Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 523290)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Методика преподавания биологии (160,00 руб.)

0   0
Первый авторЛевкина Е. В.
АвторыБузулукский гуманитарно-технолог. ин-т
ИздательствоБГТИ (филиал) ГОУ ОГУ
Страниц154
ID304069
АннотацияНастоящее учебно-практическое пособие содержит сведения о целях и содержании биологического образования, а также о методах, средствах и формах организации обучения биологии в средней общеобразовательной школе. В пособии рассмотрены вопросы, касающиеся различных подходов к осуществлению биологического образования, раскрываются идеи формирования ценностного отношения к окружающему миру в процессе личностно-ориентированного обучения.
Кем рекомендованоРедакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно–технологического института (филиала) ОГУ
Кому рекомендованоУчебно-практическое пособие по курсу «Методика преподавания биологии» предназначено для студентов, обучающихся в БГТИ (филиал) ОГУ по направлению подготовки 020400.62 - Биология.
УДК57:373.5.016
ББК28
Левкина, Е.В. Методика преподавания биологии [Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие / Бузулукский гуманитарно-технолог. ин-т, Е.В. Левкина .— Бузулук : БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2013 .— 154 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/304069

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Учебно-практическое пособие по курсу «Методика преподавания биологии» предназначено для студентов, обучающихся в БГТИ (филиал) ОГУ по направлению подготовки 020400.62 - Биология. <...> 7 1.1 Основные цели и задачи методики преподавания биологии. <...> 7 1.2 Основные исторические вехи возникновения, становления и развития методики преподавания биологии в России…………………………………. <...> 10 2 Актуальные проблемы методики преподавания биологии………………… 26 2.1 Цели и задачи методики преподавания биологии в России……………. <...> 38 3.3 Цели обучения школьников биологии в двенадцатилетней школе……… 41 3.4 Содержание и структура школьного предмета «Биология»……………. <...> 42 3.5 Структура предмета «Биология» в современной общеобразовательной школе…………………………………………………………………………… 44 3.6 Обязательный минимум содержания биологического образования……. <...> 9.4 Внеурочная работа по биологии как форма организации обучения… <...> 141 11 Материальная база обучения биологии в общеобразовательной школе … <...> 151 Список использованных источников………………………………………… 154 5 Пояснительная записка Основной целью освоения дисциплины «Методика преподавания биологии» является: изучение современных представлений об организации образовательного процесса, связанного с изучением биологии в средней общеобразовательной школе. <...> Для освоения этих важных функций преподавателя биологии планируется внеаудиторная самостоятельная работа студентов, в ходе которой они должны выполнить практические задания по таким темам, как: «Введение в методику преподавания биологии»; «Актуальные проблемы методики преподавания биологии»; «Отбор содержания отечественного биологического образования в общеобразовательной школе»; «Система биологических понятий и ее развитие в общеобразовательной школе», «Роль деятельности в процессе обучения биологии», «Осуществление воспитания в процессе преподавания биологии», «Методы и приемы обучения биологии», «Средства <...>
Методика_преподавания_биологии.pdf
УДК 591.3.044 ББК 28.7 Л 36 Рецензенты - кандидат педагогических наук Н.В. Бутримова, кандидат биологических наук М.С. Малахова Лѐвкина, Е.В. Л 36 Методика преподавания биологии: учебно-практическое пособие / Е.В.Лѐвкина; Бузулукский гуманитарно-технолог. ин-т (филиал) ОГУ – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2013. – 154 с. Настоящее учебно-практическое пособие содержит сведения о целях и содержании биологического образования, а также о методах, средствах и формах организации обучения биологии в средней общеобразовательной школе. В пособии рассмотрены вопросы, касающиеся различных подходов к осуществлению биологического образования, раскрываются идеи формирования ценностного отношения к окружающему миру в процессе личностно-ориентированного обучения. Учебно-практическое пособие по курсу «Методика преподавания биологии» предназначено для студентов, обучающихся в БГТИ (филиал) ОГУ по направлению подготовки 020400.62 - Биология. УДК 591.3.044 ББК 28.7 © Левкина Е.В. 2013 © БГТИ (филиал) ОГУ, 2013 2
Стр.2
Содержание Пояснительная записка………………………………………………………….. 6 1 Введение в методику преподавания биологии………………………………. 7 1.1 Основные цели и задачи методики преподавания биологии. Место, занимаемое методикой преподавания биологии среди других наук……….. 7 1.2 Основные исторические вехи возникновения, становления и развития методики преподавания биологии в России…………………………………. 10 2 Актуальные проблемы методики преподавания биологии………………… 26 2.1 Цели и задачи методики преподавания биологии в России…………….. 26 2.2 Главные принципы и закономерности методики преподавания биологии 28 2.3 Виды обучения биологии………………………………………………….. 30 2.4 Понятие о педагогических технологиях………………………………….. 32 3 Отбор содержания отечественного биологического образования в общеобразовательной школе…………………………………………………… 37 3.1 Основы содержания школьного биологического образования………… 37 3.2 Цели и задали современного биологического образования……………. 38 3.3 Цели обучения школьников биологии в двенадцатилетней школе……… 41 3.4 Содержание и структура школьного предмета «Биология»……………. 42 3.5 Структура предмета «Биология» в современной общеобразовательной школе…………………………………………………………………………… 44 3.6 Обязательный минимум содержания биологического образования……. 47 3.7 Основные компоненты содержания школьного биологического образования…………………………………………………………………………… 48 4 Система биологических понятий и ее развитие в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………… 52 4.1 Понятие как главная дидактическая единица в школьном предмете «Биология»……………………………………………………………………… 52 4.2 Содержание биологических понятий……………………………………… 53 4.3 Теория развития биологических понятий…………………………………. 54 3
Стр.3
4.4 Экологические понятия в школьном предмете «Биология»…………….. 56 4.5 Методика развития понятий в процессе обучения биологии……………. 58 5 Роль деятельности в процессе обучения биологии…………………………. 63 5.1 Деятельность как один компонентов содержания биологического образования…………………………………………………………………………. 63 5.2 Управление интеллектуальным развитием учащихся в процессе их обучения биологии………………………………………………………………… 66 5.3 Способы деятельности в содержании обучения биологии……………….. 68 5.4 Особенности методики формирования умений и навыков в обучении биологии…………………………………………………………………………. 70 6 Осуществление воспитания в процессе преподавания биологии………….. 74 6.1 Воспитательный потенциал биологической науки и школьного предмета «Биология» ………………………………………………………………… 74 6.2 Формирование и развитие мировоззрения в различных формах организации обучения биологии……………………………………………………. 75 6.3 Особенности экологического воспитания в отечественной общеобразовательной школе……………………………………………………………… 77 6.4 Трудовое, эстетическое, этическое, патриотическое и гражданское воспитание в процессе преподавания биологии………………………………. 78 6.5 Физическое и гигиеническое воспитание учащихся в процессе преподавания биологии……………………………………………………………….. 81 6.6 Половое воспитание учащихся…………………………………………… 83 7 Методы и приемы обучения биологии………………………………………. 88 7.1 Система методов и методических приемов обучения биологии…………. 88 7.2 Характеристика отдельных методов обучения биологии……………….. 90 7.3 Функции методов обучения………………………………………………… 96 7.4 Выбор методов и их развитие…………………………………………… 97 7.5 Методы мультимедийного обучения биологии…………………………… 99 8 Средства обучения биологии………………………………………………… 105 8.1 Общие сведения о системе средств обучения биологии………………….. 105 4
Стр.4
8.2 Характеристика различных видов наглядных пособий по биологии……. 106 9 Формы организации обучения биологии…………………………………. 111 9.1 Общая система организационных форм обучения биологии в общеобразовательной школе. Факторы, влияющие на выбор форм обучения…….. 111 9.2 Урок как главная форма обучения биологии в общеобразовательной школе……………………………………………………………………………. 114 9.3 Экскурсия как форма организации обучения биологии……………….. 9.4 Внеурочная работа по биологии как форма организации обучения…. 125 128 9.5 Домашняя работа учащихся по биологии………………………………… 130 9.6 Особенности внеклассных занятий по биологии………………………….. 132 10 Система контроля знаний в обучении биологии…………………………. 137 10.1 Значение контроля в обучении биологии……………………………… 137 10.2 Формы контроля знаний, умений и навыков по биологии…………… 138 10.3 Виды и методы контроля знаний по биологии……………………….. 141 11 Материальная база обучения биологии в общеобразовательной школе … 147 11.1 Оборудование кабинета биологии……………………………………….. 147 11.2 Организация уголка живой природы…………………………………… 150 11.3 Пришкольный учебно-опытный участок………………………………. 151 Список использованных источников………………………………………… 154 5
Стр.5