Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера

ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера №7 2015 (1408,00 руб.)

0   0
Страниц152
ID312443
АннотацияВ журнале освещаются актуальные тенденции отрасли ЖКХ, реализация программ ресурсосбережения; предлагаются современные управленческие решения, рассказывается об эффективных приемах привлечения инвестиций, приводится практика модернизации жилищно-коммунального комплекса; судебная практика и отраслевые нормативные документы с комментариями экспертов. Публикуется большое количество материалов, касающихся налогообложения, льгот предприятий сферы ЖКХ. Подписчики знакомятся с практическим опытом решения сложных ситуаций в сфере ЖКХ. Публикуются максимально развернутые комментарии экспертов со ссылками на конкретные нормативные документы. В журнале публикуются только авторские материалы. Издание предоставляет специалисту сферы ЖКХ проверенные алгоритмы действий в рамках действующего правового поля.
ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №7 .— 152 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312443 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Выбирайте между развернутым и одностраничным режимами просмотра при помощи двойного клика Увеличивайте или уменьшайте шрифт Оцените все преимущества электронной версии журнала, воспользуйтесь кодом подписчика на третьей полосе обложки № 7 июль 2015 Основан в 1998 г. C 2002 г. выходит в 2 частях Редакционный совет Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Н.Б. Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» В.В. Михайлов, председатель СРО «Российская ассоциация “Коммунальная энергетика”» С.В. Разворотнева, заместитель председателя Общественного совета при Минстрое России, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль”» Л.Ю. Рокецкий, президент Национального союза энергосбережения Л.Н. Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» А.В. Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» М.А. Межанский, генеральный директор Издательский дом МЦФЭР В.П. <...> Шельмук 25 Можно ли взыскать повторную выплату ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИКА И.И. <...> Журавлёв 48 Использование данных статистического учета для сравнения регионального потребления электроэнергии ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ М.П. <...> Широкий 60 Благоустройство территорий В.Н. Шкрыкин 68 Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты 70 Использование стальных радиаторов Buderus при строительстве и капитальном ремонте в Татарстане ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ А.Р. <...> Ексаев, М.Г. Шумяцкий 73 Электронные модели производственного назначения ДАТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ 77 События 2015 г.: международный форум ВэйстТэк и выставка трубопроводных систем СитиПайп 79 О выдвижении комплексной разработки в области очистки сточных вод на соискание премии Правительства РФ 9 771727 669153 ISSN 1727-6691 07 Часть I Подписные индексы «Роспечать» – 48887, 79530 <...>
ЖКХ_журнал_руководителя_и_главного_бухгалтера_№7_2015.pdf
№ 7 июль 2015 Основан в 1998 г. C 2002 г. выходит в 2 частях Редакционный совет Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Н.Б. Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» В.В. Михайлов, председатель СРО «Российская ассоциация “Коммунальная энергетика”» С.В. Разворотнева, заместитель председателя Общественного совета при Минстрое России, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль”» Л.Ю. Рокецкий, президент Национального союза энергосбережения Л.Н. Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» А.В. Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» М.А. Межанский, генеральный директор Издательский дом МЦФЭР В.П. Гирихиди, директор Е.В. Богданова, главный редактор МЦФЭР Городское хозяйство и ЖКХ А.М. Шилина, руководитель ashilina@mcfr.ru М.Д. Анестратенко, главный редактор manestratenko@mcfr.ru Редакция Е.А. Ведищева, ответственный редактор evedischeva@mcfr.ru В.В. Артемова, выпускающий редактор О.А. Сутемьева, дизайн-концепция Г.Х. Жафярова, верстка Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) www.gkh.ru, www.proflit.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. gkh@mcfr.ru БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Ю.А. Шельмук 25 Можно ли взыскать повторную выплату ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИКА И.И. Егорова 18 Платежи за ЖКУ: проблемы и пути повышения собираемости АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ А.Н. Мальнев 14 Инвестиции в ВКХ: миф или реальность? СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ М.Э. Семенов 3 О повышении открытости субъектов естественных монополи й ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД А.Б. Рыжов 6 Доступность правосудия в жилищно-коммунальной сфере А.А. Дронов 11 Тупики рыночных жилищных отношений преодолимы? Часть I
Стр.3
№ 7 июль 2015 ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Р.М. Попов 29 К вопросу об использовании общего имущества операторами телекоммуникационных услуг КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА М.В. Пресняков 34 Условие об испытании: спорные вопросы РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ 41 Вопросы и ответы А.С. Щербаков 43 Метрологические аспекты энергоаудита КОММУНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА О.А. Журавлёв 48 Использование данных статистического учета для сравнения регионального потребления электроэнергии ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ М.П. Иванов 55 Некоторые особенности механизма фильтрации воды СОВРЕМЕННЫЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ Ю.Ф. Широкий 60 Благоустройство территорий В.Н. Шкрыкин 68 Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты 70 Использование стальных радиаторов Buderus при строительстве и капитальном ремонте в Татарстане ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ А.Р. Ексаев, М.Г. Шумяцкий 73 Электронные модели производственного назначения ДАТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ 77 События 2015 г.: международный форум ВэйстТэк и выставка трубопроводных систем СитиПайп 79 О выдвижении комплексной разработки в области очистки сточных вод на соискание премии Правительства РФ 9 771727 669153 ISSN 1727-6691 07 Часть I Подписные индексы «Роспечать» – 48887, 79530 «Почта России» – 99740, 16685 «Пресса России» – 84971, 84992 Отдел продвижения Л.В. Бахметьева, ведущий бренд-менеджер Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 24-14 lbahmetieva@mcfr.ru Размещение рекламы М.Э. Захарова, руководитель Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-02 mzaharova@mcfr.ru О.Н. Оводова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-16 ovodova@mcfr.ru Н.В. Микиртумова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 22-63 nmikirtumova@mcfr.ru Е.А. Журавлева, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-14 ezhuravleva@mcfr.ru Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22. Е-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-52076 от 07.12.2012. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 18.06.2015 Формат 60 Ч 90 / 8. Тираж 10 000 экз. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 10,0 + вкл. 0,5. Изд. № 7139. Заказ № К-3639. Дата выхода в свет 06.07.2015. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20. Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13. © ЗАО «МЦФЭР», 2015
Стр.4
www.gkh.ru СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ О повышении открытости субъектов естественных монополий В Государственной Думе подготовлены изменения в действующее законодательство, направленные на создание и развитие механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей. М.Э. Семенов, эксперт журнала Проблемы прозрачности для заинтересованных субъектов рынка в сфере жилищно-коммунальных отношений деятельности регулируемых организаций данного сектора экономики (к которым в т. ч. относятся субъекты естественных монополий, иные регулируемые субъекты в электроэнергетике, водоснабжении и водоотведении, теплоснабжении) разрешатся с созданием единой среды электронного регулирования. Будет также образован Единый государственный портал – интернет-ресурс, предназначенный для раскрытия регулируемыми субъектами и органами регулирования информации о своей деятельности. Предлагаемыми решениями планируется реализовать потребность в объединении всех ключевых управленческих процессов центрального тарифного органа – ФСТ России, региональных регуляторов – уполномоченных органов субъектов РФ, осуществляющих регулирование деятельности субъектов естественных монополий, и регулируемых субъектов, которые связаны с госрегулированием и государственным контролем в сфере ЖКХ. В частности, предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», в т. ч. дополнение его новой главой и статьей, посвященной единой среде электронного регулирования. В соответствии с ч. 1 указанной проектируемой статьи в единую среду электронного регулирования войдут федеральные государственные информационные системы: Единый государственный портал по раскрытию информации регулируемыми субъектами и органами регулирования (ЕГПРИ) и Единая информационно-анали тическая система по федеральным и региональным органам регулирования и регулируемым субъектам. Предусматривается дополнение Федерального закона «О естественных монополиях» новой статьей, посвящен3 № 7 • 2015 • Часть I
Стр.5
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ К СВЕДЕНИЮ Единая среда электронного регулирования объединит ключевые управленческие процессы ФСТ России, уполномоченных органов субъектов Федерации по регулированию деятельности субъектов естественных монополий и регулируемых субъектов, связанных с государственным регулированием и государственным контролем в указанных сферах. ной полномочиям региональных регуляторов в части наделения их правом отказывать субъектам естественных монополий в рассмотрении их регуляторной заявки, если таковая не будет размещена в открытом разделе ЕГПРИ. Соответственно, вводятся новые понятия: «регуляторная заявка» и «регуляторная отчетность». Под регуляторной заявкой предлагается понимать сформированные субъектами естественных монополий предложения (с соответствующими обоснованиями) по ценовому регулированию, в частности ценам (тарифам), их предельным уровням, долгосрочным параметрам регулирования на следующий период регулирования, пересмотру каких-либо параметров текущего периода регулирования. Регуляторную отчетность составит предоставляемая субъектами естественных монополий информация об их деятельности, предназначенная для федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий и региональных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в целях осуществления ими функций государственного регулирования и государственного контроля (надзора). Также предусматриваются изменения в Федеральные законы от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: • введение обязанности регулируемых субъектов и органов регулирования тарифов раскрывать в соответствии с утвержденными Правительством РФ стандартами соответствующую информацию; • наделение Правительства РФ полномочиями по утверждению порядка, в соот4 ветствии с которым регулируемые субъекты и органы регулирования тарифов будут размещать на Едином государственном портале по раскрытию информации регулируемыми субъектами и органами регулирования информацию о регулируемой деятельности. Расширяется перечень информации, которая подлежит раскрытию регулируемыми субъектами на Едином портале раскрытия информации (ЕГПРИ). В частности, подлежат раскрытию по установленной ФСТ России форме регуляторные заявки (с соответствующими обосновывающими материалами), установленные параметры надежности и качества регулируемых услуг (вместе с показателями качества обслуживания потребителей), сведения об инвестпрограммах, информация о результатах проведенных общественных обсуждений проектов инвестпрограмм, отчеты о ходе и итогах реализации инвестпрограмм, паспорта инвестпрограмм. В раскрываемой информации должны содержаться также следующие сведения: • cостав, цели, сроки, стоимость и источники финансирования инвестпрограмм – как планируемых, так и находящихся в стадии реализации и уже завершенных; • ожидаемое и фактическое влияние на регулируемые цены (тарифы) на услуги субъектов естественных монополий, их основные потребительские характеристики и условия поставки, ключевые показатели финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий. Подлежит размещению информация, содержащая адреса местонахождения, номера телефонов, а также иная контактная информация регулируемых организаций, в т. ч. сведения об организации работы с потребителями. Реализация описанных норм должна позволить устранить существующую «информационную асимметрию» между носителями информации – регулируемыми инфраструктурными компаниями и потребителями их услуг, а также обеспечить возможность пользования на безвозмездной основе для неограниченного круга пользователей достоверной информацией о деятельности
Стр.6
www.gkh.ru органов регулирования и регулируемых организаций через предоставление доступа к интересующей информации в удобной форме из единого источника. Дополнительно появится возможность для повышения квалификации пользователей информацией о деятельности регулируемых организаций и для содействия в защите их интересов путем предоставления возможности рассматривать проект тарифной заявки регулируемой организации, участвовать в публичных слушаниях, активизируя тем самым непосредственную вовлеченность потребителей в процесс государственного регулирования. Создание Единого государственного портала по раскрытию информации регулируемыми субъектами и органами регулирования позволит повысить эффективность государственного и общественного контроля за функционированием инфраструктурных компаний и будет содействовать оптимизации их деятельности и развитию клиентоориентированности. В ФОКУСЕ Коммунальные долги – в кредитной истории В связи с вступлением в силу изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» поставщики коммунальных ресурсов получили возможность передавать сведения о долгах злостных неплательщиков в национальное бюро кредитных историй. Данная мера призвана дисциплинировать пользователей услуг, а также позволит кредиторам снизить риски при принятии решения о выдаче новых кредитов (займов), поскольку информация будет вноситься в основную часть кредитной истории субъекта (заемщика) и в числе прочих записей сможет учитываться кредиторами при определении риска. Теперь каждый банк сможет обратиться в единую базу неплательщиков и проверить наличие у потенциальных заемщиков долгов по оплате коммунальных услуг. Указание класса энергоэффективности на фасадах сделают обязательным Указание на фасадах домов класса энергоэффективности следует сделать обязательным – с такой инициативой обратились в Минстрой представители департамента градостроительной политики Москвы и Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно проекту приказа, находящемуся на согласовании в строительном ведомстве, получение класса энергоэффективности станет обязательным для многоквартирных домов, построенных, реконструиПри этом в обязанности Бюро кредитных историй входит хранение данных о задолженностях не меньше 10 лет с момента внесения в историю последнего изменения. В результате задолженности по коммунальным услугам могут стать причиной установления более высокой ставки по кредиту или вообще отказа в его выдаче. В кредитную историю должника будет вноситься информация из резолютивной части неисполненного в течение 10 дней решения суда о взыскании задолженности за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи. Национальное бюро кредитных историй ожидает поступление информации достаточно большого объема, так как предварительные переговоры, например с поставщиками жилищно-коммунальных услуг, показали, что доля задолженности по судебным решениям в их операционном учете может доходить до 30%. Источник: jkhrus.ru, youhouse.ru рованных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. В перспективе это может простимулировать застройщиков активнее внедрять энергосберегающие решения, поскольку класс энергоэффективности будет влиять на рыночную стоимость жилья, полагают эксперты. Сам указатель будет представлять собой табличку размером 30 Ч 30 см, в центре которой заглавной латинской буквой (от A до G) должен быть указан класс энергоэффективности здания, а в нижней части – его расшифровка (от «очень высокого» до «очень низкого»). Источник: greenevolution.ru 5 № 7 • 2015 • Часть I
Стр.7
ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД Доступность правосудия в жилищно-коммунальной сфере А.Б. Рыжов, руководитель регионального центра общественного контроля в ЖКХ Нижегородской области Деятельная, ответственная реализация гражданином полномочий собственника помещения в многоквартирном доме, следующих из Жилищного кодекса РФ, представляет для него серьезное бремя, так как означает необходимость согласования принимаемых решений с другими собственниками помещений в многоквартирном доме через механизм общего собрания, получение и анализ информации, связанной с комплексом отношений в многоквартирном доме в целом (содержание общего имущества и принятие решений, связанных с его капитальным ремонтом, предоставление коммунальных услуг, пользование общим имуществом, избрание совета дома, реконструкция и т. д.), исполнение принятых собственниками помещений в многоквартирном доме решений. Большинство российских семей проживает в собст венном жилье. Это огромное социальное достижение, результат бесплатной приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, поддержки в советское время жилищностроительных кооперативов и итог государственной жилищной политики в новое время. Статья 210 ГК РФ определяет: собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Бремя принятия и реализации решений в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме несоразмерно вполне человеческим масштабам бремени содержания собственно жилого помещения – квартиры. Многоквартирный дом технологически намного сложнее и просто физически многократно больше. 6 Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не следует из Жилищного кодекса РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения
Стр.8
www.gkh.ru сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Обеспечение надлежащего управления многоквартирными домами, помещения в которых находятся в собст венности различных лиц, представляет собой непростую задачу для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также серьезный вызов для бизнеса. Дело в том, что правоотношения в ЖКХ характеризуются наличием огромного числа участников и соответственно большим количеством требуемых управленческих действий и мер по разрешению споров. Органы местного самоуправления при проведении таких предусмотренных Жилищным кодексом РФ мероприятий, как созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам избрания совета многоквартирного дома (ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ), формирования фонда капитального ремонта (ч. 6 ст. 170 ЖК РФ), расторжения договора с управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации (ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ), сталкиваются с необеспеченностью ресурсами – многоквартирных домов много, а упрощенная для органа местного самоуправления процедура созыва собрания законодательством не предусмотрена. Законодательство (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ) требует: собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под подпись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступК СВЕДЕНИЮ В России примерно 75% жилых помещений используется для проживания самими собственниками жилья. Для сравнения: в Германии эта доля составляет 46%, во Франции – 57, в Нидерландах – 58%. ном для всех собственников помещений в данном доме. К сожалению, у органов местного самоуправления отсутствует финансовая и техническая база для эффективной реализации упомянутых обязанностей. В этой связи для обеспечения возможности реализации органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей целесообразно наделить органы местного самоуправления правом созывать общее собрание собственников помещений в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 161.1, ч. 6 ст. 170, ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ, посредством размещения на сайте органа местного самоуправления и в ГИС ЖКХ объявления о созыве собрания и необходимых для принятия решения информационных материалов. Однако наибольшее значение для защиты прав граждан и юридических лиц в сфере ЖКХ имеет возможность эффективного разрешения конфликтных ситуаций. О масштабах неразрешенных споров в ЖКХ свидетельствуют как объемы накопившейся задолженности потребителей перед предприятиями, так и значительное число жалоб граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления на неправомерные действия (бездействия) предприятий. Масштаб проблемы неразрешенных споров в отрасли таков, что позволяет сделать вывод о недостаточном доступе к правосудию для участников правоотношений в жилищно-коммунальной сфере. Так, одна из наиболее характерных проблем при разрешении споров в ЖКХ – неполная компенсация судебных расходов истцу по усмотрению суда об обоснованном размере таких расходов. При этом специфика многоквартирного дома такова, что ни граждане-потребители, ни предприятия-поставщики не могут просто 7 № 7 • 2015 • Часть I
Стр.9
ЖКХ_журнал_руководителя_и_главного_бухгалтера_№7_2015_(1).pdf
№ 7 июль 2015 ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Основан в 1998 г. C 2002 г. выходит в 2 частях Редакционный совет Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Н.Б. Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» В.В. Михайлов, председатель СРО «Российская ассоциация “Коммунальная энергетика”» С.В. Разворотнева, заместитель председателя Общественного совета при Минстрое России, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль”» Л.Ю. Рокецкий, президент Национального союза энергосбережения Л.Н. Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» А.В. Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» М.А. Межанский, генеральный директор Издательский дом МЦФЭР В.П. Гирихиди, директор Е.В. Богданова, главный редактор МЦФЭР Городское хозяйство и ЖКХ А.М. Шилина, руководитель ashilina@mcfr.ru М.Д. Анестратенко, главный редактор manestratenko@mcfr.ru Редакция Е.А. Ведищева, ответственный редактор evedischeva@mcfr.ru В.В. Артемова, выпускающий редактор О.А. Сутемьева, дизайн-концепция С.Ю. Титова, верстка Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) www.gkh.ru, www.proflit.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. gkh@mcfr.ru 37 О необходимости разрабатывать предложения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в МКД и доводить их до сведения собственников помещений в доме (извлечения из постановления Верховного Суда РФ от 16.04.2015 № 301-АД15-2668) 39 Об оплате потерь воды в сетях (извлечения из определения Верховного Суда РФ от 14.04.2015 по делу № 304-ЭС14-5668) 33 О заполнении форм разрешительной документации в области обращения с отходами ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА 35 Коротко о важном ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ КОММЕНТАРИЙ К ДОКУМЕНТУ 30 Об изменении законодательства о концессионных соглашениях 31 О прозрачности закупок региональных операторов капремонта 3 О работе предприятий энергетики и ЖКХ в осенне-зимний период 2014–2015 гг. 6 О выполнении поручени й Президента РФ 14 О политике Минстроя России в жилищнокоммунальной сфере 28 Водоканалы России: выживать или развиваться? Часть II
Стр.3
№ 7 июль 2015 Часть II НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ 42 <Об учете ТСЖ, применяющим УСН, процентов за ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт> (письмо Минфина России от 22.01.2015 № 03-11-03/2/69510) 44 <О переходе на УСН организации, реорганизованной путем преобразования ЗАО в ООО> (письмо Минфина России от 13.02.2015 № 03-11-06/2/6553) 46 <Об уплате водного налога> (письмо Минфина России от 10.03.2015 № 03-06-06-02/12301) 48 По вопросу размещения объектов размещения отходов в границах населенного пункта (письмо Минприроды России от 29.01.2015 № 05-12-44/1803) 50 <О правильности размещения информации по госзаказам> (письмо ФАС России от 09.04.2015 № АК/17162/15) 52 Методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке (окончание) (утверждены приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 640/пр) 61 <О требованиях к концессионным соглашениям> (письмо Минстроя России от 10.04.2015 № 10371-АЧ/04) Подписные индексы «Роспечать» – 48887, 79530 «Почта России» – 99740, 16685 «Пресса России» – 84971, 84992 Отдел продвижения Л.В. Бахметьева, ведущий бренд-менеджер Тел.: 8 (495) 937-90-80 доб. 24-14 lbahmetieva@mcfr.ru Размещение рекламы М.Э. Захарова, руководитель Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-02 mzaharova@mcfr.ru О.Н. Оводова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-16 ovodova@mcfr.ru Н.В. Микиртумова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 22-63 nmikirtumova@mcfr.ru Е.А. Журавлева, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-14 ezhuravleva@mcfr.ru Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 937 90 82, 933 63 22. Е-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-52076 от 07.12.2012. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 18.06.2015 Формат 60 Ч 90 / 8. Тираж 10 000 экз. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,0. Изд. № 7140. Заказ № К-3670. Дата выхода в свет 06.07.2015. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20. Отпечатано в ГУП ЧР «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13. © ЗАО «МЦФЭР», 2015 ISSN 1727-6691 07 www.gkh.ru – Знак-указатель на документы, полный текст которых приводится на портале www.gkh.ru 9 771727 669153
Стр.4
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Основным вопросом повестки заседания Правительства РФ 21 мая 2015 г. была работа предприятий энергетики и ЖКХ в осенне-зимний период. Вниманию читателей предлагаются извлечения из выступлений Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, главы Минэнерго России А.В. Новака и руководителя Минстроя России М.А. Меня на прошедшем мероприятии. О работе предприятий энергетики и ЖКХ в осенне-зимний период 2014–2015 гг. Д.А. Медведев, Председатель Правительства РФ Сегодня мы подведем некоторые итоги работы жилищно-коммунального комплекса в осенне-зимний период, посмотрим, как предприятия ЖКХ и энергетики прошли зиму, наметим план работы на предстоящий сезон. Хочу сказать, что в целом осенне-зимний период был пройден благополучно. Большинство предприятий работало в штатном режиме, до наступления холодных периодов был завершен ремонт жилищно-коммунальной инфраструктуры. Котельные, тепловые сети, водоснабжение, газовые станции, электростанции – все было в целом подготовлено к зиме. Запасы топлива – в порядке, власти и энергокомпании заготовили необходимое количество угля и мазута и даже в чем-то перевыполнили планы. Так что здесь все было благополучно. Аварий, к сожалению, избежать не удалось, однако их последствия преодолевались оперативно. Тем не менее серьезной проблемой в сфере ЖКХ и энергетики остается нарастание задолженности, что, я думаю, в докладе министров будет коротко отмечено. По инициативе Правительства РФ в Госдуме сейчас рассматривается законопроект, который повышает ответственность потребителей коммунальных ресурсов за неплатежи. Причем его действие распространяется не только на промышленные предприятия, но и на граждан. Надо ускорить принятие этого закона, чтобы новый механизм заработал с осени текущего года. Необходимо будет готовиться к следующему сезону, проверить состояние энергетики, жилищно-коммунального хозяйства. Этим займутся профильные министерства, т. е. Минстрой России и Минэнерго России. А.В. Новак, Министр энергетики РФ Остановлюсь на некоторых особенностях прохождения осенне-зимнего периода и предложениях по совершенствованию законодательной базы. В целом, как было отмечено, энергосис тема прошла максимум зимних нагрузок в штатном режиме. Объем выработки электроэнергии в текущий осенне-зимний период составил 565 млрд кВт·ч, что на 1,2% выше, чем в прошлом году, а максимум потребления составил 148,8 ГВт, что ниже, чем в прошлом году, на 4%. Несмотря на снижение максимума потребляемой мощности, в 15 территориальных энергосистемах данный максимум превысил прошлогодний – в Тюменской, Кубанской, Приморской, Ингушской энерго системах. Прошедший сезон характеризовался рядом особенностей, в т. ч. маловодностью рек, что потребовало дополнительной выработки электроэнергии тепловыми станциями и обеспечения запасов топлива, а также частым 3 № 7 • 2015 • Часть II
Стр.5
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ колебанием температур в районе нулевой отметки, что отразилось на повышении гололедообразования более чем в 1,5 раза по отношению к предыдущим годам. Вместе с тем в ряде регионов России – Волгоградской области, Республике Крым, Сахалинской области – зафиксирован ряд сложных погодных явлений, которые привели к сверхнормативным нагрузкам и нарушению работы энергосетевых объектов. Ликвидация аварий осуществлялась в короткие сроки. Хочу особо отметить, что за последние три года достигнут серьезный прогресс: в среднем время отключения (восстановление с момента отключения) сократилось с трех суток до трех часов. Особое внимание было в этом году уделено энергоснабжению зимой Крымского федерального округа. Повышению надежности в ОЗП также способствовал большой объем инвестиций. В прошлом году было введено 7,6 ГВт мощностей – это рекорд за последние пять лет. В результате аварийность снизилась в среднем на 13% в целом по стране, в т. ч. в электросетевом комплексе – на 19% (тоже серьезный показатель), а в генерации было отмечено увеличение на 1%. Произошли две системные аварии, которые в короткие сроки были ликвидированы, – на Сургутской ГРЭС и в Ростовской энергосистеме. Решения по ликвидации аварий принимались оперативно. Что касается задолженности. На согласительном совещании 15 мая были достигнуты окончательные договоренности по поправкам ко второму чтению. Надеемся, что в ближайшее время будет принят соответствующий законопроект, который установит размер законной неустойки за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате электроэнергии, будут уточнены действующие нормы, направленные на внедрение системы гарантий оплаты неотключаемых потребителей, и уточнены административные санкции за самовольное подключение к сетям и безучетное потребление. 4 Кроме этого, у министерства есть три предложения дополнительно по улучшению ситуации с прохождением осенне-зимнего периода. Во-первых, мы считаем, что необходимо ускорить актуализацию устаревших нормативных правовых актов в сфере надежности и безопасности в электроэнергетике. В настоящее время ни один из федеральных органов исполнительной власти не имеет полномочий по проведению этой работы. При этом основополагающие правила значительно устарели, не пересматривались с начала реформ в электроэнергетике. Речь идет о требованиях к функционированию электроэнергетических систем, нормах и правилах безопасности энергообъектов. Министерством разработан законопроект, который решает эту отраслевую проблему. Проект согласован, внесен в установленном порядке в Правительство РФ. Во-вторых, требуется актуализация существующих правил проверки готовности к работе в осенне-зимний период и повышение уровня персональной ответственности высшего менеджмента субъектов электроэнергетики за подготовку и прохождение осенне-зимних максимумов. В настоящее время проверка осуществляется по утвержденному правительственной комиссией положению, которое не является нормативноправовым актом. В результате есть определенные трудности. Минэнерго России разработан законопроект, направленный на решение этих вопросов. В частности, законопроект обеспечивает наделение Правительства РФ полномочиями по утверждению правил проверки готовности к работе в ОЗП и наделяет федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по осуществлению проверки готовности к работе в осеннезимний период. Также установлены обязанности субъектов электроэнергетики по обеспечению готовности к работе в осеннезимний период и соблюдению требований готовности в течение указанного периода
Стр.6
www.gkh.ru к устранению нарушений, выявленных при проверке готовности. Третья инициатива: министерством разработан и внесен в установленном порядке в Правительство РФ проект постановления об утверждении правил технологического функционирования электроэнергетических систем. Указанный документ устанавливает минимально необходимые организационные и технические правила, принципы и условия совместной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей. Проект содержит требования к управлению режимами работы энергосистемы, организации оперативно-диспетчерского и технологического управления. Принятие этого законопроекта позволит в дальнейшем обеспечить необходимый уровень надежности энергоснабжения потребителей в периоды максимума нагрузок. М.А. Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ В прошедший период мы плотно работали с региональными жилищными инспекциями, проводили обучение, также аттестацию их руководителей, и впервые в этом отопительном сезоне мы использовали этот ресурс в полном объеме. По результатам данной работы и с учетом количества жалоб граждан на качество отопления региональными органами жилнадзора был взят на особый контроль вопрос теплоснабжения граждан и обеспечения незамедлительного реагирования на каждое обращение в связи с неудовлетворительным теплоснабжением. Практика показала, что это достаточно работоспособная конструкция, будем продолжать двигаться в этом направлении. Что касается законодательных инициатив, над ними мы работаем вместе с Минэнерго России, и ряд инициатив в скором времени будет реализован. Информация об управляющих организациях, которые накопили долги перед ресурсоснабжающими организациями, передана региональными жилинспекциями в правоохранительные органы. По итогам отопительного сезона будет составлен соответствующий рейтинг, отражающий эффективную деятельность региональных властей. Решения, принятые на заседании Правительства РФ 21 мая 2015 г. Высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) обеспечить контроль за выполнением мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2015–2016 гг. Минстрою России (М.А. Меню) с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления принять меры по погашению задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги и топливно-энергетические ресурсы. О результатах до 20 сентября 2015 г. доложить в Правительство РФ. Минэнерго России (А.В. Новаку), Ростехнадзору (А.В. Алешину) с участием органов у исполнительной власти субъектов РФ провести проверку готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период 2015–2016 гг. О результатах до 20 ноября 2015 г. доложить в Правительство РФ. Минстрою России (М.А. Меню), Ростехнадзору (А.В. Алешину) с участием органов у исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления провести оценку готовности муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций к работе в осенне-зимний период 2015–2016 гг. О результатах до 20 ноября 2015 г. доложить в Правительство РФ. Минэнерго России (А.В. Новаку) и Минстрою России (М.А. Меню) проводить мониторинг накопления субъектами электроэнергетики и объектами жилищно-коммунального хозяйства фактических запасов топлива и соответствующую информацию до 20-го числа каждого месяца представлять в Правительство РФ. Минэнерго России (А.В. Новаку) с участием Минстроя России, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций подготовить и представить в Правительство РФ в установленном порядке проекты нормативных правовых актов, направленных на обеспечение надежности и безопасности функционирования объектов электро энергетики, в т. ч. в осенне-зимний период. 5 № 7 • 2015 • Часть II
Стр.7
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О выполнении поручен ий Президента РФ* Обеспечить до 2017 г. увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30% (подп. «а» п. 1). В 2013 г. доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составила 10,2%, что существенно превысило установленный Планом поэтапных мероприятий (обеспечивающим достижение установленных ч. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (далее – Указ) важнейших целевых показателей и предусматривающим периодическую отчетность), утв. Заместителем Председателя Правительства РФ Д.Н. Козаком от 26.09.2012 № 5246п-П9, плановый показатель 2013 г. 8,1%. В 2014 г. плановый показатель составляет 10,5%** В рамках антикризисных мероприятий Правительством РФ реализуются меры, направленные на предоставление дополнительной федеральной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В частности, в рамках исполнения протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 16.03.2015 № ДК-П9-31пр подготовлен и направлен на согласование проект распоряжения Правительства РФ о выделении 4 млрд руб. в целях обеспечения финансирования мероприятий по субсидированию части процентной ставки по кредитным ресурсам, привлекаемым ресурсоснабжающими организациями на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, до уровня, учитываемого в рамках тарифного регулирования. Справочно: предоставление указанных средств предлагается осуществить путем выделения в 2015 г. из бюджета Российской Федерации дополнительного имущественного взноса в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ). В целях реализации механизма субсидирования части процентной ставки по кредитным ресурсам, привлекаемым ресурсоснабжающими организациями на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, Минстроем России подготовлен и направлен на согласование проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства и привлечение частных инвестиций путем предоставления субъектам Российской Федерации финансовых средств на субсидирование процентной ставки», ориентированный на расширение и упрощение механизмов предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки для реализации инвестиционных проектов по модернизации систем коммунальной инфраструктуры. В целях оказания специальной поддержки инвестиционным проектам в сфере ЖКХ, реализуемым в малых городах, Минстроем России подготовлен и направлен на согласование проект постановления Правитель* Извлечения из информации о выполнении поручений, содержащихся в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». ** Информация о фактическом достижении показателя по итогам 2014 г. будет представлена Росстатом в конце октября 2015 г. 6
Стр.8
www.gkh.ru ства РФ «Об утверждении правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований». Вместе с тем во исполнение п. 6 Протокола № ДК-П9-31пр и с учетом сложившихся макроэкономических условий Минстроем России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти прорабатывается вопрос корректировки срока исполнения поручения, содержащегося в подп. «а» п. 1 перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 06.07.2013 № Пр-1479. Обеспечить создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в т. ч. установление долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы, а также определение величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставляемых ресурсов (абз. 4 подп. «г» п. 2). Правительство РФ обеспечило формирование необходимой законодательной базы, основанной на переходе к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию. Одновременно в целях защиты потребителей коммунальных услуг и недопущения бесконтрольного роста тарифов разработаны механизмы регулирования совокупного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги, которые, в т. ч., позволят провести модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и повысить качество предоставляемых потребителям услуг за счет привлеченных инвестиций. Основные мероприятия, реализованные в целях создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ для решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства: 1. Введено долгосрочное регулирование совокупного платежа гражданина за коммунальные услуги, обеспечивающее предсказуемость федеральных ограничений. 2. Введено долгосрочное тарифное регулирование в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Справочно: в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 № 291-ФЗ предусмотрен обязательный переход на долгосрочное тарифное регулирование в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с 1 января 2016 г. В начале 2014 г. Правительством РФ принято решение (постановление Правительства РФ от 20.02.2014 № 128) для осуществления поэтапного перехода на долгосрочное тарифное регулирование уже в 2014 и 2015 гг. В целом по Российской Федерации начиная с 2014 г. уже принято 852 долгосрочных тарифных решения в сфере теплоснабжения (5,3% от общего их числа) и 23 – в сфере водоснабжения и водоотведения. Экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в предыдущий долгосрочный период регулирования, в т. ч. связанная с сокращением потерь ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение последующих пяти лет. 3. На базе утвержденного Минстроем России модельного комплекса мер по развитию ЖКХ субъекта РФ и во исполнение Федерального закона от 28.06.2014 № 200-ФЗ регионами организована работа по подготовке соответствующих комплексов мер. Справочно: по состоянию на 1 апреля 2015 г. утверждено 83 региональных комплекса мер. 4. Создан Центр ГЧП Минстроя России для методического сопровождения подготовки проектов, сопровождения их реализации, 7 № 7 • 2015 • Часть II
Стр.9