КНИГА В РОССИИ ЯРМАРКА Гоголь и кризис в российском книгоиздании XII Национальная выставка-ярмарка «Книги России» получилась в этом году нестандартной: одни увидели в ней несомненное свидетельство кризиса, для других она оказалась неожиданно удачной. <...> Эти «другие» – прежде всего малые и средние издательства, часто – нестоличные. <...> В ситуации, когда ведущие игроки книжного бизнеса или вовсе сочли неэффективным участие в ярмарке, или убавили размах своих экспозиций, малые и средние, рискнувшие участвовать, получили преимущество. <...> Разумеется, некоторым помогли – так, немало интересных книг обнаружилось на коллективном стенде АСКИ. <...> Некоторые издательства объединили усилия и представляли на своих стендах продукцию не участвовавших в ярмарке коллег. <...> Не слишком заметен был спад и на стендах издательств, выпускающих учебную литературу, – спрос на нее оказался весьма высок. <...> Так что парадоксальные на первый взгляд суждения, что в этом году выставка-ярмарка «Книги России» куда больше смахивает на ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction, отчасти оправданны. месте с тем, о кризисе говорило и отсутствие многих заметных компаний, и очень скромные стенды, и наличие непрофильной продукции – от рубашек до каких-то высокотехнологических массажеров, – и, самое главное, огромный 57-й павильон ВВЦ не удалось заполнить даже наполовину. <...> Впечатление усугублялось и отсутствием звездных имен в программе, и явным недостатком новинок. <...> Те самые малые и средние издательства, внезапно вышедшие на первый план, предлагали в основном книги прошлых лет. <...> В Стоит заметить, что замешательство на российском книжном рынке имеет двоякую причину: с одной стороны, работают глобальные экономические механизмы, и как бы ни говорили, что книга – товар особый, последстнии самым прямым образом – покупатель начинает экономить, кредиты, аренда и услуги становятся дороже. <...> Но на это накладывается и кризис собственно книжной культуры <...>