Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611263)
Контекстум
ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера

ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера №5 2014 (1408,00 руб.)

0   0
Страниц152
ID312429
АннотацияВ журнале освещаются актуальные тенденции отрасли ЖКХ, реализация программ ресурсосбережения; предлагаются современные управленческие решения, рассказывается об эффективных приемах привлечения инвестиций, приводится практика модернизации жилищно-коммунального комплекса; судебная практика и отраслевые нормативные документы с комментариями экспертов. Публикуется большое количество материалов, касающихся налогообложения, льгот предприятий сферы ЖКХ. Подписчики знакомятся с практическим опытом решения сложных ситуаций в сфере ЖКХ. Публикуются максимально развернутые комментарии экспертов со ссылками на конкретные нормативные документы. В журнале публикуются только авторские материалы. Издание предоставляет специалисту сферы ЖКХ проверенные алгоритмы действий в рамках действующего правового поля.
ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №5 .— 152 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312429 (дата обращения: 07.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Подписка по акции Подробности см. в журнале 5’2014 часть I www.gkh.ru ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ ЖКХ ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИКА РЕФОРМА ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД ТАРИФЫ И ИНВЕСТИЦИИ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ № 5 май 2014 СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ А.Б. <...> Широкий 55 Современные станции водоподготовки питьевой воды М.В. Явтушенко, О.В. Тарасова 62 Применение УФ обеззараживания на очистных сооружениях г. Подольска В.В. <...> Дзюбо, Л.И. Алферова 65 Повышение надежности работы смывных бачков СОВРЕМЕННЫЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ 69 Семейство насосов ETA – многообразие вариантов и применений ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ М.А. <...> Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в т. ч. ограждающих, несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). <...> А.Б. Рыжов, руководитель регионального центра общественного контроля в ЖКХ Нижегородской области Длительное время вопросам сохранения и реконструкции жилищного фонда не уделялось должного внимания, вероятно, в надежде, что запущенные новым жилищным законодательством рыночные процессы урегулируют все проблемы автоматически. <...> Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ в Жилищный кодекс РФ внесены изменения, согласно которым Правительство РФ устанавливает: • стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами; • состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения; • правила содержания общего имущества в многоквартирном доме; 3 № 5 <...>
ЖКХ_журнал_руководителя_и_главного_бухгалтера_№5_2014.pdf
№ 5 май 2014 СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ А.Б. Рыжов Основан в 1998 г. C 2002 г. выходит в 2 частях Учредитель Международный центр финансовоэкономического развития Редакционный совет Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Н.Б. Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» В.В. Михайлов, председатель СРО «Российская ассоциация “Коммунальная энергетика”» С.В. Разворотнева, председатель Комиссии по местному самоуправлению и жилищнокоммунальной политике Общественной палаты РФ Л.Ю. Рокецкий, президент Национального союза энергосбережения Г.П. Хованская, председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Л.Н. Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» А.В. Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Издатель: ЗАО «МЦФЭР» М.А. Межанский, генеральный директор Издательский дом МЦФЭР В.П. Гирихиди, директор Е.В. Богданова, главный редактор МЦФЭР Городское хозяйство и ЖКХ Л.А. Потапова, руководитель sk@mcfr.ru М.Д. Анестратенко, главный редактор manestratenko@mcfr.ru Редакция Е.А. Ведищева, ответственный редактор evedischeva@mcfr.ru В.В. Артемова, выпускающий редактор О.А. Сутемьева, дизайн-концепция С.Ю. Титова, верстка Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) www.gkh.ru, www.proflit.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. gkh@mcfr.ru РЕФОРМА В.Р. Аванесян 20 Взаимодействие интересов в жилищнокоммунальном хозяйстве Н.В. Сандалова 27 Единая региональная коммунальная компания: правильный выбор на старте БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ А.Е. Даньшин 31 Об уплате взносов с матпомощи 3 Новое законодательство о многоквартирных домах: как обеспечить его социальную эффективность? А.В. Коломейцев, А.И. Дмитров 10 Еще раз о лицензировании управляющих организаций ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД Д.П. Гордеев 16 Может ли потребительский кооператив управлять многоквартирным домом Часть I
Стр.3
№ 5 май 2014 ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Р.М. Попов 33 Использование технических средств при проведении проверок государственными органами Ю.Ф. Федоров 37 О некоторых проблемных вопросах разграничения собственности в сфере ЖКХ КОММУНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА А.Н. Лаврентьев 43 Правовые риски в сфере теплоснабжения в преддверии новой модели рынка РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ 48 Применение насосного оборудования в системах водоснабжения жилого здания ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ М.П. Иванов 50 Методы борьбы с коррозией нагревательных элементов ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Ю.Ф. Широкий 55 Современные станции водоподготовки питьевой воды М.В. Явтушенко, О.В. Тарасова 62 Применение УФ обеззараживания на очистных сооружениях г. Подольска В.В. Дзюбо, Л.И. Алферова 65 Повышение надежности работы смывных бачков СОВРЕМЕННЫЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ 69 Семейство насосов ETA – многообразие вариантов и применений ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ М.А. Разумов 73 Социальные нормы за рубежом ДАТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ 77 Российскому ЖКХ – 365 лет! 79 О награждении работников жилищнокоммунального хозяйства ISSN 1727-6691 05 Часть I Подписные индексы «Роспечать» – 48887, 79530 «Почта России» – 99740, 16685 «Пресса России» – 84971, 84992 Отдел продвижения Н.В. Кащеева, руководитель Тел.: 8 (495) 937-90-83, доб. 57-80 nk.com@mcfr.ru Ш.О. Гафурова, бренд-менеджер Тел.: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-76 sgafyrova@mcfr.ru Размещение рекламы М.Э. Захарова, руководитель Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-02 mzaharova@mcfr.ru О.Н. Оводова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-16 ovodova@mcfr.ru Н.В. Микиртумова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 22-63 nmikirtumova@mcfr.ru Е.А. Журавлева, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-14 ezhuravleva@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82 (многоканальный), 933-63-17. Факс: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-52076 от 07.12.2012. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 16.05.2014 Формат 60 Ч 90 / 8. Тираж 10 000 экз. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 10,0 + вкл. 1,25. Изд. № 6036. Заказ № 365-ОП. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20. Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1». 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 15. Тел.: +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87. www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 9 771727 669146
Стр.4
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Новое законодательство о многоквартирных домах: как обеспечить его социальную эффективность? Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в т. ч. ограждающих, несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). А.Б. Рыжов, руководитель регионального центра общественного контроля в ЖКХ Нижегородской области Длительное время вопросам сохранения и реконструкции жилищного фонда не уделялось должного внимания, вероятно, в надежде, что запущенные новым жилищным законодательством рыночные процессы урегулируют все проблемы автоматически. Внесенные в 2011–2013 гг. в Жилищный кодекс РФ изменения обеспечили модернизацию комплекса правовых предписаний, регулирующих общественные отношения на всех этапах жизненного цикла многоквартирного дома (рисунок). С точки зрения управления жизненным циклом многоквартирного дома наиболее существенным изменением в законодательстве стало выделение отношений по капитальному ремонту из сравнительно краткосрочных (1–5 лет) договорных отношений по управлению многоквартирным домом. Одновременно правовое регулирование процессов управления многоквартирным домом, содержания общего имущества, предоставления коммунальных услуг, осуществляемых на этапе эксплуатации многоквартирного дома, подверглось также значительным усовершенствованиям. Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ в Жилищный кодекс РФ внесены изменения, согласно которым Правительство РФ устанавливает: • стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами; • состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения; • правила содержания общего имущества в многоквартирном доме; 3 № 5 • 2014 • Часть I
Стр.5
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Ввод МКД в эксплуатацию. Регистрация права собственности на помещения в МКД Вывод МКД из эксплуатации (ЖК РФ с изм., внесенными Федеральным законом № 417-ФЗ) Организация управления вновь построенным МКД (ч. 13–14 ст. 161, ч. 1.1 ст. 162 ЖК РФ с изм., внесенными Федеральными законами № 123-ФЗ и 38-ФЗ) Управление МКД, содержание общего Капитальный ремонт общего имущества МКД (ЖК РФ с изм., внесенными Федеральными законами № 271-ФЗ и 417-ФЗ) имущества, предоставление коммунальных услуг осуществляются по правилам, установленным Правительством РФ (ст. 161 ЖК РФ с изм., внесенными Федеральными законами № 123-ФЗ и 38-ФЗ) Изменения в Жилищном кодексе РФ и жизненный цикл многоквартирного дома • правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; • стандарт раскрытия информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о тарифах на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Все указанные нормативные правовые акты утверждены. Их принятие создало предпосылки для разработки и рассмотрения в Государственной Думе проекта федерального закона № 448902-6 «О внесении изменений в Жи4 лищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами), согласно которому, в частности, предмето м проверок лицензиата органом государственного жилищного надзора являются: • соответствие лицензионным требованиям; • соблюдение требований: – стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами; – стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; – к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; – иных требований к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации; • принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований; • исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований. Под деятельностью по управлению многоквартирными домами законопроект подразумевает: 1) выполнение работ и оказание услуг на основании договора управления многоквартирным домом; 2) выполнение работ и оказание услуг на основании договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключаемого с управляющей организацией при непосредственной форме управления многоквартирным домом; 3) осуществление управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, а также жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом. Законопроект создает предпосылки четкого разделения ответственности за управление многоквартирным домом и за свое
Стр.6
www.gkh.ru временное проведение капитального ремонта многоквартирного дома. При его доработке важно уточнить содержание «требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» исходя из договорного характера правоотношений и их экономического содержания. Эту проблему необходимо решить. Неправильность привлечения к ответственности управляющей организации за любое несоответствие состояния общего имущества, например, требованиям постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» стала очевидной после принятия положений о создании региональных систем капитального ремонта. Ответственность управляющей организации трактуется шире, чем обозначены пределы ее полномочий (таблица). Есть несколько видов стандартизации: стандартизация процессов, стандартизация результата, стандартизация квалификации. Система управления не будет работать, если установить требования к деятельности, а ответственность устанавливать за нарушение требований к результату. Никто не наказывает поликлинику за то, что кто-то из нас заболел. Практика привлечения управляющей организации к ответственности за любое несоответствие общего имущества нормаРегулирование тивным требованиям (логичная в отношении жилищных организаций эпохи Жилищного кодекса РСФСР и ДЕЗов времен Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики») в значительной мере и породила пресловутое отсутствие интереса значительной части собственников помещений в многоквартирных домах к содержанию договоров управления многоквартирным домом, к отчетам о выполнении таких договоров. Эта практика стала также причиной перегруженности системы государственного жилищного надзора рассмотрением многочисленных обращений потребителей. Данное противоречие находит выражение, в частности, в формулировке Жилищного кодекса РФ, согласно которой по договору управления исполнитель обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию (что по умолчанию истолковывается как «надлежащему состоянию»!) и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Аналогичная по смыслу формулировка содержится в ст. 7.22 КоАП РФ «Нарушение лицами, ответственными за содержание Сравнение границ ответственности компаний в различных сферах экономики Организация Ответственность Поликлиника Стандарт оказания медицинской услуги Стандарт качества изделий Молокозавод Стандарт организации производства Управляющая организация Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416. Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. Договор управления МКД Ответственность за оказание медицинской услуги ненадлежащего качества Ответственность за ненадлежащее качество изделий Ответственность за нарушения в организации производства Ответственность за надлежащее состояние общего имущества дома Соответствие Соответствие требований и ответственности Соответствие требований и ответственности Соответствие требований и ответственности Несоответствие требований и ответственности 5 № 5 • 2014 • Часть I
Стр.7
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ >> Правильное определение пределов ответственности организации, управляющей многоквартирным домом, позволит создавать условия для конкуренции. жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений». Исходя из значимости факта привлечения к административной ответственности в предлагаемой системе лицензирования ст. 7.22 КоАП РФ должна быть переработана с учетом современных реалий: наказываться должно несоблюдение положений постановлений Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управ лению многоквартирными домами» и от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Если бы мы приобретали «под ключ» работы по обеспечению нормативного содержания общего имущества в многоквартирном доме, стоимость такой услуги должна была бы оценочно составлять амортизацию имущества плюс некую премию (норму прибыли). Отвлекаясь от невозможности оказания таких услуг вследствие естественного старения конструкций, не допускающего бесконечное продление жизненного цикла здания (т. е. «вечную жизнь» многоквартирного дома), при ежегодной амортизации 2% плата за содержание и ремонт общего имущества должна быть выше 33 руб./кв. м в месяц, что, впрочем, вполне сопоставимо с суммой стоимости работ по содержанию и текущему ремонту жилья и минимального размера взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома. Интересная тема контракта жизненного цикла многоквартирного дома вполне может обсуждаться в перспективе как еще один способ управления многоквартирным домом. Согласно Жилищному кодексу РФ к существенным условиям договора управления относятся: состав общего имущества; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые 6 предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок контроля за исполнением обязательств. Таким образом, гражданско-правовые отношения в сфере управления многоквартирным домом характеризуются покупкой услуг и соответственно определением требований к ним, а ожидания потребителей и административная практика основываются на том, что управление домом должно обеспечивать надлежащее состояние общего имущества. Разумеется, такая ситуация не позволяет ни обеспечить удовлетворенность потребителей, ни стимулировать развитие конкуренции в сфере управления многоквартирными домами. Правильное определение пределов ответственности организации, управляющей многоквартирным домом, позволит создавать условия для конкуренции. Своевременное проведение работ по капитальному, текущему ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме на основе доступных технологий, его обоснованная реконструкция позволяют продлевать срок эксплуатации многоквартирного дома, сохранять и даже улучшать его потребительские характеристики. Для решения проблемы нужно сначала честно признаться самим себе, что ни управляющие организации, ни органы власти, ни вообще кто-либо не могут и не должны быть настолько всемогущими, чтобы бесконечно продлевать этап эксплуатации многоквартирного дома. После внесения в Жилищный кодекс РФ изменений, обеспечивших фактическое выведение капитального ремонта многоквартирных домов из сферы ответственности управляющей организации, можно сделать вывод, что эта организация уже не должна отвечать за ранее накопленный в доме недоремонт. Сферой ответственности управляющей организации становится только та совокуп
Стр.8
www.gkh.ru ность работ и услуг, качество которых она действительно может обеспечивать на протяжении 1–5 лет, составляющих срок действия договора управления. В этой связи предложение о введении лицензирования деятельности в сфере управления многоквартирными домами, отраженное в проекте федерального закона № 448902-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами), логичное и своевременное. Концепция данного законопроекта была, в частности, всесторонне обсуждена на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству на тему «О лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами» 3 марта 2014 г. В ходе слушаний было высказано много предложений по совершенствованию законопроекта. Общественные организации – партнеры регионального центра общественного контроля в ЖКХ Нижегородской области поддерживают идею лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Вместе с тем организациями, осуществляющими общественный контроль в ЖКХ Нижегородской области, неоднократно выражались опасения, как бы многоквартирному дому не остаться вообще без управляющей организации вследствие отзыва у нее лицензии. Это опасение в условиях дефицита квалифицированных услуг в сфере управления многоквартирными домами абсолютно обоснованное. В этой связи нами разработано предложение о том, чтобы при рассмотрении заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии суд учитывал утвержденные общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ходатайства о сохранении лицензии у управляющей организации, а при отсутствии таких ходатайств – рассматривал соответствующее ходатайство совета многоквартирного дома. Лицензирование по своей природе призвано сокращать объем предложения на рынке, в идеале – за счет исключения неквалифицированных услуг. Чтобы идея лицензирования не зашла в тупик из-за >> Крайне важно, чтобы лицензионные действия осуществлялись вне зависимости от политической влиятельности управляющих организаций. появления дефицита услуг, внедрение лицензирования должно сопровождаться появлением на рынке достаточного предложения. Для этого лицензирование управляющих организаций и вся политика органов власти должны открывать дорогу на рынок новым, готовым к профессиональной работе предпринимателям. Резерв таких предпринимателей есть – это подрядчики управляющих организаций; лица, выполняющие работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме; способные расширить свой бизнес небольшие управляющие организации; опытные председатели ТСЖ, которые в силах стать управляющими для еще нескольких домов; управляющие нежилой недвижимостью организации. Крайне важно, чтобы выдача лицензий и лишение лицензий были беспристрастными, объективными, чтобы лицензионные действия осуществлялись вне зависимости от политической влиятельности управляющих организаций. В этой связи общественные организации предлагают осуществлять лицензирование в рамках специальных комиссий, с включением в такие комиссии представителей региональных центров общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, организаций по защите прав потребителей, ассоциаций советов многоквартирных домов. Проектируемая ст. 198 ЖК РФ предусматривает, что лицензия управляющей организации может быть аннулирована по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Орган государственного жилищного надзора обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятель7 № 5 • 2014 • Часть I
Стр.9
ЖКХ_журнал_руководителя_и_главного_бухгалтера_№5_2014_(1).pdf
№ 5 май 2014 ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Основан в 1998 г. C 2002 г. выходит в 2 частях Учредитель Международный центр финансовоэкономического развития Редакционный совет Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Н.Б. Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» В.В. Михайлов, председатель СРО «Российская ассоциация “Коммунальная энергетика”» С.В. Разворотнева, председатель Комиссии по местному самоуправлению и жилищнокоммунальной политике Общественной палаты РФ Л.Ю. Рокецкий, президент Национального союза энергосбережения Г.П. Хованская, председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Л.Н. Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» А.В. Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Издатель: ЗАО «МЦФЭР» М.А. Межанский, генеральный директор Издательский дом МЦФЭР В.П. Гирихиди, директор Е.В. Богданова, главный редактор МЦФЭР Городское хозяйство и ЖКХ Л.А. Потапова, руководитель sk@mcfr.ru М.Д. Анестратенко, главный редактор manestratenko@mcfr.ru Редакция Е.А. Ведищева, ответственный редактор evedischeva@mcfr.ru В.В. Артемова, выпускающий редактор О.А. Сутемьева, дизайн-концепция С.Ю. Титова, верстка Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) www.gkh.ru, www.proflit.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. gkh@mcfr.ru ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА 31 О внесении изменений в Закон о теплоснабжении КОММЕНТАРИЙ К ДОКУМЕНТУ 28 Коротко о важном 3 О реализации комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда 9 Об эффективности расходования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (окончание) 19 О раскрытии информации по капитальному ремонту 20 Применение норм КоАП РФ при привлечении лиц к административной ответственности за нарушения, допущенные при размещении заказов Часть II
Стр.3
№ 5 май 2014 ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 35 <О неправомерном бездействии органа государственной власти при утверждении норматива теплоснабжения> (извлечения из постановления ФАС ВолгоВятского округа от 13.12.2013 по делу № А31-13420/2012) 40 <Изменения в законе влекут изменения договорных отношений> (извлечения из постановления ФАС ВолгоВятского округа от 25.12.2013 по делу № А29-1777/2013) 43 <Теплоснабжение без соответствующей лицензии, осуществляемое в крайней необходимости, не влечет административного наказания> (извлечения из постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу № А81-1834/2013) НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ 51 Методика проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (утверждена приказом Минрегиона России от 30.08.2013 № 365) 55 О нормировании абонентов (письмо Росприроднадзора от 04.02.2014 № ВК-08-02-36/1497) 57 Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади (письмо Росприроднадзора от 20.02.2014 № СН-08-02-31/2469) 59 Методические рекомендации по установлению субъектом РФ минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (утверждены приказом Минстроя России от 07.02.2014 № 41/пр) Часть II Подписные индексы «Роспечать» – 48887, 79530 «Почта России» – 99740, 16685 «Пресса России» – 84971, 84992 Отдел продвижения Н.В. Кащеева, руководитель Тел.: 8 (495) 937-90-83, доб. 57-80 nk.com@mcfr.ru Ш.О. Гафурова, бренд-менеджер Тел.: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-76 sgafyrova@mcfr.ru Размещение рекламы М.Э. Захарова, руководитель Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-02 mzaharova@mcfr.ru О.Н. Оводова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-16 ovodova@mcfr.ru Н.В. Микиртумова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 22-63 nmikirtumova@mcfr.ru Е.А. Журавлева, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-14 ezhuravleva@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82 (многоканальный), 933-63-17. Факс: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-52076 от 07.12.2012. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 16.04.2014 Формат 60 Ч 90 / 8. Тираж 10 000 экз. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,0. Изд. № 6037. Заказ № 366-ОП. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20. Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1». 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 15. Тел.: +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87. www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 1727-6691 05 www.gkh.ru – Знак-указатель на документы, полный текст которых приводится на портале www.gkh.ru 9 771727 669146
Стр.4
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев провел 14 марта 2014 г. заседание Правительства РФ. Вниманию читателей предлагаются информация, представленная к заседанию, и извлечения из выступлений на этом мероприятии. О реализации комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительством РФ утвержден Комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда. Согласно ранее представленным субъектами РФ сведениям по состоянию на 1 января 2013 г. общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, составляла 13,14 млн кв. м, из которых: • 1,01 млн кв. м – общая площадь жилых помещений, расселяемых по программам, профинансированным с участием государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2011–2012 гг.; • 0,54 млн кв. м – общая площадь жилых помещений, расселяемых по программам, финансируемым без участия средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в рамках иных региональных и муниципальных программ, проектов государственно-частного партнерства; • 0,82 млн кв. м – общая площадь пустующих аварийных жилых помещений, не требующих расселения; • 10,77 млн кв. м – общая площадь жилых помещений, переселение граждан из которых планируется в рамках региональных программ, финансируемых с использованием средств Фонда в 2013–2017 гг. О предстоящей работе Д.А. Медвед ев, Председатель Правительства РФ Среди рассматриваемых сегодня вопросов есть один важный – меры, касающиеся ликвидации аварийного жилья, которое признано таковым по состоянию на 1 января 2012 г. Задача очень большая, масштабная. Жилья, которое необходимо сносить, у нас много. В течение трех лет – с 2014 по 2017 г. – предстоит расселить более 11 млн кв. м пришедшего в полную негодность жилищного фонда, и это не абстрактные цифры, это улучшение жизни почти для 800 тыс. наших людей. Это большая работа. Основная финансовая нагрузка ложится на Фонд содействия реформированию ЖКХ. По программам с его участием будет переселено почти 700 тыс. человек на соответствующие площади с 10 млн кв. м такого жилья. Сейчас в регионах, которые подали соответствующие заявки в 2013 г., заключены контракты для приобретения или строитель3 № 5 • 2014 • Часть II
Стр.5
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ства жилья общей площадью 2 млн кв. м на сумму практически 68 млрд руб. Хотел бы специально подчеркнуть, что работа эта сложная, масштабная, и за каждым аварийным метром стоят живые люди, которые порой вынуждены существовать чуть ли не в первобытных условиях. Поэтому необходимо стимулировать местные власти к досрочному выполнению программ. Кстати, те регионы, которые завершат свои программы переселения до 1 января 2016 г., смогут сохранить право на досрочное получение финансовой поддержки и на 2016-й, и на 2017 г. – это такая мера стимулирования. Также им можно выделить дополнительные деньги за счет остатков средств, которые не востребованы другими субъектами Федерации (если, конечно, таковые будут) на реализацию программ переселения, ну и, конечно, доходов от инвестирования временно свободных средств Фонда ЖКХ. О реализации п рограмм ликвидации аварийного жилищного фонда М.А. Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ Президентом страны перед Правительством РФ и региональными властями поставлена задача ликвидации до сентября 2017 г. аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2012 г. На сегодняшний день нам необходимо расселить 11 370 тыс. кв. м аварийного жилья, 10 260 тыс. кв. м из которых будет расселено с использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, оставшиеся 1110 тыс. кв. м – за счет региональных источников, включая средства инвесторов. И в результате новое жилье получат порядка 780 тыс. человек. Необходимо отметить, что за пять прошедших лет были переселены 336 тыс. человек из почти 5 млн кв. м домов, т. е. в два раза меньше того, что нам предстоит расселить за оставшиеся три с половиной года, 4 а с учетом финансовых ограничений реализация этой задачи требует кратного повышения эффективности работы как федерального центра, так и региональных властей. Проанализировав текущее выполнение поставленной задачи, мы видим значительное расхождение в достигнутых регионами результатах. Пример Практически полностью завершена реализация программ 2011–2012 гг., расселено 700 тыс. кв. м аварийного жилья, и новые квартиры получили 47 290 человек. Однако здесь наблюдаются проблемы у девяти регионов: Республики Бурятия, Республики Дагестан, Пермского края, Хабаровского края, Мурманской, Новгородской, Свердловской, Челябинской, Ульяновской областей, – из-за которых оставшиеся почти 70 тыс. кв. м жилья будут расселены только в текущем году. Также выявлены неудовлетворительные темпы реализации планов 2013 г. Пример В декабре, спустя месяц после создания министерства, выяснилось, что исполнение планов составило всего лишь 4%, а на аварийное жилье, расселение которого не софинансируется из Фонда ЖКХ, вообще никто не обращал особого внимания. Взяв этот вопрос под жесткий контроль, мы проводим раз в неделю в различных форматах совещания с регионами. Уже к февралю нам удалось довести реализацию плана 2013 г. до 51,4% по выполнению. По данным Фонда ЖКХ, в текущем году будет завершено расселение 2,87 млн кв. м аварийного жилья, в т. ч., как уже упоминалось, 70 тыс. кв. м – это программа 2011– 2012 гг., 2350 тыс. – по программам 2013– 2014 гг., 450 тыс. кв. м – по программам, реализуемым без привлечения Фонда содействия реформированию ЖКХ. Основными причинами проседания регионов, помимо слабого контроля, стали в т. ч. и новые условия софинансирования, а так
Стр.6
Млн кв. м 3400 3345* 3300 3231 3200 3116 3100 3000 3003 2006 3060 Годы 2007 2008 Весь жилищный фонд * Расчетные данные Состояние жилищного фонда Российской Федерации же приостановка финансирования в отношении 37 регионов в связи с нарушением ими порядка и сроков реализации программ 2011 г. Необходимо отметить, что некоторые регионы испытывают трудности с финансовым обеспечением выполнения софинансирования поставленных задач. Пример По данным Минстроя России, в 32 субъектах недостаточно средств. Общий дефицит на 2014 г. составляет 11,43 млрд руб. Три субъекта РФ – Республика Карелия, Республика Хакасия и Вологодская область – не в состоянии сами справиться с этой проблемой. Для них, безусловно, требуются отдельные решения в виде дополнительных дотаций либо бюджетного кредита. Соответствующие документы в Минфин России представлены, ведется их проработка. Нельзя не отметить Архангельскую обФонд ЖКХ в опережающем порядке перечислил регионам 50,5 млрд руб. на программы 2013–2014 гг. ласть, которая нашла дополнительные источники за счет реализации программы приватизации государственного имущества. Остальные регионы, на наш взгляд, должны определить расселение аварийного жилья в качестве одного из приоритетов и обеспечить необходимый объем софинансирования мероприятий, в т. ч. за счет частных инвестиций. Земельные участки под расселенными домами часто обладают достаточной ликвидностью, и средства от их продажи должны поступать на финансирование соответствующих программ расселения. Также необходимо активнее использовать механизмы развития застроенных территорий, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, как это делается, например, в Белгородской области. Важно, что даже с учетом сложившейся непростой ситуации в запланированных и реализованных программах расселения серьезное внимание уделяется повышению энергоэффективности. Пример По программам Фонда ЖКХ уже построено 63 энергоэффективных дома, на этапе строительства еще 19 домов. В разных округах страны такие дома существуют. В среднем это позволяет экономить платежи до 30%. Именно эти дома теперь являются реальными примерами применения самых современных технологий в России. В настоящее время Минстрой России совместно с Фондом ЖКХ прорабатывает возможные механизмы стимулирования строительства таких домов. 5 № 5 • 2014 • Часть II 2009 2010 2011 2012 3177 3288 Млн кв. м 100 80 60 40 20 0 95,9 99,1 99,7 99,5 99,4 98,9 100,1 12,7 83,2 15,1 84,0 16,5 83,2 19,4 80,1 20,5 78,9 20,5 78,4 22,4 77,7 2006 2007 2008 2009 2010 Ветхий жилищный фонд Аварийный жилищный фонд Источник: Росстат 2011 2012 Годы
Стр.7
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ По результатам проведенного анализа хода реализации программ расселения Минстроем России организован жесткий контроль процесса расселения всего аварийного жилья, не только того расселения, которое софинансируется Фондом. Фонд ЖКХ в опережающем порядке перечислил регионам 50,5 млрд руб. на программы 2013–2014 гг. С учетом этих средств в субъектах уже заключены контракты на строительство и закупку жилья для переселения в 2014 г. более чем 2 млн кв. м., т. е. необходимый задел на 2014 г. сегодня создан. Утверждены и доведены до регионов лимиты финансирования Фондом ЖКХ программ до конца 2017 г. Для дальнейшего повышения эффективности работы считаем необходимым внедрение системы поощрения для тех регионов, которые взяли на себя обязательства расселить до конца 2015 г. аварийный жилищный фонд, признанный таковым на 1 января 2012 г., оставив за ними при этом лимиты федеральных средств, предусмотренные на 2016–2017 гг., а также дополнительную премию за счет неиспользованных остатков и доходов от временно свободных средств Фонда ЖКХ. Соответствующий законопроект уже подготовлен министерством. Также предлагается изменение процедуры предоставления регионам средств Фонда ЖКХ. На наш взгляд, необходимо перечислять средства не при предоставлении выписки из регионального бюджета о наличии средств, а опережающими темпами, при этом жестче контролируя объем расселенного жилья по году, и в случае нарушения взятых обязательств запускать процедуру возврата выделенных средств. Это позволит увеличить темпы реализации региональных программ. С 2015 г. – перейти на активное использование жилья некоммерческого и социального найма для переселения, используя для его строительства финансовые ресурсы, уже запланированные в рамках имеющихся программ переселения из аварийного жилья. 6 Мы считаем, что реализация данных мер позволит решить в 2017 г. проблемы тех людей, кто живет в домах, признанных аварийными до 2012 г. Но вместе с тем мы понимаем, что объем аварийного фонда с учетом старения домов массовой застройки 1960–1970-х гг. будет увеличиваться. И нашей главной задачей на сегодняшний день является проработка и запуск механизма реновации жилищного фонда, который будет работать постоянно, и, с одной стороны, поможет собственникам обновить свое жилье, а с другой – сделать новый облик российских городов за счет новых, современных микрорайонов. Подход к решению проблемы авар ийного жилья в Томской области С.А. Жвачкин, губернатор Томской области Я хотел бы через призму регионов заострить наиболее важные вопросы. В Томской области мы достаточно много делаем: за пять лет мы расселили более 50 тыс. кв. м аварийного жилья. Сегодня совместно с Фондом развития ЖКХ мы работаем над пятилетней программой до 2017 г. – еще 72 тыс. Чтобы было понятно: объем средств в 2013 г. – 600 млн руб., это сопоставимо с теми средствами, которые были направлены за последние пять лет. Хочу еще особо подчеркнуть, что в нашем областном городе Томске мы уже в нынешнем году полностью ликвидируем жилье, которое было признано аварийным до 2012 г. Продолжаем форсировать вопрос, набрали темпы, но вспомнили, что новое – это хорошо забытое старое, и поставили перед собой такую задачу: пятилетку за три года. То есть до конца 2015 г. мы реально по нашей программе собираемся ликвидировать жилье, которое было признано аварийным до 2012 г. Но в связи с этим предлагаем для регионов, в которых вопрос расселения решается быстрее, чем в других
Стр.8
К СВЕДЕНИЮ По результатам заседания 14 марта 2014 г. по вопросу о реализации комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда Правительством РФ приняты следующие решения: – Минстрою России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями подготовить и до 14 апреля 2014 г. внести в установленном порядке в Правительство РФ проект комплексного плана мероприятий по реализации программы переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным по состоянию на 1 января 2012 г., включающий в т. ч. целевые показатели указанной программы в разрезе субъектов РФ; – Минстрою России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти подготовить и до 13 мая 2014 г. внести в установленном порядке в Правительство РФ предложения по совершенствованию механизмов обеспечения жилищных прав граждан при переселении из жилищного фонда, признанного аварийным, в зависимости от их имущественного положения или от обеспеченности другими пригодными для проживания жилыми помещениями, в т. ч. путем предоставления им жилых помещений на условиях некоммерческого найма. Это способствовало бы совершенствованию системы развития застроенных территорий. Вот мы все ездим по России, видим такую известную картину: стоят трущобы, скажем прямо, стоят разваленные дома и посередине – блистательные девятиэтажки, пятиэтажки. Почему так происходит? Потому что мы законодательно не можем сегодня решить вопросы прежде всего по инженерным коммуникациям. Заказчик тоже не может на себя взять весь микрорайон. Эта тема уже не раз поднималась, но, мне кажется, если мы хотим привлекать внебюджетные средства, проблему все-таки необходимо в ближайшее время решать. регионах, разрешить использовать в 2015 г. средства, которые уже запланированы Правительством РФ на 2016–2017 гг. Мы готовы в 2015 г. их освоить. Конечно, для тех регионов, которые работают по этой программе, нужен какой-то «пряник», какой-то бонус, который мы обязуемся вложить в расселение того жилья, которое признано аварийным уже после 2012 г. Но хочу сказать, что даже при наших темпах нам, конечно, в ближайшее время и даже за эту пятилетку не удастся избавиться от всего аварийного жилья: у нас еще 200 тыс. кв. м впереди. И, не скрою, мы, конечно, рассчитываем на дальнейшую поддержку Фонда содействия развитию ЖКХ. И в этом ключе мы предлагаем несколько расширить новыми механизмами сложившуюся систему работы. Во-первых, на ликвидацию аварийного жилья требуется больше именно внебюджетных средств – надо понимать, что госсредствами мы это просто не решим. А вот вопрос (который уже неоднократно поднимается) о законодательном развитии механизма поддержки застройщиков пока до конца не решен. Во-вторых. Мы предлагаем увязать вопрос о ликвидации аварийного жилья со строительством арендных домов. Об этом тоже уже не раз говорилось. Во всем мире данная проблема была решена именно через арендное жилье. На примере Томской области: у нас стоимость жилья, утвержденная министерством, 35 тыс. руб. за кв. м. В ближайшее время мы 10 тыс. кв. м вводим, т. е. 350 млн мы с вами потратили на это жилье. В то же время 55% в общем объеме аварийного жилья – это наше бюджетное жилье. То есть мы можем вместо 350 млн руб. заплатить всего 35 млн (в 10 раз меньше) и решить те же задачи. Одновременно мы улучшаем людям условия проживания, экономим государственные деньги и, самое главное, развиваем арендное жилье. На наш взгляд, этот вопрос поможет – и мы убеждены в этом – ускорить процесс ликвидации аварийного жилья. Рассчитываю на поддержку наших предложений. О позиции Минфина России А.Г. Силуанов, Министр финансов РФ Ликвидация аварийного жилищного фонда – это действительно наш приоритет, определенный Президентом в указах, поэтому, на 7 № 5 • 2014 • Часть II
Стр.9