Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Практика муниципального управления

Практика муниципального управления №5 2015 (572,00 руб.)

0   0
Страниц116
ID312570
АннотацияЖурнал оказывает помощь в практической реализации муниципальной реформы, публикует материалы об успешном опыте руководителей муниципалитетов, развитии городского хозяйства, предоставлении муниципальных услуг. в каждом номере своим опытом делятся главы муниципальных образований районного и поселенческого уровня – победители различных федеральных и региональных конкурсов и смотров МСУ. Авторы статей - разработчики законов для местного самоуправления, знающие досконально нормы и логику нормативно-правового регулирования. На страницах журнала эксперты дают комментарии к законодательству
Практика муниципального управления .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №5 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312570 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.gkh.ru №5 май 2015 ПРАКТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Информационная поддержка органов власти, предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса Электронная система «Управление многоквартирным домом» Ведущее ежемесячное издание для специалистов отрасли ЖКХ Издается с 1998 года Выходит в 2 частях Электронная версия на www.gkh.ru ПОДАРОК подписчикам журнала «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» – Национальный каталог «Техника и технологии городского хозяйства и ЖКХ» Издание для органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений Журнал для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, органов и организаций, контролирующих их деятельность Выгодная подписка в редакции – тел. <...> 6 Создание территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: перспективы для муниципалитетов В конце 2014 г. был принят Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ, которым учреждаются на Дальнем Востоке специальные территории опережающего развития, где будет ограничено действие российского законодательства, практически отменено местное самоуправление и которые могут быть переданы иностранным гражданам «в длительную аренду» РАЗВИТИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Левина В.В. <...> 15 Налоговые поступления в доходах местных бюджетов Для решения вопросов местного значения и реализации переданных полномочий органы местного самоуправления должны быть обеспечены доходными источниками. <...> При этом значительную роль в формировании доходной базы местных бюджетов играют налоговые поступления Клименко А.П. <...> 22 Автоматизация и инвентаризация Особую значимость для местных бюджетов имеют мероприятия по наращиванию объема поступлений по местным налогам и объектам муниципального имущества ДЕПУТАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Голушков Д.И. <...> 25 Проверка соответствия законодательству вопросов, выносимых на местный <...>
Практика_муниципального_управления_№5_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Практика_муниципального_управления_№5_2015.pdf
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Катанандов Сергей Леонидович, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Кидяев Виктор Борисович, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Бежаев Олег Георгиевич, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Разворотнева Светлана Викторовна, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль” » Бородулина Клавдия Юрьевна, начальник отдела регионального законодательства о выборах и референдумах правового управления Аппарата ЦИК России Пузанов Александр Сергеевич, генеральный директор Фонда «Институт экономики города» Маркварт Эмиль, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления №5 май №5 май 2015 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Пронина Л.И. 6 Создание территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: перспективы для муниципалитетов В конце 2014 г. был принят Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ, которым учреждаются на Дальнем Востоке специальные территории опережающего развития, где будет ограничено действие российского законодательства, практически отменено местное самоуправление и которые могут быть переданы иностранным гражданам «в длительную аренду» РАЗВИТИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Левина В.В. 15 Налоговые поступления в доходах местных бюджетов Для решения вопросов местного значения и реализации переданных полномочий органы местного самоуправления должны быть обеспечены доходными источниками. При этом значительную роль в формировании доходной базы местных бюджетов играют налоговые поступления Клименко А.П. 22 Автоматизация и инвентаризация Особую значимость для местных бюджетов имеют мероприятия по наращиванию объема поступлений по местным налогам и объектам муниципального имущества ДЕПУТАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Голушков Д.И. 25 Проверка соответствия законодательству вопросов, выносимых на местный референдум Согласно ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования, в т. ч. по инициативе граждан. Однако, как показывает практика, вопросы, выносимые инициативными группами граждан на местный референдум, не всегда соответствуют требованиям законодательства ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ОТКРЫТЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ» Урина Е.Н. 30 Секреты открытого взаимодействия Опыт Ангарска в части вовлечения граждан в принятие решений по вопросам местного значения и стимулирования гражданской активности демонстрирует, насколько эффективным и разносторонним может быть взаимодействие органов власти, социально ориентированных НКО и инициативных граждан. Именно благодаря этому опыту в 2014 г. муниципальное образование «Город Ангарск» стало победителем Всероссийского конкурса «Открытый муниципалитет – 2014» 2 Практика муниципального управления № 5 2015
Стр.4
СЕЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ Шамарова Г.М., Куршиева Н.М. 38 Р азвитие сельского хозяйства: отечественный и зарубежный опыт Развитие сельского хозяйства следует рассматривать как вопрос государственного значения, требующий решения, как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Поддубная О.С. 46 Создание условий для развития туризма на муниципальном уровне Создание условий для развития туризма может значительным образом повлиять на социально-экономическое развитие муниципального образования, способствуя развитию системы социально-культурного сервиса и малого бизнеса, созданию новых рабочих мест 46 Верховская Е.П. 50 Публично-частное партнерство – основа развития территории В последнее время особое значение, в контексте социально-экономического развития территории приобретают различные институты взаимодействия публичной власти и бизнеса, которые получили название публично-частное партнерство СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Попов Р.М. 56 Об изменении вида разрешенного использования земельного участка в договоре аренды Последние изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ, однозначно разрешили вопрос о возможности изменения разрешенного вида использования земельного участка ПОЛНОМОЧИЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ Воробьева Е.И. 61 Роль органов местного самоуправления в правовом просвещении населения В правовом государстве огромное значение должно придаваться вопросам правового просвещения населения. При этом именно органы местного самоуправления должны оперативно реагировать на данные потребности граждан 61 Тур Ю.П. 67 Безопасный город – безопасная столица В марте прошлого года было принято решение о вхождении Крыма в состав Российской Федерации. На территории Республики Крым и Севастополя была преобразована система организации местного самоуправления, приняты соответствующие региональные и муниципальные нормативные акты, много внимания уделено вопросам обеспечения безопасности населения № 5 2015 Практика муниципального управления 3
Стр.5
МЕТОДИКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Кузнецов С.А. 71 71 День соседей, или Еще один повод для коммуникации жителей Почему бы не найти один день в году для того, чтобы познакомится с соседом и стать ближе друг к другу? Это на самом деле не сложно, особенно учитывая то, что все уже придумано до нас МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КАДРЫ Чаннов С.Е. 77 Пенсионное обеспечение муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности В предыдущем номере мы рассмотрели условия назначения пенсий муниципальным служащим. В этом – остановимся на вопросах определения размера государственной пенсии муниципального служащего и порядке ее выплаты Попов С.О. 90 Совершенствование муниципальной кадровой политики в городских округах Необходимость повышения квалификации муниципальных служащих признается повсеместно. Вместе с тем разработке, исследованию и внедрению путей и средств решения кадровых проблем в органах местного самоуправления уделяется недостаточно внимания МУНИЦИПАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Кабаков И.А. 95 Пути реализации требований Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищнокоммунального хозяйства» В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ с 2016 г. в Российской Федерации будет работать ГИС ЖКХ, которая является единой федеральной централизованной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации, связанной с ЖКХ России ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Овчинников О.Г. 98 Организация муниципального управления в малых городах: российский и американский опыт Опыт развитых стран Запада в организации управления на местном уровне, накопленный на протяжении длительного периода времени, с определенной корректировкой на специфику российской действительности и менталитета населения может быть весьма полезен в условиях современной России А ТАКЖЕ ОТ столицы до станицы В фокусе реформ 4 14, 45, 70, 94 5, 55 Практика муниципального управления № 5 2015
Стр.6
В ФОКУСЕ РЕФОРМ Вологодская земля стала местом сбора Союза городов Центра и СевероЗапада России В городе Череповце 3 апреля 2015 г. состоялось общее годовое cобрание Союза. Из 16 делегаций городов-членов Союза 10 возглавляли главы муниципальных образований. С приветственным словом выступил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. Он подчеркнул важность и полезность работы Союза для городов и для страны. Участников cобрания также приветствовали председатель Законодательного Собрания Вологодской области Георгий Шевцов, член Совета Федерации, член Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Николай Тихомиров, мэр г. Череповца Юрий Кузин. В обсуждении приняли участие генеральный директор Союза российских городов Александра Игнатьева, исполнительный директор Ассоциации городов Поволжья Владимир Репринцев, глава г. Вологды Евгений Шулепов, председатель представительного органа г. Ярославля Алексей Малютин, первый заместитель главы администрации г. Нарьян-Мара Александр Бебенин, исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований «Города Урала» Анатолий Ярошевский, генеральный директор Международной ассамблеи столиц и крупных городов Владимир Селиванов. Первый вопрос повестки дня – «Расселение ветхого и аварийного жилья, выполнение Указа Президента РФ “О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг”». С докладом по данному вопросу выступил председатель Комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и охране окружающей среды администрации Великого Новгорода Александр Алексашкин. В частности, он отметил, что «в большинстве городов-членов Союза средняя стоимость 1 м2 жилья в 2014 г. выросла к уровню 2013 г. на 5–7%. Показатели по объему ввода жилья и предоставлению земельных участков сильно отличаются в разных городах. Полностью расселить аварийный жилой фонд, признанный таковым на 1 января 2012 г., удалось в Великом Новгороде, Костомукше, Шуе. На 99,4% – в Боровичском районе». С докладами об опыте своих городов выступили мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев и глава г. Вологды Евгений Шу лепов. В Вологде объем ввода жилья за период 2011– № 5 2015 2014 гг. вырос со 140 тыс. до 185 тыс. м2 . Участники собрания поддержали внесенные Евгением Шулеповым законодательные инициативы, включающие предложения по завершению бесплатной приватизации, продлению сроков реализации государственной программы, разработке отдельной программы по обеспечению инфраструктуры земельных участков и др. Большую и оживленную дискуссию вызвал вопрос о ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации. Исполнительный директор Александр Васильев прокомментировал сводные данные о динамике изменения моделей местного самоуправления, связанные с реализацией Федерального закона № 136-ФЗ в сравнении на начало 2014 г., на ноябрь 2014 г., на конец 2014 г., на текущий момент. Подробно все изменения законодательства раскрыл в своем докладе глава г. Пскова Иван Цецерский. Глава г. Владимира Сергей Сахаров поделился опытом на примере Владимира и Владимирской области. Обсуждение данного вопроса накануне прошедших 9 апреля парламентских слушаний в Государственной Думе на тему реализации Федерального закона № 131-ФЗ дало возможность Союзу городов внести свои инициативы и рассчитывать на их включение в итоговые документы. Участники собрания отметили, что в настоящее время вступает в активную стадию реформа местного самоуправления, определяемая принятием федеральных законов от 27.05.2014 № 136-ФЗ и от 03.02.2015 № 8-ФЗ. В соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ изменены структура органов местного самоуправления и порядок избрания глав муниципальных образований в Архангельской, Вологодской, Новгородской и Ярославской областях. В Ивановской и Новгородской областях приняты законы по реализации Федерального закона № 8-ФЗ. Подводя итоги, президент Союза Юрий Бобрышев выразил благодарность череповчанам за гостеприимство и прекрасные условия для работы, поблагодарил всех докладчиков и выступающих, исполнительную дирекцию за хорошую организацию собрания. Практика муниципального управления 5 В ФОКУСЕ РЕФОРМ
Стр.7
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Создание территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: перспективы для муниципалитетов* В конце 2014 г. был принят очень важный закон, реализация которого может иметь самые разные последствия. Речь идет о Федеральном законе от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», которым учреждаются на Дальнем Востоке специальные территории опережающего развития, где будет ограничено действие российского законодательства, практически отменено местное самоуправление и которые могут быть переданы иностранным гражданам «в длительную аренду». Л.И. Пронина, государственный советник РФ 2-го класса, д-р экон. наук, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора ИГСУ РАНХ и ГС при Президенте РФ Масштабное развитие меняет законодательство Прежде всего отметим, что ради учреждения на Дальнем Востоке специальных территорий опережающего развития были изменены ряд кодексов Российской Федерации, а также федеральные законы: от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другие законодательные акты Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О тер© Пронина Л.И., 2015 6 риториях опережающего социально-экономического развития в Российской * Окончание. Начало см.: Практика муниципального управления. 2015. № 4. С. 17–23. Практика муниципального управления № 5 2015
Стр.8
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Федерации» (далее – Федеральный закон № 473-ФЗ) особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития предусматривает: льготные арендные ставки (п. 2), приоритетное подключение к инфраструктурам (п. 5), освобождение от уплаты таможенных сборов (п. 7), освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога (п. 8). Также в ст. 18 Федерального закона № 473-ФЗ закреплено, что особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, устанавливаются Трудовым кодексом РФ. На первый взгляд «все правомерно». Однако в Федеральном законе от 31.12.2014 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”» установлено, что: получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется; разрешение на работу иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности резидентом территории опережающего социально-экономического развития, выдается без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, установленных Правительством РФ в соответствии с законодательством...» Кроме того, на территориях опережающего социально-экономического развития практически отменяется местное самоуправление. Чтобы понять это, достаточно проанализировать механизм управления территориями опережающего социально-экономического развития. Механизм управления территориями опережающего социально-экономического развития Статьей 23 Федерального закона № 473-ФЗ установлено, что полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОР) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением полномочий, отнесенных Федеральным законом № 473-ФЗ к компетенции уполномоченного федерального органа или управляющей компании, включая организацию и проведение мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. На первый взгляд все так же «правомерно». Однако если рассмотреть весь механизм управления территорией опережающего развития, то нарушения становятся вполне очевидными. Наблюдательный совет. В целях координации деятельности и контроля за выполнением соглашения о создании ТОР, содействия в реализации проектов резидентов и иных инвесторов, оценки эффективности функционирования № 5 2015 Практика муниципального управления 7 На территориях опережающего со циальноэкономического развития устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Стр.9