Что бесспорно, последние десятилетия существенно изменилась эстетика классического танца: он стал графичнее, изощрённо техничнее, в чем-то даже грациознее, но… И это но означает бессмысленным. <...> Для некоторых это и есть собственно танец, ценители же балета, сформированные на русской школе классического танца, скучают по содержательным, наполненным смыслом движениям, входящим в понимание эстетики классического танца, как главного (но не единственного) средства выразительности балетного театра. <...> Каждое движение, включая выразительные паузы в этой сценической системе, отличалось осмысленностью. <...> Потому и спектакли, рассказывающие этим языком, волновали, будоражили мысль, затрагивали струны сердца. <...> Сегодня будь это спектакль классического наследия (в любых его версиях), или балеты так называемой хореодрамы, или эпохи Григоровича, или открытий Баланчина, равно формализованные, внутренне индеферентны – потому воспринимаются с холодноватой рассудочностью и скорее созерцательно, чем эмоционально. <...> Восторженный, иногда даже ажиотированный приём публики, стал сродни реакции на футбол или хоккей. <...> А гол – удачно исполненный трюк (туры, пируэты, фуэте или усложнённые каскады прыжков). <...> И конкурсы при всех их достоинствах тому во многом виной. <...> Они начинаются задолго до конкурса в пути самого процесса подготовки: индивидуальная работа с педагогом, освоение репертуара с его техническими и стилистическими задачами, осознание своих возможностей и в профессии, и во внутреннем мире. <...> Второе – сам конкурс: соревнование среди своего поколения – осознание сравнений и возможностей, преодоление стрессовых ситуаций – воспитание воли к конкурентной победе. <...> Очень сильным достоинством конкурсов является фактор общения поколений (жюри, педагоги, участники – коллеги старших и младших групп). <...> Ну а недостаток кроется, как обычно, в обратной стороне достоинств. <...> Отсюда «жим» и уход от тонкой эстетики выражения чувств <...>