Хазыкова Э.К.
К ВОПРОСУ О ПРОДЛЕНИИ СРОКА КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСВА
Одной из задач современного института банкротства является оздоровление экономики
государства путем ликвидации безнадежно неплатежеспособных предприятий-должников.
Процедура конкурсного производства как стадия банкротства призвана реализовать данную
задачу.
В дореволюционном российском праве термином «конкурсное производство» обозначался все
производство по делу о банкротстве. В настоящее время это конечная судебная стадия. В
результате конкурсного производства прекращается существование юридического лица или
предпринимательская деятельность индивидуального предпринимателя [1,80].
Целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований
кредиторов за счет полученных средств от реализации имущества должника. Кроме того,
конкурсное производство призвано охранять имущественные интересы участников дела о
банкротстве от неправомерных действий в отношении друг друга. Однако проведение данной
процедуры не лишает должника, освободившегося от прежних обязательств, права вновь
осуществлять предпринимательскую деятельность.
Конкурсное производство открывается после принятия решения арбитражного суда о
признании должника банкротом. Такое решение принимается в случаях установления признаков
банкротства должника, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N
127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) [2], при отсутствии
оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения,
введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения
или прекращения производства по делу о банкротстве.
Стадия конкурсного производства вводится на срок шесть месяцев, однако арбитражный суд
по ходатайству лица, участвующего в деле, вправе продлить его на шесть месяцев (пункт 2 статьи
124 Закона о банкротстве). Таким образом, установленный законодательством предел срока
конкурсного производства составляет двенадцать месяцев. Дальнейшее продление срока
конкурсного производства Законом о банкротстве не предусмотрено.
Состав лиц, участвующих в деле, определен в статье 34 Закона о банкротстве: должник;
арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные
органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях,
предусмотренных указанным Законом. Соответственно только указанные лица могут
ходатайствовать о продлении срока конкурсного производства.
102
Стр.1
Ходатайство о продлении срока конкурсного производства рассматривается в судебном
заседании в коллегиальном составе суда, где непосредственно исследуются все доводы в
обоснование данного ходатайства.
О продлении срока конкурсного производства арбитражный суд выносит определение,
которое может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3
статьи 61 Закона о банкротстве в течение четырнадцати дней с момента его принятия. Однако
обжалование такого определения в апелляционной инстанции не является препятствием для
совершения процессуальных действий по делу о банкротстве и основанием для приостановления
их действия.
Ранее действовавший закон о банкротстве 1998 года предусматривал возможность продления
срока конкурсного производства более чем на шесть месяцев. Действующий закон о банкротстве
такое правило не перенял. Это объясняется тем, что конкурсные управляющие зачастую
необоснованно затягивали конкурсное производство на срок, доходивший иногда до нескольких
лет, что приводило к дополнительному расходованию денежных средств из конкурсной массы на
его проведение, а также на вознаграждение конкурсного управляющего. На практике случалось
так, что конкурсное производство могло длиться пять, а то и семь лет [3].
Однако полагаем, при необходимости в исключительных случаях арбитражный суд все-таки
вправе продлить срок конкурсного производства сверх установленного Законом срока.
Очевидно, что признание невозможности увеличения срока конкурсного производства могло
бы привести к сложным последствиям на практике. Это связано, прежде всего, с возникновением
новых обстоятельств или обнаружением ранее неизвестного имущества должника, в связи с чем
может понадобиться дополнительный промежуток времени для надлежащего проведения
конкурсного производства.
Так, например, по окончании конкурсного производства, срок которого уже был продлен,
вдруг может оказаться, что у должника существует еще не реализованное имущество за
пределами Российской Федерации, или отсутствуют правоустанавливающие документы на
некоторые объекты недвижимого имущества, либо обнаружилось имущество, находящееся у
третьих лиц без должных оснований, что требует обращения в суд с виндикационным (или иным)
иском. Единственный выход в подобных ситуациях - продление конкурсного производства, так
как юридическое лицо не может быть ликвидировано при указанных обстоятельствах.
В частности, возникает вопрос о порядке действий в ситуации, когда срок конкурсного
производства заканчивается, но не все денежные средства распределены между кредиторами. Из
буквального толкования статьи 124 Закона о банкротстве следует, что необходимо прекращать
конкурсное производство и распределять оставшееся имущество органам местного
самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный
орган исполнительной власти (в соответствии с нормами статьи 148 Закона о банкротстве).
На решение данной проблемы было направлено вынесенное Пленумом ВАС РФ
постановление от 8 апреля 2003 года № 4 [4]. В постановлении установлено, что «по смыслу
пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока
конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью
завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного
управляющего» (пункт 16). Очевидно, что из текста данного постановления не следует
однозначный ответ на вопрос о продлении срока конкурсного производства свыше двенадцати
месяцев, а также о том, что может рассматриваться в качестве исключительного случая,
являющегося основанием для продления срока конкурсного производства.
В связи с отсутствием в законодательстве перечня исключительных обстоятельств, при
наступлении которых конкурсный управляющий вправе ходатайствовать о продлении срока
конкурсного управления, целесообразно определить некоторые из таких обстоятельств, наиболее
часто встречающиеся на практике:
1) необходимость проведения повторных торгов по продаже имущества должника;
2) возникновение трудностей по установлению местонахождения имущества или
материальных ценностей, что в результате затрудняет составление анализа финансового
состояния должника;
3) необходимость оформления правоустанавливающих документов на недвижимое имущество
должника;
4) нахождение имущества должника в разных городах, областях, а также за пределами
Российской Федерации, в результате чего сроки его оценки и продажи увеличиваются;
103
Стр.2