Пособие содержит общие вопросы транспорта нефти и газа, включая технологию строительства магистральных трубопроводов в нормальных условиях, строительство переходов трубопроводов через естественные и искусственные препятствия, обслуживание и ремонт магистральных трубопроводов. <...> Кроме того, магистральный трубопровод прокладывается от газоперерабатывающих и нефтеперерабатывающих (нефтепродуктопровод) заводов до районов их потребления. <...> Линейная часть, состоящая из следующих основных сооружений: – основной трубопровод проложенный, как правило, подземно. <...> Прокладка трубопроводов по поверхности земли в насыпи или на опорах допускается только как исключение. – запорная арматура (краны на газопроводах и задвижки на неф-тепроводах и нефтепродуктопроводах); – переходы через естественные преграды (реки, озера, овраги и т. п.); – переходы через искусственные преграды (автодороги, железная дорога, каналы, подземные инженерные сооружения и др.); – трубопроводы отводы (ответвления к потребителям); – лупинги (параллельный трубопровод на коротких участках, предназначенный в качестве резервной нитки или для увеличения пропускной способности); – перемычки (для соединения параллельных трубопроводов); – компенсаторы (П-образные, Z-образные и др.) для компенсации температурных деформаций трубопровода. <...> В соответствии со СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», магистральные газопроводы подразделяются на два класса в зависимости от рабочего давления: – I класс – рабочее давление свыше 2,5 МПа (25 кгс/см2 ) включительно; ) до 10,0 МПа (100 кгс/см2 МПа (25 кгс/см2 – II класс – рабочее давление свыше 1,2 МПа (12 кгс/см2 ) включительно. ) до 2,5 Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы подразделяются на четыре класса в зависимости от диаметра трубопровода: – I класс – диаметр свыше 1000 мм до 1200 мм включительно; – II класс – диаметр свыше 500 мм до 1000 мм включительно; – III класс – свыше 300 мм до 500 мм включительно <...>
Сооружение_и_ремонт_линейной_части_магистральных_трубопроводов.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ю. Н. Прачев,
В. В. Вержбицкий
СООРУЖЕНИЕ И РЕМОНТ
ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ
МАГИСТРАЛЬНЫХ
ТРУБОПРОВОДОВ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 131000.62 – Нефтегазовое дело
Профиль подготовки «Сооружение и ремонт объектов систем
трубопроводного транспорта»
Бакалавриат
Ставрополь
2014
Стр.1
УДК 622.276.6 (075.8)
ББК 33.361 я 73
П 70
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. техн. наук, доцент П. В. Рожков,
канд.техн. наук, доцент И. И. Андрианов
Прачев Ю. Н., Вержбицкий В. В.
П 70 Сооружение и ремонт линейной части магистральных
трубопроводов: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во
СКФУ, 2014. – 211 с.
Пособие содержит общие вопросы транспорта нефти и
газа, включая технологию строительства магистральных трубопроводов
в нормальных условиях, строительство переходов трубопроводов
через естественные и искусственные препятствия,
обслуживание и ремонт магистральных трубопроводов.
Предназначено для студентов направления 131000.62 –
Нефтегазовое дело, профиль подготовки «Сооружение и ремонт
объектов систем трубопроводного транспорта».
УДК 622.276.6 (075.8)
ББК 33.361 я 73
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2014
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью изучения дисциплины является формирование набора
общекультурных и профессиональных компетенций.
Основными задачами изучения дисциплины являются: сооружение
линейной части магистральных трубопроводов; ремонт
линейной части магистральных трубопроводов.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины: обобщать, анализировать, воспринимать
информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения
ОК-1; стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации
и мастерства ОК-9; самостоятельно приобретать новые
знания, используя современные образовательные и информационные
технологии ПК-1; использовать основные законы естественнонаучных
дисциплин в профессиональной деятельности,
применять методы математического анализа и моделирования,
теоретического и экспериментального исследования ПК-2; применять
процессный подход в практической деятельности, сочетать
теорию и практику ПК-6; осуществлять и корректировать
технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации
скважин различного назначения и профиля ствола на суше
и на море, транспорте и хранении углеводородного сырья ПК-7;
выполнять отдельные элементы проектов на стадиях эскизного,
технического и рабочего проектирования ПК-22; использовать
стандартные программные средства при проектировании ПК-23;
составлять в соответствии с установленными требованиями типовые
проектные, технологические и рабочие документы ПК-24.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: состав, очерёдность и порядок проведения всех основных
видов работ при сооружении и ремонте линейной части
магистральных трубопроводов.
Уметь: и методические указания, изложенные в строительных
нормах и правилах при выполнении расчётов и рабочих чертежей.
Владеть:
навыками работы с нормативной и научно-технической
документацией.
3
Стр.3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ СООРУЖЕНИЯ
ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ
МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
1. Состав и классификация
магистральных трубопроводов. Способы прокладки
В соответствии с Российскими строительными нормами Трубопроводы
для добычи и транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов
подразделяются на четыре группы:
– промысловые трубопроводы;
– технологические трубопроводы;
– магистральные трубопроводы;
– распределительные трубопроводы.
Промысловые трубопроводы прокладываются от скважин к
установкам подготовки газа, газового конденсата или нефти на
промыслах. Они служат для сбора продуктов скважин и их транспортировки
на установки комплексной подготовки газа (УКПГ)
или установки комплексной подготовки нефти (УКПН), а также
для подачи очищенного газа, ингибитора и сточных вод под
большим давлением в нефтяные скважины. Обычно диаметры
промысловых трубопроводов составляют 100–200 мм; диаметр
промыслового коллектора – 500–1000 мм. Давления в промысловых
трубопроводах могут достигать 32 МПа (320 кгс/см2
Технологические трубопроводы прокладываются на терри)
и более.
тории УКПГ и УКПН и предназначены для соединения между
собой технологического оборудования, на котором осуществляется
очистка нефти или газа от механических примесей, воды и
других компонентов.
Магистральные трубопроводы предназначены для дальней
транспортировки подготовленных на промысловых сооружениях
нефти, газа, газового конденсата. Кроме того, магистральный
трубопровод прокладывается от газоперерабатывающих и нефтеперерабатывающих
(нефтепродуктопровод) заводов до районов
их потребления. Диаметры магистральных трубопроводов
могут быть от 200 до 1400 мм, рабочие давления в них могут составлять
от 2,5 МПа (25 кгс/см2
) до 10,0 МПа (100 кгс/см2
4
).
Стр.4
Распределительные трубопроводы прокладываются от магистральных
трубопроводов к местам непосредственного потребления
газа или нефтепродуктов. Диаметр таких трубопроводов
обычно составляет 100–300 мм, рабочие давления не превышают
1,2 МПа (12 кгс/см2
).
Давайте более подробно рассмотрим состав магистральных
трубопроводов.
Современный магистральный трубопровод – это комплекс
специальных сооружений обеспечивающих надёжность его работы.
С точки зрения организации и технологии строительства
этот комплекс можно разделить на следующие основные группы.
Состав и классификация магистральных трубопроводов
Наземные сооружения – насосные и компрессорные станции,
служебно-эксплуатационные пункты, системы водо- и энергоснабжения
строительство которых ведётся по правилам и нормам
промышленного строительства.
Линии технологической связи и автоматизации (кабельные,
проводные, радиорелейные, оптико-волоконные), проходящие
параллельно трубопроводам и строящиеся по соответствующим
нормам и правилам.
Линейная часть, состоящая из следующих основных сооружений:
–
основной трубопровод проложенный, как правило, подземно.
Прокладка трубопроводов по поверхности земли в насыпи
или на опорах допускается только как исключение.
– запорная арматура (краны на газопроводах и задвижки на
неф-тепроводах и нефтепродуктопроводах);
– переходы через естественные преграды (реки, озера, овраги
и т. п.);
– переходы через искусственные преграды (автодороги, железная
дорога, каналы, подземные инженерные сооружения и др.);
– трубопроводы отводы (ответвления к потребителям);
– лупинги (параллельный трубопровод на коротких участках,
предназначенный в качестве резервной нитки или для увеличения
пропускной способности);
– перемычки (для соединения параллельных трубопроводов);
– компенсаторы (П-образные, Z-образные и др.) для компенсации
температурных деформаций трубопровода.
5
Стр.5