Теоретическое обоснование Плотностью промывочной жидкости называется масса единицы объема. <...> Замер плотности растворов производится с помощью рычажных весов, ареометров и полуавтоматического плотномера. <...> На промыслах для определения плотности промывочной жидкости чаще используют ареометр АГ–3ПП, поэтому в данной лабораторной работе рассмотрим определение плотности промывочной жидкости с помощью ареометра АГ–3ПП. <...> Прибор для измерения плотности ареометр АГ–ЗПП (рис. <...> На стержне 3 имеется две шкалы: основная 1, по которой определяется плотность раствора, и поправочная для определения поправки прибора. <...> Лабораторная работа выполняется только после инструктажа по технике безопасности с обязательной росписью студентов в журнале по технике безопасности. <...> Ареометр АГ–3ПП Методика и порядок выполнения работы Наливаем в ведерко чистую воду, такой же водой заполняем мерный стакан ареометра. <...> 5 Содержание отчета и его форма В отчете должны быть приведены: – номер лабораторной работы, ее тема и цель работы; – краткая теория по теме работы; – аппаратура и материалы; – методика и порядок выполнения работы; – результаты работы должны быть занесены в табл. <...> Лабораторная работа выполняется только после инструктажа по технике безопасности с обязательной росписью студентов в журнале по технике безопасности. <...> . 2, – концентрация газа, %; 250 – суммарный объем промывочной ; Vж – объем промывочной жидкости ; 2 – множитель для получения газа с притертой пробкой. без пробки. – краткая теория по теме работы; – аппаратура и материалы; – методика и порядок выполнения работы; – результаты работы должны быть занесены в табл. <...> Теоретическое обоснование Условная вязкость косвенно характеризует гидравлическое сопротивление течению, то есть подвижность промывочной жидкости. <...> Лабораторная работа выполняется только после инструктажа по технике безопасности с обязательной росписью студентов в журнале по технике безопасности <...>
Буровые_промывочные_и_тампонажные_растворы.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ю. А. Пуля, И. В. Мурадханов
БУРОВЫЕ ПРОМЫВОЧНЫЕ
И ТАМПОНАЖНЫЕ РАСТВОРЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
(Лабораторный практикум)
Направление подготовки 131000.62 – Нефтегазовое дело
Бакалавриат
Ставрополь
2014
Стр.1
УДК 622.244.4 (075.8)
ББК 33.131 я73
П 88
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Пуля Ю. А., Мурадханов И. В.
П 88 Буровые промывочные и тампонажные растворы: учебнометодическое
пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014 – 106 с.
Пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС
ВПО к подготовке выпускника и содержит комплекс лабораторных
работ по буровым промывочным и тампонажным растворам.
Утверждено на заседании учебно-методической комиссии
института нефти и газа (протокол № 7 от 26. 03. 2014 г.).
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 131000.62 – Нефтегазовое дело.
УДК 622.244.4 (075.8)
ББК 33.131 я73
Авторы:
канд. техн. наук, доцент Ю. А. Пуля,
канд. техн. наук, доцент И. В. Мурадханов
Рецензенты:
канд. техн. наук, доцент Ю. А. Воропаев,
канд. техн. наук, доцент И. И. Андрианов
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральныйуниверситет», 2014
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью данного пособия является формирование комплекса общенаучных
и профессиональных компетенций будущего бакалавра
по направлению 131000.62 – Нефтегазовое дело.
Задачи: формирование базы знаний и умений в области приготовления
и регулирования свойств буровых промывочных и тампонажных
растворов, развитие инженерной эрудиции.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины:
– обобщение, анализ, восприятие информации, постановка цели
и выбор пути ее достижения ОК – 1;
– стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации
и мастерства ОК – 9;
– использование основных законов естественнонаучных дисциплин
в профессиональной деятельности, применение методов математического
анализа и моделирования, теоретического и экспериментального
исследования ПК – 2.
В результате освоения пособия обучающийся должен знать:
– требования, предъявляемые к буровым промывочным и тампонажным
растворам при различных технологических операциях
в процессе бурения и заканчивания скважины;
– виды осложнений, возникающих при строительстве скважин
и связанных с использованием некондиционных буровых растворов;
– показатели раствора, характеризующие его пригодность для
бурения в конкретных горно-геологических условиях;
уметь:
– в лаборатории приготовить различные буровые растворы, измерять
их параметры на отечественных и зарубежных приборах и
интерпретировать результаты;
– на стадии бурения в реальном времени корректировать Программу
промывки при возникновении непредвиденных обстоятельств;
владеть:
– в тесном взаимодействии с геолого-геофизической службой
и технологами-буровиками составить программу (регламент) промывки
скважины в различных горно-геологических условиях;
– приготовить в лаборатории цементный раствор заданного состава
и определить его стандартные показатели, а затем измерить
срок схватывания (консистометр, игла Вика), затвердевание и механические
свойства цементного камня.
3
Стр.3
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Определение плотности промывочной жидкости
Цель и содержание: изучение метода определения плотности
промывочной жидкости с помощью ареометра АГ–3ПП.
Теоретическое обоснование
Плотностью промывочной жидкости называется масса единицы
объема. Плотность зависит от вещественного состава промывочной
жидкости и плотности ее составляющих компонентов.
Замер плотности растворов производится с помощью рычажных
весов, ареометров и полуавтоматического плотномера. На промыслах
для определения плотности промывочной жидкости чаще используют
ареометр АГ–3ПП, поэтому в данной лабораторной работе рассмотрим
определение плотности промывочной жидкости с помощью
ареометра АГ–3ПП.
Прибор для измерения плотности ареометр АГ–ЗПП (рис. 1)
состоит из мерного стакана 5, который крепится к поплавку 4 при
помощи штифтов. На стержне 3 имеется две шкалы: основная 1, по
которой определяется плотность раствора, и поправочная для определения
поправки прибора. Основная шкала делится на две части:
левая служит для измерения плотности от 0,8 до 1,7 г/см3
, при этом
на мерный стакан навинчивается грузик 6; правая служит для измерения
плотности от 1,7 до 2,6 г/см3
при снятом грузике. Прибор
поставляется в комплекте с ведерком для воды 2. Крышка 7 ведерка
служит пробоотборником для раствора.
Аппаратура и материалы
1. Ареометр АГ–3ПП с ведерком.
2. Технические весы.
3. Лабораторная мешалка.
4. Мерный цилиндр до 250 мл.
Указания по технике безопасности
1. Лабораторная работа выполняется только после инструктажа
по технике безопасности с обязательной росписью студентов в журнале
по технике безопасности.
2. Допуск к приборам студентов, выполняющих лабораторную
работу, осуществляется только в присутствии преподавателя.
4
Стр.4
Рис. 1. Ареометр АГ–3ПП
Методика и порядок выполнения работы
Наливаем в ведерко чистую воду, такой же водой заполняем
мерный стакан ареометра. Навинчиваем поплавок и погружаем ареометр
в ведерко. Определяем показания поправки на поправочной
шкале.
Готовим промывочную жидкость объемом до 400 мл с применением
лабораторной мешалки. Наполняем стакан ареометра промывочной
жидкостью, навинчиваем поплавок и вытираем излишки
жидкости на стакане. К низу стакана прикрепляем специальный калибровочный
груз, опускаем ареометр в ведерко с водой и снимаем
отсчет по левой части основной шкалы. Если ареометр при надетом
грузе погрузится так, что оцифрованное деление окажется ниже
уровня воды в ведерке, следует снять груз и отсчет брать по правой
части основной шкалы.
Плотность раствора равна алгебраической сумме показаний основной
и поправочной шкал.
После замера снимают крышку, выливают раствор из стакана и
промывают стакан и крышку водой.
5
Стр.5