ISSN 2312-2161
06
9 772312 216141
№ 6
июнь
2015
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР
Директор
Главный редактор
МЦФЭР ГОСЗАКАЗ
Руководитель
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор
Ответственный редактор
Редакторы-эксперты
Выпускающий редактор
Дизайн
Верстка
Максим Межанский
Валентин Гирихиди
Екатерина Богданова
Евгений Красавин,
ekrasavin@mcfr.ru
Ирина Склярова,
isklyarova@mcfr.ru
Юлия Спрялина,
jspryalina@mcfr.ru
Сергей Кичанов,
Валерия Красных
Алёна Авраменко
Ольга Сутемьева
Галина Радимова
Адрес редакции
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
www.pro-goszakaz.ru, www.proflit.ru
Для писем
129164, г. Москва, а/я 9
E-mail: goszakaz@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 70860;
«Почта России» – 99943;
«Пресса России» – 94042
Группа маркетинга
Руководитель
Ведущий бренд-менеджер
Бренд-менеджер
Размещение рекламы
Руководитель
Наталья Черняева,
nchernyaeva@mcfr.ru
Татьяна Рогава,
trogava@mcfr.ru
Павел Кушнарев,
pkushnarev@mcfr.ru
Служба клиентской поддержки
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22;
факс: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте по факсу:
8 (495) 933-52-62
Наталья Синицина,
nsinitsina@mcfr.ru
Ясность прописанных условий
в документации
Канцелярские товары
по сегодняшний день
по-прежнему занимают
прочное место
в организационной
работе любого
учреждения.
Несмотря на развитие
электронных
технологий,
без обычной бумаги
и ручки сегодня
не обходится ни одна организация.
В связи с ошибками, допускаемыми при закупке
этих простых, но нужных предметов, тема
нынешнего номера посвящена закупке канцелярских
товаров.
В документации о закупке контрактный
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных
материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением
авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
«Госзаказ в образовании», допускается только с письменного
согласия редакции.
Все ответы экспертов отражают конкретные ситуации, сложившиеся
у заказчиков на практике, и носят лишь рекомендательный
характер. Все упоминания названий учреждений и организаций
обезличены. Любые совпадения являются случайными.
Свидетельство ПИ № ФС77-56533 от 26.12.2013.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых
коммуникаций.
Цена свободная.
Подписано в печать 20.05.2015.
Дата выхода в свет 05.06.2015.
Формат 70 Ч 108 1
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 4,2. Тираж 10 000 экз.
Изд. № 7072. Заказ № К-3469
/16
.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 127287,
г. Москва, ул. 2-я Хуторская,
д. 38А, стр. 17.
Отпечатано
в ООО «Чебоксарская
типография № 1»
428000, Чувашская Республика,
г. Чебоксары, пр. И. Яковлева,
д. 15. Тел.: 8 (8352) 28-77-98
www.volga-print.ru
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
управляющий школы может указать используемые
для определения поставщика критерии
оценки и величины значимости критериев
оценки. О правилах расчета образовательной
организацией рейтинга заявок по нестоимостному
критерию вы узнаете в подрубрике
«Разъяснения экспертов».
С тех пор как законодательством была
предусмотрена возможность создания бюджетным
учреждением положения о закупке,
в случае если данное учреждение планирует
воспользоваться своим правом на осуществление
закупок в рамках Закона № 223-ФЗ,
вопрос разработки и утверждения, а также
его содержания возникает у заказчиков довольно
часто. О том, какие разделы бюджетное
образовательное учреждение вправе включить
в положение о закупке – в рубрике
«Закупки по Закону № 223-ФЗ».
Ирина Склярова,
главный редактор
Стр.3
2
6
Содержание
ТЕМА НОМЕРА
Закупка канцелярских товаров для нужд образовательной
организации. Сложные ситуации
Несмотря на активное внедрение и использование электронного
документооборота, сложно представить работу в образовательной
организации без канцелярских товаров: бумаги, скоросшивателей,
скрепок, бланков и многого другого. На первый взгляд, закупка
канцелярских товаров кажется довольно простой, однако на практике
при ее осуществлении часто возникают вопросы.
Закупки по Закону
о контрактной системе
Разъяснения экспертов
19 Действия контрактного
управляющего школы
при признании повторной
закупки несостоявшейся.
Практикум
23 Расчет рейтинга заявок
участников по нестоимостному
критерию. Инструкция
Закупки по Закону
№ 223-ФЗ
Разъяснения экспертов
37 Положение о закупке
образовательной организации
и его содержание
Также в номере
17 Пример технического задания
на поставку канцелярских
товаров
45 Форма плана закупки товаров
(работ, услуг)
ЧИТАЙТЕ В № 7
Учет образовательной организацией
средств на оплату услуг технического
персонала
В материалах формата «Вопросответ»
в каждой рубрике
эксперты электронной системы
«Госзаказ» отвечают на самые
актуальные вопросы
Закупки по Закону о контрактной
системе
Контракт
28
Заключение и исполнение
контракта: права и обязанности
образовательной организации
Закупки
по Закону № 223-ФЗ
Правовые особенности
41 Закупочная деятельность
www.pro-goszakaz.ru
образовательной организации
в рамках Закона № 223-ФЗ
В КАЖДОМ НОМЕРЕ
4 Новое в госзаказе
36 Инфографика
46 Нормативные документы
48 Словарь
№ 6-2015
Стр.4
Список сокращений
Список сокращений, используемых в журнале
БК РФ – Бюджетный кодекс РФ
ГК РФ – Гражданский кодекс РФ
ЕИС – Единая информационная система
Закон № 94-ФЗ – Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд»
Закон № 140-ФЗ – Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”»
Закон № 223-ФЗ – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Закон № 273-ФЗ – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»
Закон № 498-ФЗ – Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”»
Закон о контрактной системе, Закон о КС, Закон № 44-ФЗ – Федеральный закон
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях
НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта
ОКПД – «ОК 034-2007. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической
деятельности»
Официальный сайт – Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет для размещения информации о размещении
заказов, выполнении работ, оказании услуг
Перечень № 2019-р – перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок
которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный
распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р
СМП – субъекты малого предпринимательства
СОНО – социально ориентированные некоммерческие организации
Профессиональный портал для специалистов
по госзакупкам www.pro-goszakaz.ru
Актуальная и достоверная информация
Рекомендации экспертов ФАС России, Минэкономразвития России,
Счетной палаты России
Новости отрасли
Календарь образовательных мероприятий
Наши профессиональные издания
Демодоступ к электронной системе «Госзаказ»
Присоединяйтесь к сообществу профессионалов
www.pro-goszakaz.ru
3
Fotolia/PhotoXPress.ru
Реклама
Стр.5
4
Госзаказ в образовании
С начала года в реестр
недобросовестных
поставщиков
попали более
1700 организаций
С 1 января по 23 апреля 2015 г.
в реестр недобросовестных поставщиков
были внесены более
1700 организаций.
Такие данные приводятся на
Официальном сайте госзакупок
(zakupki.gov.ru).
Из них 123 – в январе, 867 –
в феврале, 500 – в марте и 222 –
в апреле.
Отме чено, что за весь 2014 г.
в реестр недобросовестных
поставщиков было внесено
5100 организаций.
Напо мним, что с 1 января
2014 г. в реестр недобросовестных
поставщиков включается
не только общая информация
о юридическом лице (наименование,
место нахождения), но
и фамилии, имена, отчества (при
наличии) учредителей, членов
коллегиальных исполнительных
органов, лиц, исполняющих
функции единоличного исполнительного
органа таких компаний.
Это нововведение было направлено
на защиту государственных
и муниципальных заказчиков
от недобросовестных
участников гражданского оборота.
Основаниями
для включения
в реестр недобросовестных поставщиков
могут стать:
уклонение участника закупки
от заключения контракта;
расторжение контракта по решению
суда;
односторонний отказ заказчика
от исполнения контракта
в связи с существенным нарушением
поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) условий
контракта.
№ 6-2015
Разработан Административный регламент
по лицензированию образовательной
деятельности
Данный регламент утвержден приказом Минобрнауки России
от 25.11.2014 № 1517 «Об утверждении Административного
регламента предоставления Федеральной службой по
надзору в сфере образования и науки государственной услуги
по лицензированию образовательной деятельности».
Предоставление государственной услуги осуществляется
Рособрнадзором.
Установлен круг заявителей на предоставление государственной
услуги:
организации, осуществляющие образовательную деятельность
по программам высшего образования;
федеральные государственные профессиональные образовательные
организации, реализующие образовательные
программы среднего профессионального образования
в сферах обороны, внутренних дел, безопасности,
ядерной энергетики, транспорта и др.;
российские образовательные организации, расположенные
за пределами территории РФ, образовательные организации,
созданные в соответствии с международными
договорами РФ, а также осуществляющие образовательную
деятельность дипломатические представительства
и консульские учреждения РФ, представительства РФ при
международных (межгосударственных, межправительственных)
организациях;
иностранные образовательные организации, осуществляющие
образовательную деятельность по месту нахождения
филиала на территории РФ.
Результатом услуги является:
предоставление лицензии (в т. ч. временной), ее дубликата,
копии;
переоформление лицензии (временной лицензии);
принятие решения о прекращении действия лицензии;
отказ в предоставлении лицензии, в переоформлении лицензии;
предоставление сведений о конкретной лицензии в виде
выписки из реестра лицензий на осуществление образовательной
деятельности, либо копии распорядительного
акта Рособрнадзора, либо справки об отсутствии запрашиваемых
сведений в реестре лицензий на осуществление
образовательной деятельности.
Регламентом определены сроки и последовательность
административных процедур и действий, перечень документов,
необходимых для предоставления государственной
услуги, а также перечень оснований для отказа в приеме документов,
необходимых для предоставления государственной
услуги и др.
www.pro-goszakaz.ru
Стр.6
Новое в госзаказе
Утверждены методические рекомендации по реализации
дополнительных профессиональных программ повышения
квалификации в сфере закупок
Согласно совместному письму Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России
№ АК-553/06 от 12.03.2015 «О направлении методических рекомендаций» методические
рекомендации разработаны в целях реализации единой государственной политики в области
дополнительного профессионального образования специалистов в области закупок и предназначены
для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность
по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в сфере закупок,
а также заказчиками при закупке образовательных услуг в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Отмечено, что лица, прошедшие обучение,
смогут выполнять, помимо прочего, функции
работников заказчика, уполномоченного органа,
уполномоченного учреждения, занятых
в сфере закупок, в т. ч. выполняющих функции
члена комиссии по осуществлению закупок,
работника контрактной службы, контрактного
управляющего, специализированной
организации, привлекаемой для выполнения
отдельных функций по определению поставщика
и др.
Также установлены требования к содержанию
программ, их продолжительности и формам
обучения и к итоговой аттестации.
5
ФАС и банки обсудили систему госзаказа
Сотрудники кредитных организаций и представители государственных органов власти собрались
15 апреля 2015 г. в Ассоциации российских банков, чтобы обсудить предложения по внесению
изменений в Закон о контрактной системе. Среди прочего на совещании активно обсуждалась
практика применения Закона № 44-ФЗ в части предоставления банковских гарантий для
исполнения контракта.
Главной темой на состоявшемся в Ассоциации российских банков совещании с участием
представителей кредитных учреждений и госорганов стали предложения по внесению
изменений в Закон о КС. Своей точкой зрения поделилась и Федеральная антимонопольная
служба.
Начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Т. Демидова
в своей речи настаивала на необходимости предусмотреть ответственность банков за невнесение
сведений в реестр банковских гарантий. Она обратила внимание собравшихся, что это предложение
вызвано фактами нарушения сроков банками, выдавшими гарантию, а также фактами невнесения
информации в реестр.
На устранение формальных нарушений положений закона, которые являются причиной отказа поставщику
в допуске к закупке или в заключении контракта, направлено озвученное в ходе совещания
предложение разработать типовую форму банковской гарантии. Оно было поддержано как представителями
банковского сектора, так и представителями антимонопольного ведомства.
По итогам совещания было принято решение о продолжении совместных действий по улучшению
ситуации с доступностью банковских гарантий для пользователей системы госзаказа.
Источник: ФАС России
www.pro-goszakaz.ru
Стр.7
6
Госзаказ в образовании
№ 6-2015
Закупка канцелярских товаров для нужд
образовательной организации
Сложные ситуации
Эксперты
электронной
системы «Госзаказ»
www.e-gz.ru
Несмотря на активное внедрение и использование
электронного документооборота, сложно
представить работу в образовательной организации
без канцелярских товаров: бумаги,
скоросшивателей, скрепок, бланков и многого
другого. На первый взгляд закупка канцелярских
товаров кажется довольно простой, однако
на практике при ее осуществлении часто
возникают вопросы. На вопросы отвечают эксперты
электронной системы «Госзаказ».
СИТУАЦИЯ 1
Укрупнение лота
Школе необходимо закупить канцелярские
товары:
код ОКПД 28.75.23.130 «Зажимы и скрепки
для бумаг, уголки для бумаг и аналогичные
канцелярские изделия из недрагоценных
металлов»;
код ОКПД 36.63.21.129 «Ручки и маркеры
с наконечником из фетра и прочих
пористых материалов прочие».
Термин
Конкуренция – соперничество
хозяйствующих
субъектов,
при котором самостоятельными
действиями
каждого из них исключается
или ограничивается
возможность
каждого из них в одностороннем
порядке
воздействовать на общие
условия обращения
товаров на соответствующем
товарном
рынке (п. 7 ст. 4 Закона
№ 135-ФЗ).
Вправе ли образовательная организация
включить данные товары в один лот,
или на каждый вид товара необходимо
осуществлять отдельную закупку?
Закон о контрактной системе не устанавливает обязанности
разграничивать закупки по ОКПД товаров,
входящих в «одну группу», как в данном случае
– канцелярские товары.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной
системе описание объекта закупки должно
носить объективный характер. В описании
объекта закупки указываются функциональные,
технические и качественные характеристики,
эксплуатационные характеристики объекта
закупки (при необходимости). В описание объекта
закупки не должны включаться требования
www.pro-goszakaz.ru
Стр.8
Тема номера
или указания в отношении товарных знаков,
знаков обслуживания, фирменных наименований,
патентов, полезных моделей, промышленных
образцов, наименование места происхождения
товара или наименование производителя,
а также требования к товарам, информации, работам,
услугам при условии, что такие требования
влекут за собой ограничение количества
участников закупки, за исключением случаев,
если не имеется другого способа, обеспечивающего
более точное и четкое описание характеристик
объекта закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее
– Закон № 135-ФЗ) при проведении торгов в случае
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд запрещается
ограничение конкуренции между участниками торгов
путем включения в состав лотов товаров, работ,
услуг, технологически и функционально не связанных
с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение,
оказание которых являются предметом торгов,
запроса котировок, запроса предложений.
При этом необходимо отметить, что законодательство
не содержит понятия «технологически
и функционально не связанных товаров, работ,
услуг». Однако сложилась вполне обширная практика
антимонопольных органов по рассмотрению
таких жалоб. При этом может быть признано
как нарушение ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, так
и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС.
Ограничение конкуренции и количества участОграничение
конкуренции
устанавливается
контролирующими
органами
»
ников
закупки устанавливается контролирующими
органами в каждом конкретном случае (с учетом
всех обстоятельств дела, в т. ч. при оценке количества
поданных заявок). Кроме того, заказчик обязан
обосновать, в связи с чем невозможна раздельная
закупка тех или иных товаров (довод о том, что
все товары требуются заказчику, безусловно, не является
обоснованием «укрупнения» лота и основанием
для ограничения конкуренции). Также исследуются
представленные товары на разных товарных
рынках или на одном, имеется ли достаточный круг
потенциальных участников, способных поставить
весь перечень закупаемых товаров.
www.pro-goszakaz.ru
7
Стр.9