Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 643261)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Брюсов

0   0
Первый авторБлагой
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID3065
АннотацияОб авторе (Брюсов Валерий Яковлевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Благой, Д. Брюсов : Статья / Д. Благой .— : [Б.и.], 1930 .— 7 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/3065 (дата обращения: 29.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Благой Д. Брюсов <...> http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-5931.htm БРЮСОВ Валерий Яковлевич [1873-1924] - один из крупнейших русских писателей первой четверти XX в. <...> Первым и долгое время единственным поэтом, к-рого знал Б., был Некрасов. <...> К началу 90-х гг. познакомился с поэзией родоначальников французского символизма Бодлера, Верлена, Малларме и др. <...> С целью насадить символизм в России Б. издает в 1894-1895 три маленьких сборника "Русские символисты". <...> - "Tertia Vigilia", встреченная полусочувственными отзывами критиков, в том числе Максима Горького, и четвертая - "Urbi et Orbi", твердо упрочившая за Брюсовым репутацию главы школы русского символизма. <...> К этому времени он уже имеет длинный ряд книг - сборников стихов, рассказов, романов, критических статей, переводов, исследований и т. п. (всего при жизни Б. вышло более 80 его книг); в сборниках, журналах, газетах он печатает огромное количество статей, заметок, рецензий; состоит членом большинства лит-ых обществ; путешествует по Европе. <...> Сочинения Б. переводятся на главные европейские, ряд славянских и некоторые восточные яз. <...> В июле 1917 обращается с сочувственными стихами к Горькому, к-рого в это время травили в кругах, стоявших на платформе Временного правительства. <...> Одновременно продолжается напряженная творческая работа Б.: за годы революции им выпущено семь сборников стихов, напечатано большое количество переводов, критических и научных исследований, статей, рецензий; начато редактирование нового полного собрания сочинений Пушкина. <...> В 1923, в связи с пятидесятилетием со дня рождения Б., Президиум ВЦИКа обратился к нему с грамотой, в к-рой "отмечает перед всей страной его выдающиеся заслуги" и "выражает благодарность рабочекрестьянского правительства". <...> Начальный период своего поэтического творчества от "Русских символистов" до второго сборника стихов "Me eum esse" [1897] сам <...> Пафос ранних стихов Б. - борьба <...>
Брюсов.pdf
Стр.1
Брюсов.pdf
Благой Д. Брюсов // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 1. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 593-606. http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-5931.htm БРЮСОВ Валерий Яковлевич [1873-1924] - один из крупнейших русских писателей первой четверти XX в. Р. в Москве в зажиточной купеческой семье. Дед Б. по отцу - крепостной крестьянин, откупившийся на волю, - открыл в Москве пробочную торговлю, разбогател. Патриархальный купеческий быт, едва сложившись в семье Б., начал распадаться при отце поэта (также родился крепостным). Отец Б. оказался неспособным продолжать торговое дело; в молодости он увлекся идеями 60-х гг., дружил с некоторыми представителями революционного народничества; позднее завел скаковую конюшню, стал играть, пить, запутался в долгах. Б. рос в доме отца "в принципах материализма и атеизма", "лет восьми прочел Добролюбова и Писарева". Вместе с тем на его воспитании с самого начала сказался распад крепкого дедовского быта. Мальчик рос предоставленный самому себе, читал не по возрасту, вслед за отцом увлекался скачками (первыми печатными строками Б. была статейка в защиту тотализатора, в "Русском спорте" в 1889) и уже с 12 лет, по его собственному признанию, научился срывать все городские "цветы зла": "узнал продажную любовь", "заглянул в область кафешантанов и веселых домов". Учился Б. в частных гимназиях, затем на историко-филологическом факультете Московского университета (окончил в 1899). Писать начал ребенком, сочиняя "печатными буквами" "научные статьи", рассказы и стихи (первые стихотворные опыты относятся к 1881). Первым и долгое время единственным поэтом, к-рого знал Б., был Некрасов. Позднее Б. "подпал под влияние Надсона". К началу 90-х гг. познакомился с поэзией родоначальников французского символизма - Бодлера, Верлена, Малларме и др. Знакомство с французской поэзией открыло Б. "новый мир". С целью насадить символизм в России Б. издает в 1894-1895 три маленьких сборника "Русские символисты". В 1895 выпускает свои стихи отдельной книжкой под вызывающим названием "Chefs d"oeuvre". На Б. как на "главном декаденте" сосредоточились нападки всей печати, остроумные статьи-пародии Влад. Соловьева и др. Репутация смешного и дерзкого бунтаря против установленных литературных традиций надолго закрыла перед Б. все издательства и журналы. Но она же сделала его центром собирания вокруг лозунгов символизма литературной молодежи. С конца 90-х гг. Б. начал журнальную работу секретарем "Русского архива", с 1903 - секретарем "Нового пути". С момента организации в 1899 издательства "Скорпион", поставившего задачей пропаганду зап.-европейской и русской "новой поэзии", стал принимать ближайшее участие в его работе. В "Скорпионе" вышла третья книга стихов Б. - "Tertia Vigilia", встреченная полусочувственными отзывами критиков, в том числе Максима Горького, и четвертая - "Urbi et Orbi", твердо упрочившая за Брюсовым репутацию главы школы русского символизма. С 1904 до начала 1909 Б. редактирует издаваемый "Скорпионом" журнал "Весы" (см.). С 1907 перед Б. открываются страницы толстых журналов. С 1910 по 1912 он заведует литературнокритическим отделом "Русской мысли". К этому времени он уже имеет длинный ряд книг - сборников стихов, рассказов, романов, критических статей, переводов, исследований и т. п. (всего при жизни Б. вышло более 80 его книг); в сборниках, журналах, газетах он печатает огромное количество статей, заметок, рецензий; состоит членом большинства лит-ых обществ; путешествует по Европе. Сочинения Б. переводятся на главные европейские, ряд славянских и некоторые восточные яз. В 1914 Б. едет военным корреспондентом на фронт. Патриотические настроения первых месяцев скоро сменяются у Б. разочарованием в "освободительных" целях войны. Б. печатается в "Летописи" и антимилитаристской "Новой жизни" Горького. В июле 1917 обращается с сочувственными стихами к Горькому, к-рого в это время травили в кругах, стоявших на платформе Временного правительства. С конца 1917 начинает работать с советской властью. В 1919 вступает в РКП(б). Работает в ряде советских учреждений. Состоит членом Моссовета; с 1921 - профессором I МГУ. В результате горячей проповеди о необходимости для писателей специального художественного образования - основывает в 1921 Высший литературнохудожественный институт (см.), в качестве ректора руководит всей его учебной работой. Одновременно продолжается напряженная творческая работа Б.: за годы революции им выпущено семь сборников стихов, напечатано большое количество переводов, критических и научных исследований, статей, рецензий; начато редактирование нового полного собрания сочинений Пушкина. В 1923, в связи с пятидесятилетием со дня рождения Б., Президиум ВЦИКа обратился к нему с грамотой, в к-рой "отмечает перед всей страной его выдающиеся заслуги" и "выражает благодарность рабочекрестьянского правительства". 9 октября 1924 Б. скончался от крупозного воспаления легких. Лит-ая деятельность Б. исключительно разнообразна. Поэт, романист, драматург, переводчик соединяются в нем с критиком, ученым исследователем стиха, историком и теоретиком лит-ры, редактором-комментатором. Однако с наибольшей силой и завершенностью художественная индивидуальность Б. и его социальная сущность выразились в его поэзии. Начальный период своего поэтического творчества от "Русских символистов" до второго сборника стихов "Me eum esse" [1897] сам
Стр.1