Благой Д. Брюсов // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 1. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 593-606.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-5931.htm
БРЮСОВ Валерий Яковлевич [1873-1924] - один из крупнейших русских писателей первой
четверти XX в. Р. в Москве в зажиточной купеческой семье. Дед Б. по отцу - крепостной крестьянин,
откупившийся на волю, - открыл в Москве пробочную торговлю, разбогател. Патриархальный
купеческий быт, едва сложившись в семье Б., начал распадаться при отце поэта (также родился
крепостным). Отец Б. оказался неспособным продолжать торговое дело; в молодости он увлекся идеями
60-х гг., дружил с некоторыми представителями революционного народничества; позднее завел
скаковую конюшню, стал играть, пить, запутался в долгах. Б. рос в доме отца "в принципах
материализма и атеизма", "лет восьми прочел Добролюбова и Писарева". Вместе с тем на его воспитании
с самого начала сказался распад крепкого дедовского быта. Мальчик рос предоставленный самому себе,
читал не по возрасту, вслед за отцом увлекался скачками (первыми печатными строками Б. была статейка
в защиту тотализатора, в "Русском спорте" в 1889) и уже с 12 лет, по его собственному признанию,
научился срывать все городские "цветы зла": "узнал продажную любовь", "заглянул в область кафешантанов
и веселых домов". Учился Б. в частных гимназиях, затем на историко-филологическом
факультете Московского университета (окончил в 1899). Писать начал ребенком, сочиняя "печатными
буквами" "научные статьи", рассказы и стихи (первые стихотворные опыты относятся к 1881). Первым и
долгое время единственным поэтом, к-рого знал Б., был Некрасов. Позднее Б. "подпал под влияние
Надсона". К началу 90-х гг. познакомился с поэзией родоначальников французского символизма -
Бодлера, Верлена, Малларме и др. Знакомство с французской поэзией открыло Б. "новый мир". С целью
насадить символизм в России Б. издает в 1894-1895 три маленьких сборника "Русские символисты". В
1895 выпускает свои стихи отдельной книжкой под вызывающим названием "Chefs d"oeuvre". На Б. как
на "главном декаденте" сосредоточились нападки всей печати, остроумные статьи-пародии Влад.
Соловьева и др. Репутация смешного и дерзкого бунтаря против установленных литературных традиций
надолго закрыла перед Б. все издательства и журналы. Но она же сделала его центром собирания вокруг
лозунгов символизма литературной молодежи. С конца 90-х гг. Б. начал журнальную работу секретарем
"Русского архива", с 1903 - секретарем "Нового пути". С момента организации в 1899 издательства
"Скорпион", поставившего задачей пропаганду зап.-европейской и русской "новой поэзии", стал
принимать ближайшее участие в его работе. В "Скорпионе" вышла третья книга стихов Б. - "Tertia
Vigilia", встреченная полусочувственными отзывами критиков, в том числе Максима Горького, и
четвертая - "Urbi et Orbi", твердо упрочившая за Брюсовым репутацию главы школы русского
символизма. С 1904 до начала 1909 Б. редактирует издаваемый "Скорпионом" журнал "Весы" (см.). С
1907 перед Б. открываются страницы толстых журналов. С 1910 по 1912 он заведует литературнокритическим
отделом "Русской мысли". К этому времени он уже имеет длинный ряд книг - сборников
стихов, рассказов, романов, критических статей, переводов, исследований и т. п. (всего при жизни Б.
вышло более 80 его книг); в сборниках, журналах, газетах он печатает огромное количество статей,
заметок, рецензий; состоит членом большинства лит-ых обществ; путешествует по Европе. Сочинения Б.
переводятся на главные европейские, ряд славянских и некоторые восточные яз. В 1914 Б. едет военным
корреспондентом на фронт. Патриотические настроения первых месяцев скоро сменяются у Б.
разочарованием в "освободительных" целях войны. Б. печатается в "Летописи" и антимилитаристской
"Новой жизни" Горького. В июле 1917 обращается с сочувственными стихами к Горькому, к-рого в это
время травили в кругах, стоявших на платформе Временного правительства. С конца 1917 начинает
работать с советской властью. В 1919 вступает в РКП(б). Работает в ряде советских учреждений. Состоит
членом Моссовета; с 1921 - профессором I МГУ. В результате горячей проповеди о необходимости для
писателей специального художественного образования - основывает в 1921 Высший литературнохудожественный
институт (см.), в качестве ректора руководит всей его учебной работой. Одновременно
продолжается напряженная творческая работа Б.: за годы революции им выпущено семь сборников
стихов, напечатано большое количество переводов, критических и научных исследований, статей,
рецензий; начато редактирование нового полного собрания сочинений Пушкина. В 1923, в связи с
пятидесятилетием со дня рождения Б., Президиум ВЦИКа обратился к нему с грамотой, в к-рой
"отмечает перед всей страной его выдающиеся заслуги" и "выражает благодарность рабочекрестьянского
правительства". 9 октября 1924 Б. скончался от крупозного воспаления легких.
Лит-ая деятельность Б. исключительно разнообразна. Поэт, романист, драматург, переводчик
соединяются в нем с критиком, ученым исследователем стиха, историком и теоретиком лит-ры,
редактором-комментатором. Однако с наибольшей силой и завершенностью художественная
индивидуальность Б. и его социальная сущность выразились в его поэзии. Начальный период своего
поэтического творчества от "Русских символистов" до второго сборника стихов "Me eum esse" [1897] сам
Стр.1