Ballet_2-10v8part_II_1 11/3/10 1:44 Page 42 Балетные чтения: из новых диссертаций К проблеме художественного языка И МАТЕРИАЛА ТАНЦА Рассматривая систему танцевального языка, необходимо обратить внимание на возможности ее интерпретации с точки зрения театральной антропологии и социологии искусства. <...> В основе этих направлений современного искусствознания лежит принцип различения повседневных и экстраповседневных практик телесного выражения. <...> Он базируется на тезисе о том, что материальная структура тела, выступающая в качестве художественного материала, предполагает присутствие в ней сразу нескольких смысловых уровней. <...> Этот допустимый культурой уровень повседневной практики тела служит нижней границей художественного выражения. <...> На нем создается потенциальная форма художественного объекта, которая затем реализуется художественным языком. <...> Именно анализ характера взаимодействия между физическим и пластическим уровнями телесного выражения позволяет утверждать, что художественные приемы обработки материала в танце зависят от мышления культуры и от логики художественного процесса. <...> В подобном контексте большое значение приобретает предложенное в рамках культурной антропологии и феноменологии искусства понятие «телесный канон». <...> Оно описывает закрепленный культурой эталон внешней формы человеческого тела, на основе которого конструируется художественный объект. <...> Один из аспектов, связанных с изучением телесного канона, касается самой «щепетильной» для танцевального искусства темы – гендерных характеристик материала. <...> Причем, игнорировать этот фактор в структуре языка практически невозможно, поскольку художественный объект не существует сам по себе, он включен в сложную систему коммуникации. <...> Поэтому, когда в искусстве в качестве ма42 териала используется человеческое тело, в сознании зрителя неизбежно возникает значение, связанное с функциональной ролью объекта в повседневной практике <...>