Философским обоснованием принципа иерархии служили метафизика и физика Аристотеля, на которого и обрушились все нападки. <...> Именно в этих социально-культурных условиях возникает экспериментально-математическое естествознание, сначала еще связанное с метафизикой (конец XVI- XVII вв.), а в конце XVIII-XIX вв. наука оттеснила метафизику на задний план, создав особый (сциентистский) способ мышления и жизненной ориентации, по сей день определяющий характер европейской культуры и индустриальнотехнической цивилизации. <...> Философско-теологический контекст механистического естествознания Нового времени Механистическое естествознание Нового времени имело свой духовный исток в протестантском богословии, создавшем образ природы как хорошо отрегулированной машины, которая полностью зависит от своего Конструктора и Создателя. <...> Такое решение основной мировоззренческой проблемы – соотношения Бога и мира – стимулировало развитие философской мысли ученых Нового времени. <...> Пионеры новой науки (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Бойль) в XVII в. систематически применяли теологические аргументы для оправдания механистического подхода к природе. <...> Наиболее эффективно эта математизация физики была развернута в XVII столетии Ньютоном в его знаменитом труде «Математические начала натуральной философии». <...> Николай Кузанский (1401-1464) На развитие науки Нового времени оказали значительное влияние философские идеи Кузанского. <...> Несмотря на то, что решение этой проблемы являлось теоцентрическим, Кузанский, используя неоплатонический пантеизм, отверг античный и средневековый дуализм (противопоставление) единого и множественного (Платон и Аристотель), Бога и мира (схоластика). <...> Если Бог не имеет противоположностей, то из этого заключения следовал вывод о том, что Он есть актуальная бесконечность, больше которой ничего быть не может, так как Бог вмещает в себе все сущее. <...> В своих воззрениях Кузанский, в отличие от неоплатоников, все же сохраняет <...>
Философия_науки_нового_времени.pdf
ББК Ю 91 я 7
Чечеткина И.И.
Философия науки Нового времени : учебное пособие /
И.И. Чечеткина; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол.
ун-т. ─ Казань : Изд-во КНИТУ, 2013. – 188 с.
ISBN 978-5-7882-1417-7
Рассмотрена история науки Нового времени и ее философское
осмысление в социально-культурном контексте. Показана ключевая
роль философских идей в становлении методологии научного познания
и естествознания.
Предназначено для студентов, обучающихся в бакалавриате и
магистратуре по всем направлениям, а также для всех, интересующихся
проблемами истории и философии науки.
Подготовлено на кафедре истории и философии науки.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Казанского национального исследовательского технологического
университета
Рецензенты: зав. каф. философии КНИТУ им. А.Н. Туполева д-р
филос. наук, проф. Н.М. Солодухо
ст. науч. сотр. ЦПЭИ АН РТ, канд. филос. наук,
доц. А.А. Мавлюдов
ISBN 978-5-7882-1417-7 © Чечеткина И.И., 2013
© Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2013
2
Стр.2
Содержание
Введение ..................................................................................................... 3
1 Философско-теологический контекст механистического
естествознания Нового времени ......................................................... 5
2 Неоплатонические идеи Кузанского и их влияние
на становление науки Нового времени .............................................. 8
3 Создание гелиоцентрической системы мира Коперником ............. 12
4 Бруно о единстве всего сущего и окончательный подрыв
аристотелевской космологии ............................................................ 15
5 Математическая и экспериментальная физика Галилея ................. 18
6 Бэкон и становление экспериментальной философии .................... 26
7 Рационалистическая философия и универсальная механика
Декарта ................................................................................................ 36
8 Атомистические учения в XVII-XVIII веках ................................... 47
9 «Математические начала натуральной философии» Ньютона ...... 57
10 Лейбниц как реформатор науки Нового времени ........................... 67
11 XVIII век: философия Просвещения и первое наступление
науки на метафизику .......................................................................... 78
12 «Копернианский переворот» Канта и отвержение им
метафизики .......................................................................................... 85
Контрольные вопросы ............................................................................. 96
Темы рефератов ....................................................................................... 99
Заключение ............................................................................................. 100
Список литературы ................................................................................ 103
Приложение 1 ......................................................................................... 106
Приложение 2 ......................................................................................... 115
Приложение 3 ......................................................................................... 120
Приложение 4 ......................................................................................... 127
Приложение 5 ......................................................................................... 133
Приложение 6 ......................................................................................... 147
Приложение 7 ......................................................................................... 160
Приложение 8 ......................................................................................... 174
184
Стр.184