Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Современные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в системе " школа - колледж - вуз": сборник статей. Выпуск 4 (220,00 руб.)

0   0
АвторыИванова Любовь Александровна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц137
ID307049
Аннотация Перед Вами – четвертый выпуск сборника «Современные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в системе “Школа –колледж –вуз”». Концепция сборника предполагает обсуждение актуальных вопросов современной музыкальной педагогики в многообразном спектре проблем: от общеметодологических – до продуцирования новых научных смыслов, исследования новых научно-практических технологий, внедрения инновационных методик, связанных с «перезагрузкой» существующих программ. В сборнике читатель найдет материалы, касающиеся различных областей музыкальной педагогики. Надеемся, что он привлечет внимание широкого круга практиков – музыкантов, педагогов, а также студентов.
Современные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в системе " школа - колледж - вуз": сборник статей. Выпуск 4 / ред. Л.А. Иванова .— Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2015 .— 137 с. — URL: https://rucont.ru/efd/307049 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. <...> Редакционная коллегия: А.Д. Кривошей, заведующий кафедрой истории, теории музыки и композиции ЮУрГИИ им. <...> Яблонская, преподаватель кафедры истории, теории музыки и композиции ЮУрГИИ им. <...> П.И. Чайковского Научный редактор и составитель: Л.А. Иванова, преподаватель кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств им. <...> Известно, что не только ДМШ и ДШИ, но и средние, и высшие музыкальные учебные заведения в последние годы испытывают дефицит желающих обучаться музыке. <...> Вслед за специальностью терпят фиаско и такие дополняющие комплексное общее музыкальное образование предметы, как сольфеджио, музыкальная литература и другие. <...> На его страницах можно ознакомиться как с работами ученых, обладающих сформированной авторской позицией, выработавших индивидуальные подходы к явлениям музыкального искусства, так и с работами преподавателей, чей научнометодический путь еще только начинается. <...> Темы статей сосредоточены вокруг крупных проблем, таких как: певческого образования» – теория и история музыкального искусства; – обновление содержательного компонента обучения; – использование информационных технологий в учебном процессе; – эффективное применение современных образовательных технологий обучения. <...> Открывает сборник статья «Страницы истории древнерусского О.Е. Шелудяковой – искусствоведения, профессора Уральской государственной консерватории им. <...> Тем отраднее представить новую работу ученого, в которой на широком историческом фоне рассмотрены истоки становления и развития системы древнерусского певческого образования. <...> Статья кандидата искусствоведения Растворовой Н.В. посвящена обзору научных достижений молодых музыковедов – выпускников Уральской государственной консерватории им. <...> М.П. Мусоргского <...>
Современные_проблемы_преподавания_музыкально-теоретических_дисциплин_в_системе__школа_-_колледж_-__вуз_сборник_статей._Выпуск_4.pdf
От составителя В наше стремительное время невозможно не почувствовать ветра перемен. Мир идет семимильными шагами вперед, к новым открытиям и свершениям. Поток новейших технологий захлестнул человеческую жизнь, требуя духовного, мыслительного, креативносозидательного соответствия и дальнейшего продвижения. Не смогла остаться в стороне от этого процесса и современная педагогика. Началась эпоха культуры личности, которой мало энциклопедических знаний и вызубренных «назубок» урочных заданий. Она должна вырасти и жить в режиме развития и самоконструирования, исследования и работы на результат, декларируя неравнодушие к своей судьбе. До сих пор многие даже очень хорошие преподаватели не могут осознать, чем плоха была старая добрая советская школа, чем так она «провинилась» перед обществом, что теперь требуется кардинальная перемена методических подходов, свежее наполнение дидактического банка и разработка новых приемов проведения занятий и внеурочных мероприятий. Ответить на этот вопрос просто: всему свое время! Период очень хороших уроков-лекций, замечательного, но авторитарного преподавателя, заполняющего собой учебное пространство, времена воспроизведения слово в слово тем параграфа – закончились. Настала пора партнерских отношений, в которых один (более опытный) научит другого (менее опытного) глубоко исследовать научный вопрос, решить проблемную ситуацию, прийти к результату деятельности и тем самым научиться продуктивно жить дальше. (Впрочем, хорошую лекцию никто не отменял и она имеет право на существование. – Л.И.). Вот она – наша глобальная методическая цель. Разве можно ее сравнить с локальными целями и задачами каждого предмета, изучаемого в школе (колледже и вузе) в прошлом? Теперь наши главные задачи несут надпредметный характер – научить учащихся (студентов) деятельности. Иначе мы рискуем остаться без новейших открытий, интересных идей и технологий и, как следствие, – без какого-либо прогресса. Неужели это та судьба, которую каждый 3
Стр.4
представляет себе перспективой для наших воспитанников и государства? Конечно же, нет! В российской школе работает много специалистов разных научно-предметных направлений, способных поднять нелегкую, но архиважную задачу по образованию деятельной личности, обладающей рядом ключевых и специальных компетенций. А потому вопрос инновационности в образовании, в частности музыкальном, все более актуален. Учреждения дополнительного и профессионального музыкального образования также требуют новых идей и подходов, которые могли бы заинтересовать учащихся, сделать занятия по теоретическим дисциплинам желанными, интересными, перспективными. Известно, что не только ДМШ и ДШИ, но и средние, и высшие музыкальные учебные заведения в последние годы испытывают дефицит желающих обучаться музыке. Отчасти данная ситуация продиктована существующими учебными программами. Вслед за специальностью терпят фиаско и такие дополняющие комплексное общее музыкальное образование предметы, как сольфеджио, музыкальная литература и другие. При этом никто не отменяет сверхзадачу музыкального воспитания: вводить воспитанников в мир музыки, знакомить с музыкальной классикой, прививать учащимся умение слушать музыку и слышать ее. Внедрение инновационных методик и их новое наполнение смогут вернуть учебным заведениям полнокровную жизнедеятельность. Сами педагоги не только осознают необходимость модернизации музыкального воспитания, но и ведут активные поиски ее путей, ибо современная социокультурная ситуация требует от специалиста готовности к инновационной деятельности, к успешному освоению новых технологий, умению быстро адаптироваться в условиях постоянно изменяющегося и развивающегося мира, к оптимизации своей деятельности, максимальной реализации собственных творческих способностей. Для эффективной результативной деятельности личности необходима мобилизация ее внутренних ресурсов. 4
Стр.5
Перед Вами – четвертый выпуск сборника «Современные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в системе “Школа – колледж – вуз”». Первый вышел в 2004 году, и жизнь показала, что интерес к проблемам, обозначенным в его названии, возрос. В данном сборнике, содержащем 9 статей, сделана попытка обобщить опыт работы ведущих педагогов учреждений профессионального и дополнительного музыкального образования Уральского региона. На его страницах можно ознакомиться как с работами ученых, обладающих сформированной авторской позицией, выработавших индивидуальные подходы к явлениям музыкального искусства, так и с работами преподавателей, чей научнометодический путь еще только начинается. Концепция сборника предполагает обсуждение актуальных вопросов современной музыкальной педагогики в многообразном спектре проблем: от общеметодологических – до продуцирования новых научных смыслов, исследования новых научно-практических технологий, внедрения инновационных методик, связанных с «перезагрузкой» существующих программ. Статьи, казалось бы, не предполагающие внутренних связей, образовали в результате сквозную линию, объединенную рядом общих тематических параллелей. Содержание работ отражает многообразие интересов авторов. Темы статей сосредоточены вокруг крупных проблем, таких как: певческого образования» – теория и история музыкального искусства; – обновление содержательного компонента обучения; – использование информационных технологий в учебном процессе; – эффективное применение современных образовательных технологий обучения. Открывает сборник статья «Страницы истории древнерусского О.Е. Шелудяковой – искусствоведения, профессора Уральской государственной консерватории им. П.И. Мусоргского, авторитетнейшего специалиста в сфере русской духовной музыки; статья продолжает серию 5 доктора
Стр.6
исследований автора по древнерусской певческой культуре. Изучение и творческое освоение данного пласта искусства приобретает особую значимость в связи с тем, что в последние десятилетия возросла роль православия в современной общественной и культурной жизни страны. Учебные курсы, охватывающие проблемы православной духовной традиции, вводятся в педагогический процесс самых различных заведений, в числе которых музыкальные вузы, колледжи и школы искусств. Появление серьезных обобщающих научных трудов в данной области пока еще остается нечастым событием. Тем отраднее представить новую работу ученого, в которой на широком историческом фоне рассмотрены истоки становления и развития системы древнерусского певческого образования. Статья кандидата искусствоведения Растворовой Н.В. посвящена обзору научных достижений молодых музыковедов – выпускников Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, с которой Южно-Уральский государственный институт музыки им. П.И. Чайковского связывает многолетнее творческое сотрудничество. Один из путей совершенствования преподавания по музыкально-теоретическому циклу – разработка дифференцированной методики обучения общих теоретических курсов применительно к той или иной исполнительской специальности. Здесь важно найти эффективные средства, позволяющие целенаправленно использовать все компоненты курса для стимулирования профессиональной заинтересованности студентов и учащихся в предмете, для развития их творческой инициативы и активизации самостоятельной работы. Именно этой цели посвящена статья кандидата искусствоведения О.Ю. Ивановой «Об основных принципах изучения музыкально-теоретических и музыкальноисторических курсов в системе вузовского образования»: автор развивает мысль о том, что основополагающий историко-стилевой принцип преподавания музыкально-теоретических дисциплин в вузе, тесно связанный с диахроническим подходом, дает возможность 6
Стр.7
более глубокого проникновения в суть музыкально-исторических явлений. Работа Л.А. Ивановой «Творческий портрет Полины Сергиенко в контексте проблематики курса “Музыкальная культура Урала”» содержит характеристику творческой личности молодого челябинского композитора, о профессиональном статусе которого свидетельствуют широкая жанровая панорама созданных ею произведений, дипломы лауреата престижнейших международных и всероссийских конкурсов. Современное музыкальное искусство играет огромную роль в формировании культурных ценностей и художественно-эстетического сознания россиян в наше непростое время, когда духовные и нравственные акценты давно смещены, а истинные идеалы в искусстве мутировали и модифицировались в антиидеалы. Это, в частности, подчеркивается в статье И.В. Страховой «Духовная музыка в курсе музыкальной литературы как основной компонент духовно-нравственного воспитания», призывающей учащихся буквально с первых шагов обучения в ДШИ и ДМШ к искусству высоких идей. Автор предлагает углубить содержание отдельных тем курса, с целью пробудить у детей живое чувство сопереживания и осознания смыслов духовной культуры и религиозного искусства. Концепция статьи А.Е. Владимировой, С.И. Мукусий «О некоторых формах применения компьютерных технологий в курсе музыкально-теоретических дисциплин», в которой авторы делятся опытом работы по интеграции в учебный процесс электронных образовательных ресурсов, нацелена на эффективное использование информационных потоков преподавателями в ходе профессиональной деятельности. Работа Т.А. Дмитриевой знакомит с материалами авторского электронного учебного пособия по зарубежной музыкальной литературе XX века, предназначенного для учащихся исполнительских отделений. В статье Л.А. Ивановой, Н.А. Маловой «Деловая игра как 7 приобщать
Стр.8
активная форма занятий по “Музыкальной литературе” на исполнительских отделениях музыкального колледжа» представлены концептуальные основы моделирования деловых игр на уроках. И хотя последние в научно-методической литературе давно оценены положительно, тем не менее сам процесс их проведения в среднем звене музыкального образования еще недостаточно изучен. Однако, как отмечают авторы, практика показывает, что нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы, а именно деловые игры, востребованы в учебном процессе, так как стимулируют развитие мышления учащихся, способствуют усилению мотивации и их заинтересованности в ходе обучения, помогают формированию более тонкого и глубокого понимания предмета. Многие педагоги готовы строить музыкально-образовательную деятельность в логике компетентностной модели образования, более активно реализовать индивидуальные проекты, что в конечном итоге положительно сказывается на качестве образования, позиционировании повышения квалификации как стимула к изменению профессионального сознания. Воспитание творческих способностей учащихся – тенденция развития музыкального образования в современном мире. В этом плане велик потенциал предмета «Хоровая аранжировка». Статья Т.А. Мериновой «“Хоровая аранжировка” в системе профессиональной подготовки дирижеровхоровиков в музыкальном колледже» – мотивированная попытка обобщить опыт практической деятельности – свидетельствует о разработке нового подхода к совершенствованию воспитательного процесса с целью стимулирования профессиональной заинтересованности в предмете и развития творческих способностей учащихся. Таким образом, в сборнике читатель найдет материалы, касающиеся различных областей музыкальной педагогики. Надеемся, что он привлечет внимание широкого круга практиков – музыкантов, педагогов, а также студентов. Л.А. Иванова, преподаватель ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского 8
Стр.9
Содержание От редактора-составителя ……………………………………………… 3 Шелудякова О.Е. Страницы истории древнерусского певческого образования........…............................. 9 Растворова Н.В. Иванова О.Ю. Идеи уральских музыковедов в вузовской практике музыкально-теоретических дисциплин………………………………………. 22 Об основных принципах изучения музыкально-теоретических и музыкальноисторических курсов в системе вузовского образования…………………………..………… 30 Иванова Л.А. Страхова И.В. Творческий портрет Полины Сергиенко в контексте проблематики курса «Музыкальная культура Урала» …………… 37 Духовная музыка в курсе музыкальной литературы как основной компонент духовно-нравственного воспитания личности………………………………………... 53 Владимирова А.Е., Мукусий С.И. Дмитриева Т.А. Иванова Л.А., Малова Н.А. Меринова Т.А. О некоторых формах применения компьютерных технологий в курсе музыкально-теоретических дисциплин………… 80 Учебные пособия нового поколения в курсе зарубежной музыкальной литературы XX века………..………………………………… 85 Деловая игра как активная форма занятий по «Музыкальной литературе» на исполнительских отделениях музыкального колледжа……………………….. 89 «Хоровая аранжировка» в системе профессиональной подготовки дирижеровхоровиков в музыкальном колледже…... …… 113 134
Стр.135