Кафедра Романтические сюжеты АШТОНА В начале своей карьеры, в 1930-х, английский хореограф Фредерик Аштон создал несколько спектаклей на любимую им музыку Листа: «листовский» квартет и «дьявольское соло» образовали своеобразный цикл романтических балетов. <...> С 1935 года Аштон стал главным хореографом «Сэдллерс-Уэллс», и часть спектаклей были поставлены для этой труппы. <...> Всех их объединяла форма сюжетного спектакля, даже тех, где сюжет не явно прочитывался: «мрачная мелодрама» («Мефисто-вальс»), противостоящие друг другу дети Света и Тьмы («Данте-соната»), романтическая неудовлетворенность Поэта («Видения»), странствия по закоулкам юношеской души («Странник») и дьявольская шутка («Праздник дьявола»). <...> Даже когда приверженец классики создавал балеты сюжетные (которыми, главным образом, и прославился) и бессюжетные (в которых поначалу чувствовалось влияние балетмейстеров, бывших «дягилевцев»), даже в лучших своих бессюжетных образцах («Симфонических вариациях» на музыку С. <...> В сферу интересов молодого Аштона входила тема высших сил и подчинения им, которых смертному не избежать. <...> Тема дьявольского управления людьми, вмешательства в их земные, особенно любовные, дела стала ведущей в балетной комедии «Праздник дьявола». <...> 1 Балет на музыку Винченцо Томмазини (основанную на темах Паганини), в декорациях Евгения Бермана стал первой новинкой труппы «Русский балет Монте-Карло», открывшей сезон 1939/1940-х годов. <...> Но из-за трудностей военного времени премьера состоялась в Америке. <...> На тему подчинения темным силам поставлена в труппе «Рамбер» 11-минутная идеальная романтическая миниатюра «Мефисто-вальс» для девяти танцовщиков, где Фаустом, Маргаритой и тремя деревенскими парами управлял Мефисто. <...> «Адское творенье» (цитируя Пушкина), то есть партию Мефистофеля, Аштон предназначал для себя, Маргариту исполняла Алисия Маркова, Фауста – Вальтер Гор. <...> «Мефисто-вальс» Аштон вместе с композитором и многолетним своим соратником <...>