Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Развитие способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии в процессе психолого-педагогической подготовки (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСеданкина Татьяна Евгеньевна
ИздательствоКНИТУ
Страниц16
ID302500
АннотацияЦель исследования — разработать и экспериментально апробировать модель и педагогические условия развития способности к профессиональной рефлексии будущих офицеров в процессе их психолого-педагогической подготовки в военном вузе.
УДК355.23
ББК74.58
Седанкина, Т.Е. Развитие способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии в процессе психолого-педагогической подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Е. Седанкина .— Казань : КНИТУ, 2009 .— 16 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302500 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Седанкина Татьяна Евгеньевна РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань 2009 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» и Казанском высшем военном командном училище. <...> Длительное время рефлексивный компонент в Вооруженных Силах считался мало востребованным. <...> Критический анализ военнопрофессиональных действий и самоанализ деятельности военнослужащих не приветствовались. <...> Считалось, что рефлексия способствует излишней критичности, созерцательности и уводит от решения важных военнопрофессиональных задач. <...> Изменения, происходящие в обществе, актуализировали насущную потребность в новом поколении офицеров, имеющих оптимальный уровень рефлексивных способностей, необходимый и достаточный для эффективного выполнения военно-профессиональной деятельности. <...> Однако психолого-педагогические механизмы рефлексивного освоения военнопрофессиональной деятельности изучены менее обстоятельно по сравнению с другими профессиями. <...> На первый план выдвигается целый спектр теоретических и практических вопросов, связанных с осмыслением военно-профессиональной рефлексии как феномена, процесса её развития с учётом специфики военной службы. <...> Таким образом, в процессе исследования обнаружились противоречия: - между необходимостью комплектования Вооруженных Сил на новой концептуальной основе современными офицерами, обладающими способно3 А.Н.Леонтьева, стью к военно-профессиональной рефлексии, и недостаточным уровнем её развития у курсантов военного вуза; - между необходимостью способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии и недостаточной разработанностью педагогических условий её развития у курсантов <...>
Развитие_способности_будущих_офицеров_к_профессиональной_рефлексии_в_процессе_психолого-педагогической_подготовки.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность исследования. Длительное время рефлексивный компонент в Вооруженных Силах считался мало востребованным. Это было обусловлено характером авторитарной системы управления подчинёнными, ориентиром командира на внешний контроль и невозможностью малейшего отклонения от приказа вышестоящего начальника. Критический анализ военнопрофессиональных действий и самоанализ деятельности военнослужащих не приветствовались. Считалось, что рефлексия способствует излишней критичности, созерцательности и уводит от решения важных военнопрофессиональных задач. Изменения, происходящие в обществе, актуализировали насущную потребность в новом поколении офицеров, имеющих оптимальный уровень рефлексивных способностей, необходимый и достаточный для эффективного выполнения военно-профессиональной деятельности. Однако психолого-педагогические механизмы рефлексивного освоения военнопрофессиональной деятельности изучены менее обстоятельно по сравнению с другими профессиями. Поэтому исследование специфики развития способности к рефлексии у будущих офицеров приобретает особую актуальность. На первый план выдвигается целый спектр теоретических и практических вопросов, связанных с осмыслением военно-профессиональной рефлексии как феномена, процесса её развития с учётом специфики военной службы. Обозначенная область научного интереса связана с разработкой проблемы «самопроцессов» и занимает значительное место в современной психологической и педагогической науке. Наиболее изучены процессы эмоциональной устойчивости, саморегуляции, самоконтроля, принятия решений (Л.М.Аболин, А.В.Карпов, О.А.Конопкин, А.О.Прохоров и др.). Структура, особенности процессов самоуправления и саморегуляции, их взаимосвязь исследовались Н.М.Пейсаховым, Н.Ш.Валеевой, Р.В.Габдреевым, Н.Ш.Габдреевой и др. Различные аспекты самопроцессов в контексте проблемы самовоспитания рассматривались В.И.Андреевым, А.И.Кочетовым, П.Н.Осиповым, Л.И.Рувинским и др. Определенное влияние на формирование современных представлений о сущности «самопроцессов» оказали взгляды таких представителей зарубежной гуманистической психологии и педагогики, как Р.Бернс, Д.Дьюи, К.Роджерс, А.Маслоу. Непосредственно феномену рефлексии в психолого-педагогической литературе также уделяется значительное внимание. Её различные аспекты освещены в работах многих исследователей — философов, социологов, психологов, педагогов: В.И.Андреева, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Карпова, Т.А.Колышевой, Ю.Н.Кулюткина, А.К.Марковой, П.Н.Осипова, В.В.Пономарёвой, С.Л.Рубинштейна, С.Ю.Степанова, И.Н.Семёнова, В.И.Слободчикова и др. Однако до настоящего времени не изучены ни содержательный, ни процессуальный, ни методический аспекты развития способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии. Таким образом, в процессе исследования обнаружились противоречия: - между необходимостью комплектования Вооруженных Сил на новой концептуальной основе современными офицерами, обладающими способно3 А.Н.Леонтьева,
Стр.3
стью к военно-профессиональной рефлексии, и недостаточным уровнем её развития у курсантов военного вуза; - между необходимостью способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии и недостаточной разработанностью педагогических условий её развития у курсантов в процессе обучения в военном вузе. Названные противоречия указывают направление научного поиска и позволяют обозначить его проблему: каковы педагогические условия развития способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии в процессе их психолого-педагогической подготовки в военном вузе? Объект исследования — личность будущего офицера в учебновоспитательном процессе высшего военного учебного заведения. Предмет исследования — педагогические условия развития способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии в процессе их психолого-педагогической подготовки. Цель исследования — разработать и экспериментально апробировать модель и педагогические условия развития способности к профессиональной рефлексии будущих офицеров в процессе их психолого-педагогической подготовки в военном вузе. Гипотеза исследования. Развитие способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии в процессе их психолого-педагогической подготовки в военном вузе будет успешным, если: - система военно-профессиональной подготовки строится на признании рефлексии как профессионально-важного качества будущих офицеров в условиях реформирования Вооруженных Сил; - на основе анализа специфики профессиональной деятельности офицеров определён оптимальный уровень военно-профессиональной рефлексии, необходимый и достаточный для эффективного выполнения профессиональной деятельности офицера; - разработана модель развития способности к военнопрофессиональной рефлексии, предусматривающая целевой, методологический, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты; - реализован комплекс педагогических условий, включающий: способность военнослужащего к самоактуализации и саморазвитию; осознание им необходимости развития профессиональной рефлексии; гуманитаризацию и гуманизацию военно-профессионального образования; специально организованную рефлексивную учебно-воспитательную деятельность; активизацию отношений между участниками рефлексивной деятельности; готовность и способность профессорско-преподавательского состава к развитию у курсантов профессиональной рефлексии в ходе учебно-воспитательного процесса. Задачи исследования: 1. Обосновать способность курсантов к оптимальному уровню рефлексии как профессионально-важное качество офицера в условиях модернизации Вооруженных Сил. 2. Показать особенности и уровни сформированности профессиональной рефлексии курсантов, а также влияющие на них факторы. 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ