ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Длительное время рефлексивный компонент
в Вооруженных Силах считался мало востребованным. Это было обусловлено
характером авторитарной системы управления подчинёнными, ориентиром
командира на внешний контроль и невозможностью малейшего отклонения
от приказа вышестоящего начальника. Критический анализ военнопрофессиональных
действий и самоанализ деятельности военнослужащих не
приветствовались. Считалось, что рефлексия способствует излишней критичности,
созерцательности и уводит от решения важных военнопрофессиональных
задач. Изменения, происходящие в обществе, актуализировали
насущную потребность в новом поколении офицеров, имеющих оптимальный
уровень рефлексивных способностей, необходимый и достаточный
для эффективного выполнения военно-профессиональной деятельности. Однако
психолого-педагогические механизмы рефлексивного освоения военнопрофессиональной
деятельности изучены менее обстоятельно по сравнению с
другими профессиями. Поэтому исследование специфики развития способности
к рефлексии у будущих офицеров приобретает особую актуальность. На
первый план выдвигается целый спектр теоретических и практических вопросов,
связанных с осмыслением военно-профессиональной рефлексии как феномена,
процесса её развития с учётом специфики военной службы.
Обозначенная область научного интереса связана с разработкой
проблемы «самопроцессов» и занимает значительное место в современной
психологической и педагогической науке. Наиболее изучены процессы
эмоциональной устойчивости, саморегуляции, самоконтроля, принятия
решений (Л.М.Аболин, А.В.Карпов, О.А.Конопкин, А.О.Прохоров и др.).
Структура, особенности процессов самоуправления и саморегуляции, их
взаимосвязь
исследовались
Н.М.Пейсаховым,
Н.Ш.Валеевой,
Р.В.Габдреевым, Н.Ш.Габдреевой и др. Различные аспекты самопроцессов в
контексте проблемы самовоспитания рассматривались В.И.Андреевым,
А.И.Кочетовым, П.Н.Осиповым, Л.И.Рувинским и др. Определенное влияние
на формирование современных представлений о сущности «самопроцессов»
оказали взгляды таких представителей зарубежной гуманистической
психологии и педагогики, как Р.Бернс, Д.Дьюи, К.Роджерс, А.Маслоу.
Непосредственно феномену рефлексии в психолого-педагогической
литературе также уделяется значительное внимание. Её различные аспекты
освещены в работах многих исследователей — философов, социологов,
психологов, педагогов: В.И.Андреева, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова,
А.В.Карпова,
Т.А.Колышевой, Ю.Н.Кулюткина,
А.К.Марковой, П.Н.Осипова, В.В.Пономарёвой, С.Л.Рубинштейна,
С.Ю.Степанова, И.Н.Семёнова, В.И.Слободчикова и др.
Однако до настоящего времени не изучены ни содержательный, ни
процессуальный, ни методический аспекты развития способности будущих
офицеров к профессиональной рефлексии. Таким образом, в процессе исследования
обнаружились противоречия:
- между необходимостью комплектования Вооруженных Сил на новой
концептуальной основе современными офицерами, обладающими способно3
А.Н.Леонтьева,
Стр.3
стью к военно-профессиональной рефлексии, и недостаточным уровнем её
развития у курсантов военного вуза;
- между необходимостью способности будущих офицеров к профессиональной
рефлексии и недостаточной разработанностью педагогических
условий её развития у курсантов в процессе обучения в военном вузе.
Названные противоречия указывают направление научного поиска и
позволяют обозначить его проблему: каковы педагогические условия развития
способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии в процессе
их психолого-педагогической подготовки в военном вузе?
Объект исследования — личность будущего офицера в учебновоспитательном
процессе высшего военного учебного заведения.
Предмет исследования — педагогические условия развития способности
будущих офицеров к профессиональной рефлексии в процессе их психолого-педагогической
подготовки.
Цель исследования — разработать и экспериментально апробировать
модель и педагогические условия развития способности к профессиональной
рефлексии будущих офицеров в процессе их психолого-педагогической подготовки
в военном вузе.
Гипотеза исследования. Развитие способности будущих офицеров к
профессиональной рефлексии в процессе их психолого-педагогической подготовки
в военном вузе будет успешным, если:
- система военно-профессиональной подготовки строится на признании
рефлексии как профессионально-важного качества будущих офицеров в
условиях реформирования Вооруженных Сил;
- на основе анализа специфики профессиональной деятельности офицеров
определён оптимальный уровень военно-профессиональной рефлексии,
необходимый и достаточный для эффективного выполнения профессиональной
деятельности офицера;
- разработана модель
развития
способности
к
военнопрофессиональной
рефлексии, предусматривающая целевой, методологический,
операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты;
- реализован комплекс педагогических условий, включающий: способность
военнослужащего к самоактуализации и саморазвитию; осознание
им необходимости развития профессиональной рефлексии; гуманитаризацию
и гуманизацию военно-профессионального образования; специально организованную
рефлексивную учебно-воспитательную деятельность; активизацию
отношений между участниками рефлексивной деятельности; готовность и
способность профессорско-преподавательского состава к развитию у курсантов
профессиональной рефлексии в ходе учебно-воспитательного процесса.
Задачи исследования:
1. Обосновать способность курсантов к оптимальному уровню рефлексии
как профессионально-важное качество офицера в условиях модернизации
Вооруженных Сил.
2. Показать особенности и уровни сформированности профессиональной
рефлексии курсантов, а также влияющие на них факторы.
4
Стр.4