Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Балет  / №3 2010

Как родился замысел балета "Жар-птица"? (40,00 руб.)

0   0
Первый авторКошелева
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц3
ID311881
АннотацияИстория создания художницей Еленой Дмитриевной Поленовой сказочного образа Жар-птицы, вдохновившего группу художников, композиторов и хореографов на написание музыки и либретто к балету-сказке "Жар-птица", сложности постановки первого спектакля.
УДК792.8
Кошелева, В. Как родился замысел балета "Жар-птица"? / В. Кошелева // Балет .— 2010 .— №3 .— С. 38-40 .— URL: https://rucont.ru/efd/311881 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Елена Дмитриевна Поленова (фото, 1880-е годы) Сто лет назад, 25 июня 1910 года на сцене парижского театра «ГрандОпера» состоялась премьера русского балета-сказки «Жар-птица». <...> «Быстрая, златокрылая, чистая и огненная»1 прилетела «Жар-птица» в глубокую полночь западного балетного искусства и ярко осветила его, опровергнув выводы Всемирного конгресса хореографии 1908 года о гибели европейского балетного театра. <...> Русская хореографическая сказка «Жар-птица» облетела весь мир и повсюду имела сенсационный успех. <...> «В этой сказке действительно поймал светзолото-перо»2 не только молодой композитор И.Стравинский <...> , музыкально-балетный дебют которого принес ему всемирную славу, но и балетмейстер-новатор М.Фокин <...> Кто вспомнил любимый образ лубочных сказок и народных картинок начала XVIII столетия, которому суждено было стать символом русского балета в ХХ веке? <...> 5 Но она не дает ответа на вопрос, который справедливо задала в своих трудах известный знаток истории балетного театра В.М.Красовская: «Кому принадлежал замысел балета? <...> ».6 Кто вспомнил сказочный образ Жар-птицы, вокруг которого выстраивается вся фабула балета? <...> Может ли кто-нибудь из участников «сезонов» приписать единственно себе эту честь? <...> Бенуа определенно и четко называет создание сюжета балета и разработку фабулы «коллективной работой». <...> Бенуа называют разных его участников, которые занимались сочинением подходящей для сцены во всех частях хореографической сказки, соединяя мотивы разных русских народных сказок в одну. <...> Фокин рассказывает в книге «Против течения»: «Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжет… <...> Я взялся 38 соединить различные народные сказки в одну». <...> 7 У Бенуа более широк круг создателей сюжета балетной сказки. <...> В своих «Воспоминаниях о балете» он утверждает, что, помимо него самого, поисками, разработкой основных элементов сюжета занимались: литератор П.П.Потемкин, «великий знаток всего исконно-русского», писатель А.М.Ремизов <...>