Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера

ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера №3 2015 (1408,00 руб.)

0   0
Страниц152
ID312439
АннотацияВ журнале освещаются актуальные тенденции отрасли ЖКХ, реализация программ ресурсосбережения; предлагаются современные управленческие решения, рассказывается об эффективных приемах привлечения инвестиций, приводится практика модернизации жилищно-коммунального комплекса; судебная практика и отраслевые нормативные документы с комментариями экспертов. Публикуется большое количество материалов, касающихся налогообложения, льгот предприятий сферы ЖКХ. Подписчики знакомятся с практическим опытом решения сложных ситуаций в сфере ЖКХ. Публикуются максимально развернутые комментарии экспертов со ссылками на конкретные нормативные документы. В журнале публикуются только авторские материалы. Издание предоставляет специалисту сферы ЖКХ проверенные алгоритмы действий в рамках действующего правового поля.
ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №3 .— 152 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312439 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

3’2015 часть I www.gkh.ru ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ ЖКХ ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИКА РЕФОРМА ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД ТАРИФЫ И ИНВЕСТИЦИИ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ Уважаемые работники жилищно-коммунального хозяйства и ветераны отрасли! <...> Семенов 18 Оператор коммерческого учета: предпосылки и условия ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД А.П. <...> Иванов 54 Органолептические показатели качества воды СОВРЕМЕННЫЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ 61 Насосы Omega и RDLO от KSB для надежного и экономичного перекачивания чистой воды ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Ю.Ф. <...> Рост цен и расходов на обслуживание и возврат займов и кредитов Рост потребительских цен не приведет к прямому увеличению расходов ресурсоснабжающих организаций на эту же величину. <...> К основным текущим расходам ресурсоснабжающих организаций относятся расходы: • на топливо (цены на газ зафиксированы, цены на уголь и мазут с учетом снижения мировых цен на энергоносители должны скорее падать, чем расти); • электроэнергию (тяжело прогнозируемый рост цен с учетом возможного резкого сокращения потребления электроэнергии и большого объема долга, в т. ч. номинированного в иностранной валюте); • заработную плату (в ближайший год не должна расти в силу снижения реальных доходов населения в целом и ожидаемого роста безработицы); 3 № 3 • 2015 • Часть I СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ К СВЕДЕНИЮ Уровень собираемости платежей, например, в 2009 г. снизился по сравнению с 2008 г. с 95 до 93,3%. • расходы на сырье и материалы (рост расходов по этой статье может превышать инфляцию с учетом закупки части материалов за рубежом и привязки цен на ряд товаров к ценам мирового рынка). <...> Управление жильем и капитальный ремонт В сфере управления жильем рост расходов не должен превысить инфляцию, при этом управляющие организации имеют возможность поднять плату за содержание и ремонт общего имущества при проведении очередных общих собраний собственников помещений многоквартирных <...>
ЖКХ_журнал_руководителя_и_главного_бухгалтера_№3_2015.pdf
№ 3 март 2015 СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ М.Э. Разумов Основан в 1998 г. C 2002 г. выходит в 2 частях Редакционный совет Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Н.Б. Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» В.В. Михайлов, председатель СРО «Российская ассоциация “Коммунальная энергетика”» С.В. Разворотнева, заместитель председателя Общественного совета при Минстрое России, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль”» Л.Ю. Рокецкий, президент Национального союза энергосбережения Л.Н. Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» А.В. Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» М.А. Межанский, генеральный директор Издательский дом МЦФЭР В.П. Гирихиди, директор Е.В. Богданова, главный редактор МЦФЭР Городское хозяйство и ЖКХ А.М. Шилина, руководитель ashilina@mcfr.ru М.Д. Анестратенко, главный редактор manestratenko@mcfr.ru Редакция Е.А. Ведищева, ответственный редактор evedischeva@mcfr.ru В.В. Артемова, выпускающий редактор О.А. Сутемьева, дизайн-концепция Г.Х. Жафярова, верстка Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) www.gkh.ru, www.proflit.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. gkh@mcfr.ru ТАРИФЫ И ИНВЕСТИЦИИ А.Б. Рыжов 23 Прямые государственные инвестиции в коммунальный комплекс – идеальный канал денежной эмиссии РЕФОРМА А.А. Кузьмина 10 Проект спасения ЖКХ М.Э. Семенов 18 Оператор коммерческого учета: предпосылки и условия ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД А.П. Нагайцев 7 «Мы ищем новые пути решения сложных проблем сферы ЖКХ» 3 Функционирование жилищнокоммунального хозяйства в сложных экономических условиях Часть I
Стр.3
№ 3 март 2015 ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Р.М. Попов 26 К вопросу о цене договора управления Е.В. Шоломова 32 Товарищество собственников жилья – это вид товарищества собственников недвижимости КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В.И. Часовских 41 Видеосеминары как одна из форм правового просвещения граждан РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ О.А. Лукинский 46 Защита стен зданий с помощью кремнийорганики КОММУНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА 51 Насосы Wilo с «мокрым» ротором для отопительных систем ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ М.П. Иванов 54 Органолептические показатели качества воды СОВРЕМЕННЫЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ 61 Насосы Omega и RDLO от KSB для надежного и экономичного перекачивания чистой воды ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Ю.Ф. Федоров 64 Современные системы внутридомового отопления ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ А.В. Кондратьев 72 ЖКХ не терпит дилетантства Часть I Подписные индексы «Роспечать» – 48887, 79530 «Почта России» – 99740, 16685 «Пресса России» – 84971, 84992 Отдел продвижения Н.В. Кащеева, руководитель Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 57-80 nkcom@mcfr.ru Размещение рекламы М.Э. Захарова, руководитель Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-02 mzaharova@mcfr.ru О.Н. Оводова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-16 ovodova@mcfr.ru Н.В. Микиртумова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 22-63 nmikirtumova@mcfr.ru Е.А. Журавлева, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-14 ezhuravleva@mcfr.ru Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22. Е-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-52076 от 07.12.2012. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 13.02.2015 Формат 60 Ч 90/8. Тираж 10 000 экз. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 10,0 + вкл. 0,5. Изд. № 6847. Заказ № К-2764. Дата выхода в свет 04.03.2015. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20. Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13. © ЗАО «МЦФЭР», 2015 ISSN 1727-6691 03 9 771727 669153
Стр.4
www.gkh.ru СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Функционирование жилищнокоммунального хозяйства в сложных экономических условиях В результате кризисной экономической ситуации в России в целом (девальвация, рост процентных ставок, ускорение инфляции, спад производства) ухудшится и состоя ние организаций коммунального комплекса. М.Э. Разумов, эксперт журнала К числу основных факторов, которые будут оказывать прямое негативное влияние на коммунальные предприятия, следует отнести: • незапланированный рост издержек; • увеличение расходов на обслуживание и возврат зай мов и кредитов; • снижение объемов бюджетного финансирования; • рост неплатежей со стороны потребителей и контрагентов. Влияние этих факторов будет неравномерным по отраслям и субъектам РФ. Вместе с тем в целом по стране можно сделать следующую оценку ожидаемых последствий. Рост цен и расходов на обслуживание и возврат займов и кредитов Рост потребительских цен не приведет к прямому увеличению расходов ресурсоснабжающих организаций на эту же величину. К основным текущим расходам ресурсоснабжающих организаций относятся расходы: • на топливо (цены на газ зафиксированы, цены на уголь и мазут с учетом снижения мировых цен на энергоносители должны скорее падать, чем расти); • электроэнергию (тяжело прогнозируемый рост цен с учетом возможного резкого сокращения потребления электроэнергии и большого объема долга, в т. ч. номинированного в иностранной валюте); • заработную плату (в ближайший год не должна расти в силу снижения реальных доходов населения в целом и ожидаемого роста безработицы); 3 № 3 • 2015 • Часть I
Стр.5
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ К СВЕДЕНИЮ Уровень собираемости платежей, например, в 2009 г. снизился по сравнению с 2008 г. с 95 до 93,3%. • расходы на сырье и материалы (рост расходов по этой статье может превышать инфляцию с учетом закупки части материалов за рубежом и привязки цен на ряд товаров к ценам мирового рынка). В части инвестиционной составляющей тарифа можно ожидать: • сохранение текущего уровня амортизации и прибыли, учитываемой в тарифе; • рост расходов на обслуживание долга, в особенности, номинированного в иностранной валюте (прежде всего электроэнергетика, в минимальной степени – водоснабжение и водоотведение). С учетом этих факторов можно ожидать рост цен на электроэнергию на свободном рынке на уровне инфляции, увеличение текущих расходов на водоснабжение и водоотведение темпом более низким, чем инфляция (каждый дополнительный процент инфляции будет приводить к увеличению расходов приблизительно на 0,5%) и более низкий рост расходов на теплоснабжение (каждый дополнительный процент инфляции будет приводить к росту расходов приблизительно на 0,3%). В условиях сохранения текущего уровня тарифов дополнительные расходы приведут к росту выпадающих доходов и увеличению объема неплатежей. Оценить в полной мере влияние на расходы ресурсоснабжающих организаций роста расходов на возврат и обслуживание займов и кредитов не представляется возможным в силу отсутствия информации об объемах и условиях привлечения займов и кредитов. Вместе с тем можно отметить, что в первую очередь пострадают организации, закупавшие оборудование за рубежом (прежде всего, большая энергетика), и организации, имеющие большой объем кредиторской задолженности и краткосрочных кредитов (в силу невозможности привлечь новые кредиты). 4 Снижение объемов бюджетного финансирования Ухудшение состояния региональных и местных бюджетов приведет к невозможности субсидировать убыточные организации коммунального комплекса и финансировать льготные тарифы для населения. Проблема отмены субсидий коснется прежде всего ресурсоснабжающих организаций в малых населенных пунктах, где предоставление коммунальных услуг при сохранении доступного платежа для граждан не является рентабельным. Таким образом, в малых городах будет создаваться патовая ситуация, когда рост тарифов до экономически обоснованного уровня невозможен в связи с неплатежеспособностью населения и нет возможности оказания бюджетной поддержки. Отмена льготных тарифов в рамках текущего тарифного цикла невозможна без внесения изменений в законодательство Российской Федерации. Рост неплатежей Рост неплатежей будет складываться из роста неплатежей населения (за исключением отдельных территорий, снижение уровня собираемости платежей не должно превысить 2%), роста задолженности управляющих организаций (возможно избежать путем перехода к заключению прямых договоров с потребителями при условии принятия соответствующих изменений в Жилищном кодексе РФ), роста задолженности промышленных потребителей и контрагентов – ресурсоснабжающих организаций (наиболее серьезный риск, можно ожидать быстрого роста задолженности водоканалов энергоснабжающим организациям и теплоснабжающих организаций поставщикам топлива, а также в связи с увеличением количества банкротств ресурсоснабжающих организаций). Вместе с ростом неплатежей у отдельных предприятий будет падать объем полезного отпуска в связи с ожидаемым спадом промышленного производства. Этот эффект для предприятий теплоснабжения,
Стр.6
www.gkh.ru водоснабжения и водоотведения можно оценить в размере 1–1,5% полезного отпуска. В целом с учетом перечисленных факторов при росте инфляции на 8 процентных пунктов до уровня 15% можно ожидать роста выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций на уровне 7–10 процентных пунктов, при этом наибольшие выпадающие расходы придутся на электроэнергетику, в меньшей степени – на водоснабжение и водоотведение, и в минимальной – на теплоснабжение. Вместе с прямыми негативными эффектами экономического кризиса возникнут также системные эффекты, которые будут оказывать долгосрочное негативное воздействие на развитие жилищно-коммунального хозяйства. Увеличение процентных ставок Результатом увеличения процентных ставок станет: • полное прекращение кредитования ресурсоснабжающих организаций и срыв реализации инвестиционных программ; • отказ от реализации новых инвестиционных проектов, в т. ч. срыв конкурсов на заключение концессионных соглашений; • банкротство отдельных организаций в связи с невозможностью рефинансировать долги и покрывать текущие кассовые разрывы. Объем финансирования инвестиционных программ за счет займов и кредитов относительно невелик, однако снижению объемов реализации инвестиционных программ будет способствовать то, что регулируемые организации станут покрывать свои убытки по текущей деятельности за счет инвестиционной составляющей тарифа. Обеспечение финансирования инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве возможно только при условии реализации специальных мер, обеспечивающих низкую процентную ставку и фондирование банков под кредиты, выданные ресурсоснабжающим организациям. Политические и регуляторные ограничения Необходимость увеличения тарифов ресурсоснабжающих организаций сверх установленного уровня будет входить в противоречие с задачей ограничения инфляции. Можно ожидать, что в целом ограничение роста тарифов будет достигнуто путем сокращения объема инвестиций до минимального уровня. В связи с тем, что 2016 и 2017 гг. придутся на период выборов, существует риск, что недофинансирование организаций коммунального комплекса будет сохраняться в течение всего этого периода. Возникновение выпадающих доходов и рост расходов ресурсоснабжающих организаций могут привести к системному несоблюдению предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и дополнительным бюджетным расходам субъектов РФ. Необходимо также учитывать, что в условиях кризисного 2015 г. будет осуществляться переход к установлению долгосрочных тарифов, что чревато риском фиксации заниженных расходов ресурсоснабжающих организаций на долгосрочный период регулирования. Для организаций, работающих на основании концессионных соглашений и других видов договоров, возникает риск неисполнения договорных обязательств. В целом по коммунальному хозяйству можно ожидать системного неисполнения показателей надежности, качества, энергетической эффективности. Управление жильем и капитальный ремонт В сфере управления жильем рост расходов не должен превысить инфляцию, при этом управляющие организации имеют возможность поднять плату за содержание и ремонт общего имущества при проведении очередных общих собраний собственников помещений многоквартирных домов. Существенно более сложные проблемы возникнут в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. Существующей платы за капитальный ремонт не хватит для реализации региональных программ. 5 № 3 • 2015 • Часть I
Стр.7
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В результате будет необходимо либо пересматривать размер такой платы, либо вносить изменения в региональную программу (что более вероятно). Важная проблема связана с девальвацией накоплений граждан на цели капитального ремонта (как участвующих, так и не участвующих в региональном фонде капитального ремонта). Эта проблема не будет острой и для региональных операторов будет проявляться в несбалансированности текущих поступлений и объемов обязательств по капитальному ремонту, а для многоквартирных домов, накапливающих средства на капитальный ремонт самостоятельно, – в потере части своих сбережений. С учетом изложенного представляется необходимым предусмотреть следующий перечень антикризисных мер: 1) обеспечение фондирования Центральным Банком РФ коммерческих банков, кредитующих организации жилищно-коммунального хозяйства (в части как долгосрочных, так и краткосрочных кредитов); 2) установление возможности досрочного пересмотра тарифов для организаций, находящихся в предбанкротном состоянии; 3) устранение препятствий для консолидации активов на уровне субъектов РФ; 4) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, обеспечивающих большую гибкость в вопросах тарифного регулирования (в части определения доходности инвестиций), инвестиционного планирования при заключении концессионных соглашений, соблюдения показателей надежности, качества и энергетической эффективности и пр.; 5) реализация мер по импортозамещению и стимулированию закупки отечественного оборудования. При Правительстве РФ подготовлен соответствующий документ – План мер в сфере жилищно-коммунального хозяйства по преодолению последствий экономического кризиса. В настоящее время он находится в процессе обсуждения. Документ предусматривает: • институциональные механизмы поддержки жилищно-коммунального хозяйства; • обеспечение гибкости госрегулирования; • решение проблем неплатежей. В ближайшее время планируется утверждение данного Плана распоряжением Правительства РФ. В ФОКУСЕ О повышении энергоэффективности В рамках выставки BAU в Мюнхене Минстрой России объявил о начале сотрудничества с немецкими специалистами в области «зеленого» строительства. Замглавы Минстроя России и Главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис отметил, что в настоящий момент по энергоэффективности Россия значительно отстает от ведущих европейских стран и США. Это объясняется структурой экономики и особенностями природно-климатического характера. Однако, по его словам, власти видят в развитии энергосбережения большой потенциал. «Инвестирование в энергосберегающие технологии, в развитие и внедрение системы энергетического менеджмента – дально видное и рациональное капиталовложение», – подчеркнул А. Чибис. Немецкие специалисты, которые войдут в состав экспертного совета по энергоэффективности при Мин6 строе России, помогут с запуском нескольких пилотных «зеленых» проектов на территории страны. Экспертный совет будет оценивать и разрабатывать новые высокотехнологичные механизмы в ЖКХ. По информации Минстроя России, потенциал повышения эффективности сферы ЖКХ России достигает 40%; инвестиционный потенциал отрасли составляет порядка 500 млрд руб. ежегодно. И создание «комфортного» законодательства для привлечения в ЖКХ частных инвестиций чрезвычайно актуально. Реализация новых правил работы отрасли дала свои результаты: только за 2014 г. было заключено более 100 концессионных соглашений. В 46 регионах реализуется порядка 100 инвестиционных проектов, в рамках которых привлечено 188 млрд руб. средств частных инвесторов. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов в сфере ЖКХ возглавили Москва, Санкт-Петербург и Курганская область. Источник: greenevolution.ru, minstroyrf.ru
Стр.8
www.gkh.ru ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД «Мы ищем новые пути решения сложных проблем сферы ЖКХ» ЖКХ – это отрасль жизнеобеспечения. Любой, даже самый незначительный сбой в работе жилищно-коммунальных служб, авария или приостановка подачи той или иной услуги сразу становятся социальной проблемой. Вот почему в настоящее время главной задачей, поставленной Президентом РФ, является достижение в этой сфере равновесия между интересами государства, бизнеса и населения, снятие социальной напряженности и создание комфортных условий проживания и работы для граждан. В современном обществе высока заинтересованность в распространении лучших практик компаний, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ. Группа компаний ЖКХ-СЕРВИС уже более пяти лет уверенно занимает лидирующее положение на рынке предоставления качественных и надежных коммунальных услуг. Об одном из аспектов исполнения законодательства об энергосбережении редакции рассказал директор по развитию Группы компаний ЖКХ-СЕРВИС кандидат технических наук Андрей Нагайцев. Как давно образована ваша Группа компаний, и каков ее состав? Группа компаний ЖКХ-СЕРВИС образована 2 апреля 2013 г. при поддержке правительства Москвы. Точнее, в 2013 г. была осуществлена реорганизация нескольких фирм с объединением их в одну. Результатом проведенного преобразования стало повышение конкурентоспособности. Мы предоставляем полный комплекс услуг по низким ценам в сфере жилищного и коммунального хозяйства для нужд жителей различных городов На правах рекламы № 3 • 2015 • Часть I России. Организационно в состав компании входят ООО «ГК ЖКХ-СЕРВИС», ООО «ЖКХ-СЕРВИС ПЛЮС», ООО «Центр Социальной Метрологии» и др. Головной офис Группы компаний ЖКХ-СЕРВИС находится в Москве, а филиалы расположены в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Каменске-Уральском, Бийске, Тольятти, Кургане и Дмитрове. В ближайшее время планируется открытие филиалов в Новосибирске, Барнауле, Самаре, Ханты-Мансийске, Красноярске, Калининграде, Нижнем Новгороде, Владивостоке. 7
Стр.9
ЖКХ_журнал_руководителя_и_главного_бухгалтера_№3_2015_(1).pdf
Антикризисная акция! Первое полугодие 2016 года по цене 2015-го Счет действителен до 31 марта 2015 года ЗАО «МЦФЭР» 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9 Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22 Факс: 8 (495) 933-52-62 E-mail: ap@mcfr.ru www.proflit.ru Счет № Ж1559 Предмет счета Подписка на журнал*: «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» (июль 2015 г. – июнь 2016 г.) * Журнал выходит ежемесячно, 12 номеров Kоличество комплектов 1 Банковские реквизиты ИНН 7702019904, КПП 770201001 ОАО «Сбербанк России», г. Москва Московский банк Сбербанка России ОАО г. Москва БИК 044525225 к/с 30101810400000000225 р/с 40702810638180134443 « » Цена, руб. 15 360-00 Всего к оплате Вс Всего к оплате: Шестнадцать тысяч восемьсот девяносто шесть рублей 00 копеек Генеральный директор Главный бухгалтер М.А. Межанский А.П. Игнатова НДС 10% о к оплате С 1 2015 г. Сумма, руб. 15 360-00 1536-00 16 896-00 Внимание! В платежном поручении в реквизите «Назначение платежа» укажите:  название издания и период подписки (по аналогии с предметом счета);  номер счета;  информацию по НДС;  адрес доставки, включая почтовый индекс;  Ф. И. О. контактного лица и телефон с кодом города. Указание адреса и контактных данных позволит обеспечить своевременность доставки. Копию платежного поручения отправьте по факсу или е-mail в службу клиентской поддержки. Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22. Факс: 8 (495) 933-52-62. E-mail: ap@mcfr.ru Подробнее о профессиональных изданиях на www.proflit.ru/gkh
Стр.3
Реклама Антикризисная акция на журнал «Управление многоквартирным домом» В центре внимания в 2015 году: лицензирование деятельности по управлению МКД; требования к материально-техническим и финансовым ресурсам у организаций; Выходит и в электронном формате работа в ГИС ЖКХ: платежи пользователей, расходы на капремонт, отчеты управляющих компаний, сведения о ресурсоснабжающих организациях, техническое описание МКД, размещение информации о проведении голосования, электронные образцы решений собственников, формирование итогов голосования в форме протокола и др. Счет действителен до 31 марта 2015 года ЗАО «МЦФЭР» 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9 Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22 Факс: 8 (495) 933-52-62 E-mail: ap@mcfr.ru www.proflit.ru Счет № Ж1578 Предмет счета Банковские реквизиты ИНН 7702019904, КПП 770201001 ОАО «Сбербанк России», г. Москва Московский банк Сбербанка России ОАО г. Москва БИК 044525225 к/с 30101810400000000225 р/с 40702810638180134443 « » Подписка на журнал «Управление многоквартирным домом» (июль 2015 г. – июнь 2016 г.), 12 номеров 14320-00 НДС 10% Всего к оплате Всего к оплате: Четыре тысячи семьсот пятьдесят два рубля 00 копеек Генеральный директор Главный бухгалтер Внимание! В платежном поручении в реквизите «Назначение платежа» укажите:  название издания и период подписки (по аналогии с предметом счета);  номер счета;  информацию по НДС;  адрес доставки, включая почтовый индекс;  Ф. И. О. контактного лица и телефон с кодом города. Указание адреса и контактных данных позволит обеспечить своевременность доставки. Копию платежного поручения отправьте по факсу или е-mail в службу клиентской поддержки. Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22. Факс: 8 (495) 933-52-62. E-mail: ap@mcfr.ru Подробнее о профессиональных изданиях на www.proflit.ru/gkh 2015 г. Kоличество комплектов Цена, руб. Сумма, руб. 4320-00 432-00 4752-00 М.А. Межанский А.П. Игнатова
Стр.4
№ 3 март 2015 ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Основан в 1998 г. C 2002 г. выходит в 2 частях Редакционный совет Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Н.Б. Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» В.В. Михайлов, председатель СРО «Российская ассоциация “Коммунальная энергетика”» С.В. Разворотнева, заместитель председателя Общественного совета при Минстрое России, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль”» Л.Ю. Рокецкий, президент Национального союза энергосбережения Л.Н. Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» А.В. Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» М.А. Межанский, генеральный директор Издательский дом МЦФЭР В.П. Гирихиди, директор Е.В. Богданова, главный редактор МЦФЭР Городское хозяйство и ЖКХ А.М. Шилина, руководитель ashilina@mcfr.ru М.Д. Анестратенко, главный редактор manestratenko@mcfr.ru Редакция Е.А. Ведищева, ответственный редактор evedischeva@mcfr.ru В.В. Артемова, выпускающий редактор О.А. Сутемьева, дизайн-концепция С.Ю. Титова, верстка Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) www.gkh.ru, www.proflit.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. gkh@mcfr.ru НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ 34 Типовой договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (утвержден постановлением Правительства РФ от 05.12.2014 № 1318) 42 О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (постановление Правительства РФ от 06.01.2015 № 10) ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА 18 О защите персональных данных 20 Об административных правонарушениях в сфере обращения с отходами производства и потребления 21 О расходах на капитальный ремонт в МКД ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 23 Об оплате потерь электроэнергии в сетях при передаче конечным потребителям (извлечения из определения Верховного Суда РФ от 15.10.2014 по делу № 308-ЭС14-91) 29 О взыскании неосновательного обогащения за размещение на фасаде жилого дома информационных конструкций (извлечения из определения Верховного Суда РФ от 18.11.2014 по делу № 303-ЭС14-395) КОММЕНТАРИЙ К ДОКУМЕНТУ 15 Об основных новеллах законодательства о теплоснабжении 5 О поручениях Президента РФ 7 О применении критериев отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды 9 О сбросе сточных вод на водосборные площади 10 Вопросы оказания услуг в жилищнокоммунальной сфере 12 О передаче объектов ЖКХ в концессию Часть II
Стр.5
№ 3 март 2015 Часть II 47 <О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям> (письмо Минэкономразвития России № 31047-ЕЕ/Д28 и ФАС России № АЦ/50997/14 от 11.12.2014) 50 <О подтверждении расходов электронными документами для исчисления налога на прибыль> (письмо Минфина России от 02.09.2014 № 03-03-06/1/43920) 52 <О применении положений ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ> (письмо Минфина России от 12.09.2014 № 02-10-10/45828) 54 <О правомерности применения вычетов по НДС> (письмо Минфина России от 29.09.2014 № 03-07-15/48602) 56 <Об учете управляющей организацией на УСН средств, полученных на оплату коммунальных услуг> (письмо Минфина России от 03.10.2014 № 03-11-06/2/49930) 58 <О применении отдельных положений разд. V.1 НК РФ> (письмо Минфина России от 31.10.2014 № 03-01-18/55847) 60 <Об исполнении требований законодательства о закупках> (письмо ФАС России от 17.11.2014 № АЦ/46541/14) 63 Реестр экспертных организаций, аттестованных при федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации в сфере ЖКХ и профессиональных общественных организациях на проведение экспертизы экономического обоснования цен и тарифов на жилищнокоммунальные услуги (по состоянию на IV квартал 2014 г.) Подписные индексы «Роспечать» – 48887, 79530 «Почта России» – 99740, 16685 «Пресса России» – 84971, 84992 Отдел продвижения Н.В. Кащеева, руководитель Тел.: 8 (495) 937-90-80 доб. 57-80 nkcom@mcfr.ru Размещение рекламы М.Э. Захарова, руководитель Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-02 mzaharova@mcfr.ru О.Н. Оводова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-16 ovodova@mcfr.ru Н.В. Микиртумова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 22-63 nmikirtumova@mcfr.ru Е.А. Журавлева, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-14 ezhuravleva@mcfr.ru Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 937 90 82, 933 63 22. Е-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-52076 от 07.12.2012. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 13.02.2015 Формат 60 Ч 90 / 8. Тираж 10 000 экз. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,0. Изд. № 6848. Заказ № К-2765. Дата выхода в свет 04.03.2015. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20. Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13. © ЗАО «МЦФЭР», 2015 ISSN 1727-6691 03 www.gkh.ru – Знак-указатель на документы, полный текст которых приводится на портале www.gkh.ru 9 771727 669153
Стр.6
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ноябре 2014 г. Общероссийским общественным движением «Народный фронт “За Россию”» был организован Форум действий. В мероприятии участвовало более 1000 человек, в т. ч. сопредседатели и руководители исполкомов ОНФ, доверенные лица главы государства, члены Правительства РФ, представители экспертного и бизнес-сообществ: РСПП, ТПП, «ОПОРА России» и «Деловая Россия». Основными темами форума стали реализация майских указов Президента РФ и развитие российской экономики в условиях санкций. Президент РФ Владимир Путин принял участие в пленарном заседании Форума действий Общероссийского народного фронта. О поручениях Президента РФ* По итогам пленарного заседания второго Форума действий Народного фронта, состоявшегося 18 ноября 2014 г., Президентом РФ был подписан перечень поручений: Правительству РФ: • принять меры, направленные на повышение эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Срок – 1 июня 2015 г.; • обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих: – установление ответственности саморегулируемых организаций за деятельность своих членов, осуществляющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (МКД) или строительство таких домов для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, а также строительство жилых помещений для иных целей в рамках государственных или муниципальных программ, в т. ч. за несоблюдение сроков таких работ и (или) их некачественное выполнение; * Извлечения из перечня поручений Президента РФ от 25.01.2015 № Пр-117. 5 № 3 • 2015 • Часть II – обязательность проведения экспертизы проектной документации МКД с количеством этажей не более чем три, строительство которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; – наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, полномочиями по методическому обеспечению деятельности по контролю за работой регионального оператора, обеспечивающего проведение капитального ремонта общего имущества в МКД (далее – региональный оператор), и по назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора; – установление обязательных требований к квалификации руководителя регионального оператора. Срок – 1 июля 2015 г.; – определение порядка осуществления эффективного финансового контроля
Стр.7
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ деятельности регионального оператора с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля; – возможность приобретения региональным оператором товаров, работ, услуг, в т. ч. в ходе капитального ремонта МКД, путем проведения конкурсов в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Срок – 1 марта 2015 г.; • обеспечить в установленном порядке: – обязательное публичное обсуждение решений, принимаемых в сфере ЖКХ; – создание условий для привлечения хозяйствующих субъектов к реализации программы «Жилье для российской семьи» на конкурентной основе. Доклад – до 1 июля 2015 г.; • принять необходимые меры, направленные на совершенствование механизма проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме. Срок – 15 февраля 2015 г.; • проанализировать эффективность продажи государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены, а также при необходимости представить предложения о внесении изменений в соответствующие нормативные правовые акты. Доклад – до мая 2015 г. Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ: • обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на повышение требований к качеству жилых помещений, которые предназначены для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Срок – 1 июня 2015 г.; • обеспечивать размещение в сети Интернет информации о реализации в субъ6 ектах РФ программы «Жилье для российской семьи», в т. ч. об осуществляемых проектах, стоимости и об объемах построенного жилья, застройщиках, осуществляющих строительство жилья, о категориях граждан, которые имеют право на приобретение жилья в соответствии с этой программой, о сроках ее реализации, а также о результатах мониторинга достижения основных показателей реализации программы. Доклад – до 31 мая 2015 г., далее – ежеквартально. Минстрою России утвердить методические рекомендации: • по осуществлению уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ контроля за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям; • по порядку проведения конкурса на назначение руководителя регионального оператора, предусмотрев обязательное включение в состав конкурсной комиссии представителей общественных организаций, осуществляющих контроль в сфере строительства и ЖКХ. Срок – 15 июля 2015 г. Ответственный: Мень М.А. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ принять меры: а) по организации информирования граждан о сроках выполнения и об объемах работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Доклад – до 1 марта 2015 г.; б) по обеспечению публичности проведения конкурса на назначение руководителя регионального оператора. Доклад – до 31 июля 2015 г., далее – ежеквартально. Рекомендовать Общероссийскому общественному движению «Народный фронт “За Россию”» проанализировать состояние общественного контроля в сфере ЖКХ и при необходимости разработать комплекс мер по повышению его эффективности. Срок – апрель 2015 г. Ответственный: Бречалов А.В.
Стр.8
www.gkh.ru Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с учетом позиции Минприроды России, изложенной в письме от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 (далее – позиция Минприроды России), а также неоднократно поступающих обращений хозяйствующих субъектов направила для применения и учета в работе разъяснения по вопросу установления класса опасности отходов на основании Критериев отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утв. приказом Минприроды России от 15.06.2001 № 511. О применении критериев отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды* В соответствии с положениями ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на отходы I–IV класса опасности составляются паспорта. Паспорт отходов I–IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Форма паспорта отхода I–IV класса опасности утверждена постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I– IV классов опасности». Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (зарегистрирован в Минюсте России 01.08.2014 № 33393) (далее – ФККО). Классификация отходов в ФККО выполнена по следующим классификационным признакам: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме (далее – классификационные признаки). Код каждого вида отходов в ФККО имеет 11-значную структуру. При этом последний знак 11-значного классификационного кода вида отходов определяет класс опасности отхода для окружающей среды. В ФККО класс опасности отдельных видов отходов может меняться в зависимости от содержания и количества входящих в состав отхода компонентов и веществ. Согласно позиции Минприроды России в случае соответствия классификационных признаков образуемого отхода с классификационными признаками аналогичного отхода, включенного в ФККО, класс опасности для отхода может быть установлен на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее – БДО), формируемых Росприроднадзором согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утв. приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, тем самым дополнительного подтверждения класса опасности отхода расчетным и экспериментальным методами в соответствии с Критериями отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утв. приказом Минприроды России от 15.06.2001 № 511 (далее – Критерии), не требуется. Вместе с этим Росприроднадзор обращает внимание на следующее. Действующий в настоящее время приказ Минприроды России от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды» не разграничивает возможность применения Критериев с целью * Извлечения из письма Росприроднадзора от 24.12.2014 № АА-03-04-32/21113 «О применении Критериев отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды». 7 № 3 • 2015 • Часть II
Стр.9