РОЛЬ АВТОРСКОГО КОММЕНТАРИЯ В РОМАНАХ Т.Л.ПИКОКА .......... 81
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ТОМАСА ЛАВА ПИКОКА 94
БИБЛИОГРАФИЯ ................................................................................................ 95
Стр.4