Пособие состоит из курса проблемных лекций, раскрывающих наиболее сложные разделы учебной дисциплины: методологические и теоретические вопросы, связанные с закономерностями территориальной дифференциации и организации, районированием, соотношением глобально-регионального континуума, упорядочением понятийного аппарата; формированием современных ландшафтов с учетом природного и антропогенных факторов и процессов культурогенеза; пониманием роли тектонико-геоморфологических факторов и процессов тепловлагообмена в формировании региональных и локальных (ландшафтных) групп природных комплексов. <...> В содержательную часть пособия входят следующие разделы: «Теоретические проблемы курса физической географии мира и России»; «История формирования природы и современных ландшафтов мира и России»; «Современные ландшафты мира и России». <...> Особое место в этом разделе занимает тема «Современные ландшафты». <...> Ведущее внимание уделяется закономерностям пространственной организации природы в пределах географической оболочки истории человека (геоверсума), образованию природных и культурных геокомплексов, изучению их свойств, а также их роли в жизни людей. <...> Главное в системе человек – природа просматривается через средоформирующие и ресурсовоспроизводящие особенности природных геокомплексов, через знание закономерностей формирования природной, географической и современной ландшафтной сред жизни, как отдельного человека, так и отдельных групп населения. <...> В то же время сведения об их уникальных свойствах (средоформирующих, ресурсовоспроизводящих и т. д.) чаще всего отсутствуют; 4) слабой разработанности проблемы «незнания», например, нераскрытие тайны влияния природы на человека («природа и этносы», «природа и здоровье человека», «природа и духовный мир человека») или оценка природных условий для его жизни); 5) размытости предмета и объекта исследования в региональных курсах; 6) роли человека <...>
Физическая_география_мира_и_России_.pdf
УДК 913 (075.8)
ББК 26.8 я73
Ш 18
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор Т. К. Щербакова,
канд. геогр. наук, доцент А. В. Скрипчинский
Шальнев В. А., Конева В. В., Нефедова М. В., Ляшенко Е. А.
Ш 18 Физическая география мира и России: учебное пособие. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 140 с.
Пособие состоит из курса проблемных лекций, раскрывающих
наиболее сложные разделы учебной дисциплины: методологические
и теоретические вопросы, связанные с закономерностями
территориальной дифференциации и организации, районированием,
соотношением глобально-регионального континуума, упорядочением
понятийного аппарата; формированием современных
ландшафтов с учетом природного и антропогенных факторов и
процессов культурогенеза; пониманием роли тектонико-геоморфологических
факторов и процессов тепловлагообмена в формировании
региональных и локальных (ландшафтных) групп природных
комплексов.
Предназначено для бакалавров направления подготовки
021300.62 – Картография и геоинформатика, по профилю подготовки
«Геоинформатика».
УДК 913 (075.8)
ББК 26.8 я73
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2014
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………….. 4
Тема 1. Введение. Современное состояние и проблемные
вопросы дисциплины «Физической географии мира
и России»……………………………………………………... 7
Тема 2. История формирования природы и современных
ландшафтов мира……………………………………………. 22
Тема 3. Общий обзор Евразии………………………………. 61
Тема 4. Общий обзор Южной Америки…………………… 95
Тема 5. Современные ландшафты Западной Европы……… 112
Тема 6. Общие сведения о территории России……………. 125
Рекомендуемая литература………………………………….. 131
Понятийный аппарат курса…………………………………. 132
3
Стр.3