Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Литература народов Поволжья и Приуралья (110,00 руб.)

0   0
АвторыГусаков Владимир Леонидович
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц26
ID310552
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре русской литературы XX и XXI веков, теории литературы филологического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 5-гокурса ОДО и 6-го курса ОВО филологического факультета. Специальность 031001 – Филология
Литература народов Поволжья и Приуралья / В.Л. Гусаков .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2014 .— 26 с. — 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/310552 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ Учебно-методическое пособие для вузов Составитель В.Л. <...> Современный татарский исследователь национальных литератур Р. З. Хайруллин указывает: «Русская литература – катализатор процессов художественного самовыражения в других литературах, хранительница духовных ценностей не только русского, но и других народов». <...> В Поволжье и Приуралье проживают тюркоязычные и финно-угорские народности. <...> Именно к ним уходят корни современных удмуртов, марийцев, чувашей. <...> Среди поэтов Волжской Булгарии особенно выделяется легендарный Кул Гали (1183-1236). <...> Современников и потомков в поэме Кул Гали привлекает острота любовных переживаний, эмоциональная напряженность, яркий психологизм в описании чувств. <...> Современные потомки волжских булгар – татары, башкиры, чуваши – считают Кул Гали древним классиком своих национальных литератур. <...> 6 Литература народов Поволжья и Приуралья Калмыцкая литература. <...> Самый яркий и неповторимый след в национальной литературе оставил Давид Никитич Кугультинов (1922-2006), чья судьба отчасти близка судьба Кайсына Кулиева: был арестован прямо на фронте и депортирован в ссылку в сначала в Алтайский край, а потом в холодный, далекий Норильск, хотя в это время он уже был членом Союза писателей СССР. <...> Народный поэт Калмыцкой АССР, Герой социалистического труда Д. Кугультинов <...> И, конечно же, самыми пронзительными для русского читателя будут строки, написанные кровью души, о русской старушке: Я помню прошлое. <...> Больше я не мог, И русская старушка, Помню, Мне хлеба сунула кусок. <...> Пережившей время своего создания, обнаружившей новые смыслы оказалась двухчастная поэма «Бунт разума» (1971). <...> Своим мужественным поведением человека герой поэмы Д. Кугультинова <...> Бунт разума врача и ученого <...>
Литература_народов_Поволжья_и_Приуралья_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ Учебно-методическое пособие для вузов Составитель В.Л. Гусаков Издательский дом ВГУ 2014 1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................................. 4 Литература народов Поволжья и Приуралья ..................................................... 7 Калмыцкая литература ......................................................................................... 7 Татарская литература ............................................................................................ 9 Башкирская литература ...................................................................................... 14 Удмуртская литература ...................................................................................... 16 Чувашская литература ........................................................................................ 19 Темы практических занятий .............................................................................. 22 Список научной литературы .............................................................................. 24 3
Стр.3
ется одним из шедевров так называемой эпохи «восточного Ренессанса» и может быть поставлено в один ряд с поэмой «Лейли и Меджнун» Низами Гянджеви и «Витязем в тигровой шкуре» Шота Руставели. По одной из исторических версий автор «Сказания о Юсуфе» погиб в 1236 году, сражаясь с монгольскими войсками. Современные потомки волжских булгар – татары, башкиры, чуваши – считают Кул Гали древним классиком своих национальных литератур. Памятники поэту находятся в Казани и Ульяновске. Литература: 1. Бороздина П. О чем идет спор? / П. Бороздина // Вопросы литературы. – 1977. – №10. – С. 126-131. 2. Бороздина П. А. Очерки истории литератур народов СССР. – / П. А. Бороздина – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. – 480с. 3. Итоги переписи населения 2010 года. - Электронный ресурс. – Режим доступа [http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/ Documents/Vol4/pub-04-01.pdf]. – (Дата обращения. 21.03.13). 4. Проблема гастарбайтерства в постсоветской России. – Электронный ресурс. – Режим доступа [http://www.memoid.ru/node/Problema_ gastarbajterstva_v_postsovetskoj_Rossii#cite_note-oz.nelegal-51] – (Дата обращения. 21.03.13). 5. Тюрюканова Е. Трудовые мигранты в Москве: «второе общество». / Е. Тюрюканова. – Электронный ресурс. – Режим доступа [Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.] – (Дата обращения. 21.03.13). 6. Ужкальнис П. Литературный атлас народов СССР. / П. Ужкальнис. – Вильнюс: Издательско-редакционный совет мин-ва высшего и среднего спец. образования Литовской ССР, 1979. – 106с. 7. Хайруллин Р. З. Литература народов России: Учеб. пос. для вузов. / Р. З. Хайруллин. – М.: Дрофа, 2009. – 299с. 6
Стр.6
Литература народов Поволжья и Приуралья Калмыцкая литература. Этнос калмыков (самоназвание – «хальмг») произошел от потомков племен ойратов, мигрировавших из Центральной Азии на территории Нижней Волги и Прикаспия. Основой возникновения литературы стал ойратский эпос «Джангар», созданный предположительно в XV веке. Этот эпос был известен и популярен и у соседних народов: казахов, киргизов и др. В 1930-е годы он был впервые напечатан на калмыцком языке. Уже в XVII веке у калмыков зарождается своя письменность, на которой стали появляться переводы с восточных языков (тибетских, индийских). В XIX веке было популярно творчество народных поэтов Ончхана Джиргала и Бадмы Боваева. Основателем новейшей калмыцкой литературы принято считать большевистского политкомиссара и пота-песенника Харти Канукова. Самый яркий и неповторимый след в национальной литературе оставил Давид Никитич Кугультинов (1922-2006), чья судьба отчасти близка судьба Кайсына Кулиева: был арестован прямо на фронте и депортирован в ссылку в сначала в Алтайский край, а потом в холодный, далекий Норильск, хотя в это время он уже был членом Союза писателей СССР. В дальнейшем, после снятия «вины» с калмыков, вернулся на свою родину и активно занимался литературной деятельностью не только в СССР, но и по всему миру. Народный поэт Калмыцкой АССР, Герой социалистического труда Д. Кугультинов, не скрывая свою горечь, с болью пережил утрату СССР и новые экономические реформы 1990-х годов. В то же время следует отметить, что в последние годы жизни отношение к слову поэта в родной Калмыкии было весьма уважаемым. Поэзия Д. Кугультинова – негромкая, философская лирика, требующая от читателя уединения. Она явно сторонится больших залов и высоких сцен. Человеку нужно остаться один на один с книгой, внимая неспешному слову. Сам поэт отмечает, что сдержанность – есть своеобразный знаменатель калмыцкой души, которая позволяет людям пережить практически любые вызовы судьбы и самой истории («Случалось мне старцев-калмыков…»). Неудивительно, что перед нами мастер степного пейзажа, особенно, весеннего, ибо, что может быть дороже для калмыка, чем степь («Полынь», цикл «Зов апреля»)? Он чуток в восприятии слова, как калмыцкого, так и русского, тем более, если слово это обращено к любимой («Чтобы лучшие слова найти для вас…»). В стихах написанных в советский период можно найти и следы буддийского мировосприятия («Размышления»). И, конечно же, самыми пронзительными для русского читателя будут строки, написанные кровью души, о русской старушке: Я помню прошлое. Я помню Свой голод. Больше я не мог, И русская старушка, Помню, Мне хлеба сунула кусок. 7
Стр.7
Затем тайком перекрестила В моем кармане свой ломоть. И быстро прочь засеменила, Шепнув: "Спаси тебя Господь!" Хотелось мне, ее не зная, Воскликнуть: "Бабушка родная!" Хотелось петь, кричать "ура!", Рукой в кармане ощущая Существование добра. Пережившей время своего создания, обнаружившей новые смыслы оказалась двухчастная поэма «Бунт разума» (1971). Написанная на волне очередного витка противостояния СССР и США, которое чуть было не кончилось ядерной катастрофой после Карибского кризиса 1962 года, поэма не только социальна по своей тематике, но и в глубине своей философична, предлагая читателю задуматься о глобальных проблемах ХХ века в свете мировой истории человечества (см. вставную легенду о Железной птице). Главный герой – Адам Крейзи – переживший нацистский концлагерь, предполагал, что все страшное в его жизни уже позади, но поездка в Японию в августе 1945 года коренным образом меняет его мировоззрение. Бессилие американских врачей и даже порой проявляющееся с их стороны равнодушие к больным лучевой болезнью, а также беседа с обреченной на медленную смерть девочкой Номико, у которой нет даже тени обиды и ненависти, заставляют Адама пересмотреть свои жизненные идеалы и цели. В сущности, с этого времени он становится на путь сохранения в себе человеческого достоинства, за которое он впоследствии заплатит высокую цену. Мир американской цивилизации живет по перевернутым законам. Здесь царствуют меркантильные интересы, тотальная лживость пропаганды и рекламы, лицемерие и эгоизм. Неподчинение этим законам приводит Адама к практически полной изоляции от общества. В том, что он безумен почти не сомневается даже любимая жена. Своим мужественным поведением человека герой поэмы Д. Кугультинова бросает дерзкий вызов миру, привыкшему к псевдочеловечности. Именно к концу поэмы читатель понимает: какой смысл вложил автор в имя персонажа, буквально назвав его «человеком безумным». Бунт разума врача и ученого происходит против этих смещенных, перевернутых представлений о добре и зле, против мира, где погибают его лучшие дети. После многих десятилетий угроза атомной войны если не окончательно ушла в прошлое, то отступила в тень мировой истории. Но по-прежнему существует возможность Третьей Мировой войны, продолжается противостояние цивилизаций. Ядерная трагедия может произойти и без военного 8
Стр.8